Последний «белый» Оскар
Знакомьтесь, это Шерил Айзекс Бун, первая чернокожая женщина, которая стала президентом Американской Киноакадемии. Но Бог, как известно, не играет в кости, зато очень любит иронию. Потому что именно во время ее главенствования произошел первый крупный расовый скандал.
Актуальность и реальность
Сама президент ни в чем не виновата, она лично не выбирает номинантов. Это делают члены киноакадемии, которые уже второй год подряд оставили чернокожих актеров без номинаций. В эпоху “развитого интернета” такого еще не было — обычно в списке присутствовал как минимум один представитель афроамериканцев. Исключения составляют 2006 и 2011 год.
Я не просто так упомянул эпоху “развитого интернета”. Например, подобная ситуация уже происходила в 1998-1999 годах. Что уже говорить о более раннем периоде. Но неужели расовая проблема в кино так сильна, что о ней стоит говорить? Возможно. Но абсурдность ситуации в том, что никто не говорит о притеснении чернокожих в индустрии. Все обсуждают, почему им не дают статуэтку.
The Economist достал томик статистики и посчитал соотношение жителей США к членам киноакадемии, сыграным ролям и номинациям/победам в “Оскаре”. Обнаружилось страшное — оказалось, что единственные, кому грех жаловаться на кинобизнес — это афроамериканцы (и белые, конечно). Самыми ущемленными оказались латиноамериканцы, а о представителях Востока и Азии даже говорить нечего.
Разыгрался идеальный шторм — президентская кампания оголила все основные проблемы общества, невовремя появилась проблема мигрантов, а американская пресса в погоне за “лайками и шэрами” с радостью ухватилась за отсутствие чернокожих в списках номинированых. Почему же не вспомнили о десятилетиях игнорирования других меньшинств? Наверное, из-за “недостаточной популярности темы”.
Соотношение жителей США и номинаций на премию «Оскар», данные – Economist.com
Белые
Латиноамериканцы
Азиаты
Афроамериканцы
Это потому что они черные?
Одной из первых высказалась Джада Пинкетт-Смит, супруга двухкратного номинанта на “Оскар” Уилла Смита.
Вам показалось, что миссис Смит выступает голосом разума? Напомним, что драма “Защитник”, которая снималась как раз под “Оскар” и где сыграл Уилл Смит, провалилась в прокате и получила прохладные отзывы критиков. Похоже, забуксовавшая карьера мужа не дает актрисе покоя.
Первой жертвой высказывания стал сам Смит, которому из-за жены пришлось бойкотировать “Оскар”, что, судя по вялым попыткам отшутиться, явно не пришлось ему по вкусу.
Естественно, на вечной теме не преминули попиариться и другие. Режиссер и лауреат почетного “Оскара” Спайк Ли, известный картинами на расовую тематику, возложил всю ответственность на киноиндустрию как таковую:
Высказывались не только афроамериканцы — Джордж Клуни, мечтая о кресле Президента США (совсем не шутка), выдал длинный монолог, рассуждая о проблемах киноакадемии. Правда, одними только чернокожими он не ограничился — актер вспомнил и об остальных меньшинствах, а также о проблемах равенства полов и величии Америки. В этом Клуни попал в точку. И я говорю не о роли США, а о том, что проблему нужно рассматривать в комплексе.
Именно то, что миссис Пинкетт-Смит выдедила исключительно афроамериканцев, сразу поставило ее под удар. Алексис Аркетт заявила, что поддержит актрису, только если та сделает камминг-аут, а Иэн Маккелен упрекнул киноакадемию в том, что она не дает статуэток геям. Правда, так до конца и не понятно, было это серьезное заявление или тонкая шутка.
Естественно, другая сторона конфликта тоже высказалась, и лучше всего (по мнению редакции) это получилось у Майкла Кейна, в интервью ВВС 4:
“Белые старики-разбойники”
Не выдержав напора критики прессы, Национальная Киноакадемия решилась на глобальные изменения. Теперь членство в Академии будет предоставляться на 10 лет и продляться, если за декаду ты поучаствовал хоть в одной кинокартине. Продержался 30 лет или получил “Оскар”? Получи пожизненное членство.
Принятые меры многих возмутили. В первую очередь, они направлены на тотальное омоложение состава киноакадемии, которое должно “привнести разнообразия в номинации”. Правда, многие так и не поняли, как соотносятся принятые меры и желанный результат. Многие академики резонно обратили внимание, что правление киноакадемии пошло на поводу у толпы и проигнорировало талант в пользу “критической ситуации”. Обвинение “белых стариков” выглядит не менее расистским, чем отсутствие черных номинантов.
Еще больше общественность взбудоражило желание мисс Айзекс “уровнять представительство всех категорий” до 2020, в связи с чем киноакадемия планирует не использовать схему “приглашение за две рекоммендации”, а просто набирать актеров. Для понимания массовости набора, приведу цифры. Всего в киноакадемии сейчас 6261 член, из которых около 1500 — женщины и меньше 1000 людей с не белым цветом кожи. Мало того, что за 4 года набрать подобное количество актеров крайне сложно (в этом году было приглашено 322 члена, и это рекорд), так и о качестве такого “лова” можно забыть.
Такие действия могут привести к тому, что “Оскар” упадет до уровня Золотого Глобуса, который уже давно путает качество с популярностью и позволяет себя наградить “Марсианина” статуэткой “За лучший комедийный фильм или мюзикл”.
Не поспоришь, средний возраст члена киноакадемии — 63 года. Среди них две трети мужчин и 94% белых. Но именно этот состав превратил и удерживает “Оскар” в звании самой желанной премии. Их часто упрекали в игнорировании блокбастеров, но никогда — в непрофессионализме. Именно эти “белые старики” выдали Дензелу Вашингтону шесть номинаций и две победы, они выдвинули Бархада Абди на статуэтку, несмотря на то что “Капитан Филлипс” стал его дебютом. Победа “Артиста”, “Жизнь прекрасна” и “Повелителя бури” — это их заслуга.
Подобная “быстрая текучка” кадров может превратить “Оскар” в аналог футбольного “Золотого Мяча”. Тот, после передачи голосования от профессиональных журналистов к футболистам, быстро стал “премией двух игроков”, несмотря на вариативность.
Что же будет с “Оскаром”, если для победы в нем останется собрать самую внушительную кассу или быть Лео Ди Каприо? К чему приведет потеря неожиданных побед и уникальных номинантов? Похоже, что нам придется это увидеть и самостоятельно оценить.
А 28 февраля 2016 года на сцену театра “Долби” выйдет Крис Рок и обязательно начнет отпускать расовые шутки. Вот только тема, на самом-то деле, довольно грустная.