Оскар 2018: разбираемся в номинациях

23 января Киноакадемия назвала номинантов на «Оскар 2018». Список претендентов оглашали Энди Серкис и Тифани Хадиш, успевшие перепутать имена, вздремнуть и обсудить «Дюнкерк», который «пора бы уже посмотреть, что-ли». Оскаровский комитет в этом году повел себя предельно осторожно, расовых и гендерных скандалов не предвидится. Тем не менее попробуем разобраться в приятных сюрпризах и разочарованиях.

Праздник в семействе дель Торо

У «Формы воды» 13 номинаций от Киноакадемии. Триумфатором в многолетней истории «Оскара» Гильермо дель Торо не стал, но к рекордсменам подобрался очень близко. Самое больше количество продолжают удерживать «Все о Еве», «Титаник» и «Ла-Ла Ленд» — 14 номинаций. Стоит учесть тот факт, что дель Торо никогда не ладил с голливудской продюсерской машиной. Его фильмы слишком причудливы для массового зрителя, так что «Форму воды» уже можно считать самым успешным проектом режиссера. При этом сказать, что Гильермо подстроился под вкусы публики тоже не получится — перед нами весьма извращенная история любви.

После ряда подобных церемоний («Золотой Глобус», Гильдия продюсеров, Independent Spirit), где режиссер собрал охапку призов, триумф дель Торо на церемонии «Оскар 2018» кажется логичным. Интересно, как сейчас себя чувствуют кинокритики, которые в сентябре после Венецианской премьеры доказывали, что «Форма воды» — слишком странное кино для Киноакадемии.

Постановщик войдет в историю если возьмет 12 «Оскаров». Пока что рекорд в 11 статуэток у фильмов «Бен-Гур», «Титаника» и «Властелин колец: Возвращения короля». К сожалению, не нужно быть букмекером чтобы понять, что этого не случиться. К примеру, в актерских номинациях ни Салли Хокинс ни Ричард Дженкинс не являются фаворитами.

Среди прочих пока что самой вероятной для «Формы воды» выглядит как минимум награда за «Лучшую режиссуру». Этого уже достаточно, чтобы вывести Гильермо из авторского гетто, где надо сражаться со студией за бюджет для фильма. Не сомневаюсь, что после церемонии «Оскар 2018» дель Торо наконец получит финансирование для проекта мечты — экранизации мрачной повести «Хребты безумия» Г.Ф. Лавкрафта.

Читайте также: Справочник монстров Гильермо дель Торо

Количество номинаций

013

«Форма воды»

08

«Дюнкерк»

07

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

06

«Призрачная нить»

06

«Темные времена»

05

«Бегущий по лезвию 2049»

05

«Леди Берд»

04

«Назови меня своим именем»

04

«Ловушка»

04

«Звездные войны: Последние джедаи»

03

«На драйве»

03

«Я, Тоня»

Да здравствует разнообразие

Именно так хочется назвать список номинантов на «Оскар 2018». Киноакадемия установила несколько новых рекордов, о которых будут говорить еще очень долго. Для начала хочется порадоваться за Грету Гервиг («Леди Берд»), которая ворвалась в закрытый мужской клуб — категорию «Лучший режиссер». Теперь Натали Портман не придется говорить со сцены «And here are the all-male nominees».

Грета всего лишь пятая женщина-режиссер, попавшая в номинацию. До нее такие почести получали Лина Вертмюллер («Паскуалино “Семь красоток”»,1975), Джейн Кэмпион («Пианино», 1993), София Коппола («Трудности перевода», 2003) и Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», 2008). Получить «Оскар» при этом удалось только Бигелоу. В случае с Гервиг номинация примечательна еще и тем, что у Греты это вообще дебютный фильм.

Грета Гервиг, Джордан Пил

Джордан Пил тоже приобщился к истории. Автор сценария и режиссер «Ловушки» стал пятым темнокожим постановщиком за всю 90-летнюю историю «Оскара», номинированным в категории «Лучший режиссер». Он, к тому же только третий кинематографист-дебютант, сразу же выборовший номинацию за лучший фильм, режиссуру и сценарий. На этом почести для Пила не заканчиваются, потому что хоррор — редкий гость на церемонии «Оскар». Конечно, «Ловушка» вовсе не традиционный ужастик. Картине удается сочетать как элементы драмы и триллера, так и сатирической комедии. Однако история помнит не так уж много лент подобного жанра в номинации «Лучший фильм». Среди самых памятных, пожалуй, «Молчание ягнят», «Изгоняющий дьявола» и «Шестое чувство».

Читайте также: Лучшие хорроры 2017 года

Разбавлю такой праздник гендерного и расового разнообразия одним небольшим критическим комментарием. Полагаю, что номинация для Гервиг и Пила — удавшаяся попытка избежать шквала критики и обвинений со стороны общественности. Хештег #OscarSoWhite с 2016-го еще не забыли. В новом году к нему присоединилась мощная волна инернет-солидарности с правами женщин #MeeToo, разоблачающая харрасмент и домогательства со стороны мужчин. По моему субъективному мнению, при других обстоятельствах хоть и талантливые, но дебютанты в режиссуре Грета и Джордан не были бы тут же допущены в номинацию. Жаль, что от такого решения пострадали Лука Гуаданьино («Назови меня своим именем») и Шон Бейкер («Проект “Флорида”»), которых просто оставили за бортом.

В рамках будущей церемонии «Оскар 2018» нашлось место для уникального события — за 90 лет существования Киноакадемии Рэйчел Моррисон («Ферма “Мадбаунд“») стала первой женщиной-оператором, попавшей в номинацию. Моррисон прочно закрепилась в мире инди-кино. Ее камерой сняты победители «Сандэнса» — «Станция “Фрутвейл”», «Торт» и «Наркотик». По правде, сомневаюсь, что кинематографистка возьмет «Оскар». Конкурентами здесь выступают сплошь гиганты операторского искусства — Роджер Дикинс, Хойте Ван Хойтема, Брюно Дельбоннель и Дан Лаустсен. Однако Моррисон получила немалое признание в Голливуде и уже успела поработать для Marvel над «Черной пантерой» — хоть и не «Оскар», зато вибраниум.

Предстоящая церемония станет вехой и для ЛГБТ сообщества. В номинацию за «Лучший документальный фильм» попала лента «Стронг-Айленд» Янса Форда. Поставщик снял невероятно личное кино об убийстве своего брата и стал первым в истории режиссером-тансгендером когда-либо номинировавшимся. Уточню, что первым трансгендером, получившим номинацию на «Оскар», считается композитор Анджела Морли («Маленький принц», 1974). Также в прошлом году номинацию за лучшую песню («Manta Ray» из документального фильма «Гонка на вымирание») получила трансгендерная исполнительница Anohni.

Рекордсмены и темные лошадки

Кто бы подумал, что такое когда-то произойдет, но Киноакадемия подарила супергеройскому кино билет в одну из ключевых номинаций — «Лучший адаптированный сценарий». Комиксные блокбастеры если и попадали в высшее общество «Оскара», то зачастую топтались в технических категориях (кроме, разве что, «Оскара» для Хита Леджера за «Темного рыцаря»). Сценарий «Логана» от Джеймса Мэнголда, Скотта Фрэнка и Майкла Грина — первый среди последующих многих (надеюсь). Все-таки финальная часть о Росомахе не совсем типичное супергеройское кино, так что будущим авторам скриптов стоит смелее размывать жанровые рамки, Киноакадемия оценит.

Подозреваю, что единственная причина, по которой следует говорить о «Всех деньгах мира» Ридли Скотта — это то, что Кристофер Пламмер (88 лет) стал самым пожилым актером-номинантом в истории «Оскара». Ранее этот рекорд за собой сохраняла Глория Стюарт, получившая номинацию за «Титаник» в 87 лет. Если начистоту, то статус самого пожилого номинанта на «Оскаре» в целом был отвоеван тоже в этом году, но не Пламмером, а 89-летней бельгийской постановщицей Аньес Варда («Лица, деревни» в номинации «Лучший документальный фильм»). Эксклюзивно для Vulture режиссерка прокомментировала, что ей плевать.

Удивительно наблюдение: только в этом году Кристофер Нолан получил свою первую номинацию как «Лучший режиссер». С 1999 года 7 из 10 полнометражных картин постановщика так или иначе принимали участие в «оскаровской гонке». У «Дюнкерка» 8 номинаций, две из которых затесались в главный сегмент церемонии (Лучший фильм, Лучший режиссер). Но правда такова, что у ленты больше шансов в техническом секторе. К примеру «Оскар» за «Лучший звук» уже можно отложить Нолану.

Тем временем собственные рекорды в рамках будущей церемонии «Оскар 2018» продолжают бить Мэрил Стрип, Роджер Дикинс и Джон Уильямс. Актриса получила свою 21-ю номинацию (в этот раз за «Секретное досье») и теперь на шаг ближе к мировому господству, полагаю, где-то возле Опры Уинфри. Оператор «Бегущего по лезвию 2049» Дикинс теперь почетный обладатель 14 номинаций без единого «Оскара». Хочется подарить этому талантищу все пятилистные клеверы мира. Ну а самый безумный результат у композитора «Звездных войн» Джона Уильямса. В этом году музыкант получил свою 51 номинацию за «Лучший саундтрек» («Последние джедаи»). Столько не живут. Для справки — на его счету 5 «Оскаров», так что в этом году отдайте статуэтку Джонни Гринвуду за «Призрачную нить».

Мэрил Стрип, Роджер Дикинс, Джон Уильямс

К слову, новая картина Пола Томаса Андерсона по праву стала темной лошадкой церемонии «Оскар 2018». Фильм с Дэниэлом Дэй-Льюисом аналитики зачисляли в будущий список номинантов, но фаворитом не считали. Киноакадемия любит Пола Томаса Андерсона, вот только режиссер держится подальше от голливудской тусовки. «Призрачная нить» вышла в американский прокат 25 декабря — достаточно поздно по меркам пиара к церемонии «Оскар 2018». Лента умудрилась заработать шесть номинаций (Лучший фильм, Лучшая мужская роль, Лучшая женская роль второго плана, Лучший режиссер, Лучшие костюмы, Лучший саундтрек). Притом что за последние десять лет все картины Андерсона, так или иначе, получали минимальное внимание Киноакадемии (2-3 номинации), такой успех у режиссера в последний раз случился в 2008 с картиной «Нефть» (6 номинаций и 2 победы).

Совсем внезапной стала позиция для Лесли Мэнвилл в категории «Лучшая актриса второго плана» за ту же «Призрачную нить». В нынешнем сезоне наград ее имя практически нигде не мелькало. Зато на номинацию за «Лучший саундтрек» для Джонни Гринвуда хочется ответить «it’s about fucking time». Гитарист Radiohead давно сотрудничает с Полом Томасом Андерсоном и писал музыку для «Нефти», «Мастера» и «Врожденного порока». При этом его потрясающие работы никогда не попадали в высшую оскаровскую лигу.

Рекордсмены церемонии «Оскар 2018»: количество номинаций

021

Мэрил Стрип

014

Роджер Дикинс

051

Джон Уильямс

Кого обидела Киноакадемия

Какая церемония «Оскар» не обходится без списка оставленных без внимания. В этом году кружок обиженных точно возглавит Джеймс Франко. Звезда «Горе-творца» получил «Золотой глобус» как лучший актер комедии, так что большинство заочно отдали ему место среди номинантов на «Оскар 2018». Вот только 11 января стало известно о неподобающем поведении Франко со студентками своего режиссерского курса. Голосование Киноакадемии официально закрылось 13 января — времени, чтобы среагировать на публичные обвинения в сексуальных домогательствах вполне достаточно.

Вакантную позицию быстро «закрыли» Дензелом Вашингтон за посредственную судебную драму «Роман Израэл, Esq.». Конечно, остается вероятность, что секс-скандал здесь ни при чем, а Киноакадемия просто в очередной раз игнорирует комедийные роли. Вот только теперь в это поверит разве что никто, ведь Голливуд с недавних пор шарахается от обвиненных в харассменте как от огня.

Читайте также: Золотой Глобус 2018: итоги церемонии

Не устаем радоваться за трагикомедию Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — у картины 7 номинаций и вероятность в 90% получить два актерских «Оскара» (Фрэнсис МакДорманд и Сэм Рокуэлл). А вот вера в награду за «Лучший фильм» пошатнулась — МакДону не номинировали за «Лучшую режиссуру». Конечно, Мартин прежде всего хороший драматург. Его театральный бэкграунд и умение писать отличные диалоги чувствуется буквально в каждом фильме. Верим, что МакДона все равно поднимется на сцену за трофеем — за «Лучший оригинальный сценарий».

Если у Мартина еще все впереди, то за Стивена Спилберга мы слегка переживаем. У режиссера давно не было успешной вылазки на «Оскар». В этом году постановщик сюда попал в статусе «а как иначе, неудобно ведь получится». «Секретное досье» прошло по инерции на очевидные номинации «Лучший фильм» и «Лучшая актриса». За прошедшее десятилетие Стивен не заработал от Киноакадемии практически ничего. Его картины «Линкольн» (2012) и «Шпионский мост» (2016) принесли по статуэтке исполнителям Дэниэлу Дэй-Льюису и Марку Райленсу. «Боевой конь» и «Приключения Тинтина» оскаровский комитет проигнорировал.

Тем не менее зачем Спилбергу «Оскары», если в ближайшие два года у постановщика и так ожидается не слабая вечеринка с VR («Первому игроку приготовиться»), Харрисоном Фордом (пятая часть «Индианы Джонса») и бродвейским песнями (ремейк «Вестсайдской истории»).

Насколько предсказуемой окажется церемония, перепутает ли кто-нибудь конверты, расплачется ли Гильермо дель Торо на сцене — узнаем в день раздачи «Оскаров» 4 марта. Совсем скоро ждите традиционных предсказаний победителей от Vertigo. Скромно напомню, что в прошлом году наша редакция угадала 10 из 11 лауреатов в ключевых номинациях. Ну и, конечно же, в ночь с 4 на 5 марта присоединяйтесь к нашей текстовой трансляции, будет весело.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: