Справочник монстров Гильермо дель Торо
Гильермо дель Торо — один из самых необычных и трагичных персонажей в современном Голливуде. Его фильмы не собирают огромную кассу, но завоевывают любовь фанатов. Критики высоко оценивают его работы, но в отличии от именитых коллег Иньярриту и Куарона, мексиканец все еще не может похвастаться большим количеством наград. Сам дель Торо по этому поводу говорит, что его кино «слишком странное для летних блокбастеров, слишком поп-культурное для арт-хауса». Надеемся, будущая церемония «Оскар» окажется триумфом мексиканского сказочника. Так или иначе, фирменной чертой режиссера всегда оставались самобытные монстры и постоянная тяга к фэнтезийному миру. Мы собрали подборку самых ярких представителей бестиария дель Торо и включили в материал только те фильмы, где мексиканец выступил в роли режиссера.
Cronos / Хронос
Где появлялся: Cronos / «Хронос» (1994)
Дебютный полнометражный фильм сказочника из Мексики, с которым он сходу ворвался в жанр ужаса со своим нестандартным видением. Да, тут все еще нет фирменных монстров дель Торо, но сама концепция вампиризма заслуживает упоминания. «Хронос» — прибор в виде жуткого «живого» украшения, похожего на огромного жука-скарабея. Приспособление дарует бессмертие, правда, с одним условием — обладатель «Хроноса» должен постоянно питаться человеческой кровью. Гильермо дель Торо описывает картину как «католическое, химически правильное кино о вампирах». Примечательно, что главные роли в фильме исполнили ветеран аргентинского кинематографа Федерико Луппи (позже появится в «Хребте дьявола» и «Лабиринте фавна») и Рон Перлман (в будущем постоянный соратник дель Торо).
Judas Breed / Порода «Иуда»
Где появлялись: Mimic / «Мутанты» (1997)
«Мутанты» явно не лучшая лента в фильмографии дель Торо, хотя кино и не лишено фирменного стиля режиссера. Первая большая голливудская работа мексиканца и сразу жесткий контроль студии Miramax. Гильермо приходилось постоянно добавлять сцены, которых не было в сценарии, плюс потребовалось полностью переснять концовку фильма. Больше с Вайнштейнами дель Торо не сотрудничал (о чем наверняка сейчас не жалеет).
Монстры из «Мутантов» — искусственно выведенные насекомые с внешностью гибрида богомола и термита. По ходу фильма существа мутируют и постепенно приобретают человеческие черты. Местным букашкам с нехваткой качественного CGI (фильм вышел в 1997 и половина сцен приходится на темные помещения) все еще далеко до уникальных созданий нынешнего дель Торо, хотя изобретательность в дизайне все же чувствуется. Так или иначе, мутантов «породы Иуды» стоит воспринимать как милый оммаж типичным хоррорам категории B. Главным же событием на съемках оказывается знакомство Гильером дель Торо и актера Дага Джонса (в будущем еще один вечный напарник мексиканца).
The One Who Sighs / Тот, кто вздыхает
Где появлялся: El espinazo del diablo / «Хребет дьявола» (2001)
После неудачного опыта в Голливуде дель Торо откровенно разочаровался в кинематографе и был готов завершить карьеру. Спасение пришло от Педро Альмодовара, который вместе с братом взялся продюсировать фильм «Хребет дьявола» и дал режиссеру полную свободу действий. В результате мир узнал о настоящем таланте Гильермо — умении рассказывать о серьезных вещах через призму фэнтези и страшилок. Призрак мальчика Санти — как раз яркий пример творческого подхода режиссера к созданию монстра. Несмотря на жанр готической сказки в антураже испанской гражданской войны, мексиканец вдохновляется образом привидения японского хоррора «Звонок» (1998). Плюс добавляет запоминающийся акцент — волнистая струйка крови, исходящая из головы в виде облака. Персонаж с внешностью разбитой фарфоровой куклы вышел скорее трагическим, нежели пугающим (собственно, как и сам фильм). Также это единственная лента дель Торо, в которой не играл кто-то из пары Рон Перлман/Даг Джонс.
The Reaper Vampires / Пожиратели вампиров
Где появлялись: Blade II / «Блэйд 2» (2002)
Сиквел успешного кинокомикса конца 90-х, еще один крупный проект Гильермо дель Торо, где режиссер сразу показал свой уровень уже не столько в страшилках, но и в постановке экшна. И конечно, не обошлось без фирменных монстров. Пожиратели вампиров — искусственно созданная раса, сильнее обычных вурдалаков, но которой требуется гораздо больше крови для выживания. Визуально они примечательны конструкцией рта — жуткие лопасти поперек головы. Гильермо дель Торо был удивлен, что такой прием (шокирующий и простой в использовании) для вампиров до него никто не использовал.
Karl Ruprecht Kroenen / Карл Рупрехт Кренен
Где появлялся: Hellboy / «Хеллбой: Герой из пекла» (2004)
Следующий крупный проект мексиканца, снова комикс-экранизация, но на этот раз с большим уровнем свободы. Мы намеренно опустили титульных персонажей фильма «Хеллбой» (влияние дель Торо не настолько заметно по отношению к комиксу-первоисточнику). А вот пропустить колоритного механического нациста-зомби мы не смогли. Персонаж является помощником Григория Распутина, главного злодея ленты. Невероятно силен и практически неубиваем. Киношный вариант Кренена отличается от комикса — в первоисточнике он был хладнокровным тактиком и гениальным инженером, тогда как в фильме превратился в идеального убийцу. У дель Торо злодей олицетворяет собой стимпанк в чистом виде: заводное сердце вместо настоящего, песок вместо крови, металлические позвоночник и рука, а также обильное использование холодного оружия. По слухам, зомби-нацист должен был стать главными антагонистом триквела, получив огромный роботизированный экзоскелет.
The Faun / Фавн
Где появлялся: El laberinto del fauno / «Лабиринт фавна» (2006)
«Лабиринт Фавна» — до недавнего времени лучшая работа Гильермо дель Торо, получившая признание как среди критиков, так и среди зрителей. Мексиканец переосмыслил на этот раз целый жанр сказки, совместил фэнтезийное наполнение и жуткую реальность. Картина сильно пересекается с «Хребтом дьявола» (режиссер называет их «зеркальными фильмами»). И там и там действие разворачивается во время Гражданской войны в Испании. В ленте достаточно колоритных персонажей, но особого внимания заслуживает в первую очередь Фавн. Сыгранный Дагом Джонсом (единственный актер на съемочной площадке, кто не знал испанского), герой является светлым проводником Офелии в сказочном мире. В костюме Фавна собраны черты разных животных: уши оленя, рога овцы, кошачьи глаза и львиный нос. Интересно, что копыта персонажа создавались без применения CGI. Дель Торо придумал конструкцию, в которой ноги актера (их позже удалили на пост-продакшне) управляли конечностями Фавна.
The Pale Man / Бледный человек
Где появлялся: El laberinto del fauno / «Лабиринт фавна» (2006)
Самое узнаваемое и жуткое творение Гильермо дель Торо. Удивительно, что на создание монстра его вдохновила статуя Луции Сиракузской (христианская святая, покровительница слепых) — «У нее были глаза на блюдце. И это довольно пугающе». В отличие от Фавна, Бледный человек олицетворяет темную сторону сказочного мира Офелии. Персонажа сыграл Даг Джонс, которому приходилось не только сидеть в кресле гримера по пять часов в день, но и, например, жевать наполненные искусственной кровью презервативы в сцене с ужином. Гильермо дель Торо задумывал существо «как аллюзию на извращенный образ стигматов — жуткие раны символизируют милосердие и благочестие». Собственно, «Лабиринт Фавна» — это в том числе и критический взгляд режиссера на католическую церковь.
Angel of Death / Ангел смерти
Где появлялась: Hellboy II: The Golden Army / «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008)
Вторая часть о приключениях полудемона окончательно утвердила дель Торо в статусе главного голливудского создателя причудливых монстров. Одним из самых ярких тут оказался Ангел смерти (хотя к персонажу обращаются «она»). Традиционно сыгранное Дагам Джонсом существо должно было появиться в фильме 1994 года Mephisto’s Bridge. Прообразом послужило изображение в мексиканской церкви. Гильермо дель Торо обратил внимание на картину с архангелом, у которого в каждом пере было по глазу. Сделав набросок у себя в блокноте, позже режиссер «Хеллбоя» решил, что из этого выйдет отличный Ангел смерти.
Cathedral Head / Собороголовый
Где появлялся: Hellboy II: The Golden Army / «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008)
Только Гильермо дель Торо может позволить себе создание настолько странного персонажа. Имя буквально описывает внешний вид существа — собор с окнами и дверями на голове (по сюжету он торгует картами в Переулке Троллей). В фильме «Собороголовый» появляется буквально в одной сцене, но запоминается надолго. Изначально в соборе должны были жить уменьшенные люди, но когда дель Торо увидел итоговый бюджет картины, «люди внезапно покинули город». Сам Гильермо комментирует создание необычного героя так: «Оригинальный замысел состоял в персонаже, который вместо того, чтобы постоянно думать о своем родном городе, в некотором смысле носил его за собой».
Mr. Wink / Моргун
Где появлялся: Hellboy II: The Golden Army / «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008)
Самое милое существо в бестиарии Гильермо дель Торо. Глуповатый сайдкик главного злодея придуман как антипод Хеллбою, обладает внешностью жуткой гориллы и назван в честь одноглазой собачки Сельмы Блэр (исполняет роль Лиз Шерман в фильмах о герое из пекла). Моргун — великолепная демонстрация аниматроники (использование механизмов для создания подвижных частей тела), отчего персонаж в эпоху повального применения компьютерной графики выглядит живым. Также обладает механической рукой внушительного размера, способной выстреливать на большое расстояние. К сожалению, именно это умение и погубило Моргуна.
The Chamberlain / Церемониймейстер
Где появлялся: Hellboy II: The Golden Army / «Хеллбой 2: Золотая армия» (2008)
Дель Торо продолжает издеваться над Дагом Джонсом. Высоченный персонаж (почти 2,5 метра) был вдохновлен образом католического Папы. Гильермо поставил обязательное условие художникам по костюмам — маска могла быть полностью механической с дистанционным управлением, но актер должен управлять ртом монстра самостоятельно. Аномально длинные руки сначала хотели сделать с помощью CGI, но пластики Дага Джонса и мастерства команды хватило с лихвой.
Kaiju / Кайдзю
Где появлялись: Pacific Rim / «Тихоокеанский рубеж» (2013)
«Тихоокеанский рубеж» — один из самых фановых проектов в карьере Гильермо дель Торо, фильм-победитель в категории guilty-pleasure (по версии автора материала — прим. редакции). Лента рассказывает о противостоянии человечества огромным монстрам (кайдзю) из потустороннего мира с помощью таких же огромных роботов (все логично). Рано или поздно, дель Торо должен был отдать дань уважения японским фильмам и ТВ-шоу 50-60-х годов. Главные чудища в «Тихоокеанском рубеже» — кайдзю, что дословно с японского означает «странные звери» (хотя американцы таким образом называют сугубо больших монстров). Самый известный и один из первых представителей — Годзилла из одноименной ленты 1954 года. Примечательно, что впервые в карьере мексиканцу пришлось создавать своих монстров только с применением CGI. Но даже здесь дель Торо умудрился соригинальничать — кайдзю должны были выглядеть так, будто их играют люди в костюмах. Отсюда разнообразная и дикая внешность каждого существа, основанная на образах животных (горилла, краб, дракон из китайской мифологии и т.д.). Помимо японского прошлого, великаны были вдохновлены картиной Франсиско де Гойя «Колосс».
Ghosts / Призраки
Где появлялись: Crimson Peak / «Багровый пик» (2015)
После скитаний по жанрам дель Торо решил взяться за готическую сказку с призраками, Томом Хиддлстоном, Миа Васиковски и Джессикой Честейн. Результат уже привычно вышел красочным, но не выдающимся (до «Формы воды» осталось совсем чуть-чуть), а вот изобретательные монстры никуда не делись. На этот раз свое переосмысление получили призраки, которых выкрасили в багровый цвет (спасибо красной глине, из которой они выползли). В ленте вообще все, что окрашено красным — относится к призрачному миру. Интересно, что привидения «Багрового пика» требовали существенного вмешательства компьютерной графики, что не очень характерно для дель Торо. Хотя создание призраков мало чем отличается от предыдущих работ сказочника: берем Дага Джонса, надеваем на него вычурный костюм-шедевр и отправляем на съемочную площадку.
Amphibian Man / Человек-амфибия
Где появлялся: The Shape of Water / «Форма воды» (2017)
Очередное сотрудничество Дага Джонса и дель Торо в лучшей на данный момент работе мексиканца — «Форме воды» (13 номинаций на «Оскар», «Золотой лев» в Венеции, «Золотой глобус» за режиссуру). Главной задачей было создание максимально реалистичного персонажа с точечным использованием CGI (в итоге графикой добавили моргание глаз, движения жабр, а также небольшие детали). Костюм разрабатывали три года, первоначально дель Торо вкладывал свои деньги, пока не получил финансирование от компании Fox. Вдохновленный образом монстра «Твари из Черной лагуны», Амфибия Дага Джонса в результате оказался лучшим творением мексиканского сказочника (по версии большинства критиков), без которого фильм попросту не сработал бы. Забавный факт: авторы костюма специально старались создать губы, которые годятся для поцелуев.