Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

«Оскар 2019»: кто победит?

Прогнозируем лауреатов

Уже который год мы пробуем свои силы в предсказании победителей на «Оскаре» и пока что большинство лауреатов совпадали. В 2019-м, уверены, будут как предсказуемые победы, так и неожиданные. Продолжаем традицию размышлять о том, кто «Оскар» заслужил, а кто получит на самом деле.

Лучший фильм

Заслуживает победить: «Рома», Альфонсо Куарона
Альтернатива: «Фаворитка», Йоргос Лантимос
Победит: «Зеленая книга», Питер Фаррелли

Если бы главный «Оскар» давали за совокупность художественных и технических качеств, то награда могла бы с легкостью отойти либо «Роме», либо «Фаворитке». У обеих лент прекрасная режиссура, сценарий, операторская работа и актерское исполнение. Пожалуй, «Рома» свой трофей заслуживает даже больше — в эпосе из самого сердца Мехико Куарон передал собственные воспоминания о детстве, запечатлев на пленку камерную историю гувернантки, в чей мир врывается жестокая действительность. Но «Рома» — полностью испаноязычное кино, а в истории «Оскара» за 91 год не было ни одного иноязычного фильма, который бы победил в этой категории. Добавьте сюда тот факт, что «Рому» выпустили на Netflix, а стримминг большие голливудские киностудии слегка недолюбливают.

«Фаворитка» держится в стороне от главной категории, возможно, из-за того, что фильм британский и снят греческим режиссером. Промо-кампания у ленты среди киноакадемиков была не слишком громкой, что, как мы знаем, влияет на финальное решение. Тем не менее, если бы не «Рома», то картину Йоргоса Лантимоса можно было бы смело назвать номинантом, наиболее заслужившим победы. По крайней мере с актерской точки зрения, это самый достойный фильм.

Почему же тогда «Зеленая книга»? Такое предположения я делаю лишь основываясь на наградной истории фильма — у добродушного кино Питера Фаррелли главный трофей Кинофестиваля в Торонто и главная награда Продюсерской Гильдии, а семь из последних 10 победителей PGA железно получали главный «Оскар». К тому же у «Зеленой книги» есть «Золотой глобус» за лучшую драму и номинации всех основных гильдий, от режиссерской до актерской. Всегда есть вероятность, что все же «Рома» возьмет «Лучший фильм», но основная ставка все еще на драмеди с Вигго Мортенсеном и Махершалой Али.

Лучший режиссер

Заслуживает победить: Альфонсо Куарон, «Рома»
Альтернатива: Спайк Ли, «Черный клановец» и Йоргос Лантимос, «Фаворитка»
Победит: Альфонсо Куарон, «Рома»

Спайк Ли откровенно недооценен Киноакадемией — режиссер до сих пор в обиде за то, что «Делай как надо» в 1990 году получил лишь сценарную номинацию. В истории «Оскара» Ли стал лишь шестым темнокожим номинантом в режиссерской категории, а если автор таки заберет здесь «Оскар», то станет вообще первым афроамериканским режиссером-лауреатом.

Выйдя за рамки локального греческого кино, Йоргос Лантимос успел привлечь к себе внимание Голливуда и «Лобстером» и «Убийством священного оленя». Однако «Фаворитку» можно считать его лучшей режиссерской работой, так что победа в данной категории более чем заслужена, если бы не было «Ромы». Нигилистический подход Лантимоса в «Фаворитке» попросту может проиграть теплоте куароновской «Ромы». У мексиканца вообще больше шансов в режиссерской номинации чем в «Лучшем фильме». Такую награду он уже получал за «Гравитацию», а «Рома» — более личный и визуально изобретательный фильм постановщика. К тому же у автор уже есть охапка наград именно в этой категории — «Золотой Глобус», Critics’ Choice Awards, BAFTA и Гильдия режиссеров. К тому же не забываем о Венецианском Льве.

Лучший актер

Заслуживает победить: Уиллем Дефо, «Ван Гог: на пороге вечности»
Альтернатива: Кристиан Бэйл, «Власть»
Победит: Рами Малек, «Богемская рапсодия»

Уже который год Уиллем Дефо протягивает на наградный сезон инди-кино исключительно своей актерской работой. В 2017-м году был недооцененный «Проект “Флорида”», а теперь на «Оскаре» засветится скорее фестивальный, камерный фильм Джулиана Шнабеля о последних днях Винсента Ван Гога. Шансов победить у Дефо откровенно нет, ведь в данной категории свои трофеи собирают Малек и Бэйл. Но для Уиллема это уже четвертая актерская номинация, тем более что его роль нидерландского художника получила признание в Венеции в виде Кубка Вольпи. «Ван Гог: на пороге вечности» вообще практически весь снят на экстремальных крупных планах, так что актерская работа здесь — движущая сила ленты.

Еще есть Брэдли Купер, которого Киноакадемия любит достаточно, чтобы номинировать на актерскую награду уже третий раз, и не достаточно, чтобы дать ему погреться в категории «Лучший режиссер» («Звезда родилась»). По правде, его игра в музыкальной драме — лучшее, что выдал Брэдли со времен «Мой парень-псих». Но в данной категории есть только два соперника: один набрал несколько десятков килограмм веса и превратился из Бэтмена в человека пострашнее — бывшего вице-президента при администрации Буша Дика Чейни. Второй носил зубной протез и освоил феноменальную пластику Фредди Меркьюри. У Бэйла в активе Critics’ Choice Movie Awards и «Золотой Глобус», у Малека — BAFTA и все тот же «Золотой Глобус». При том, что «Богемская рапсодия» сама по себе — достаточно посредственное кино, разозлившее не одного фаната Queen, чуть ли не единственное хорошее, что есть в этом байопике — игра Рами и сведение звука в сценах легендарного концерта Live Aid.

Лучшая актриса

Заслуживает победить: Оливия Коулман, «Фаворитка»
Альтернатива: Леди Гага, «Звезда родилась»
Победит: Глен Клоуз, «Жена»

Уже который год номинация «Лучшая женская роль» одна из сильнейших на «Оскаре». Определиться с актрисой, заслуживающей победы, сверхсложно и в 2019 году — по-хорошему трофей следовало бы отдать буквально всем в данной категории (сюда также вошли Мелисса Маккарти за «Сможете ли вы меня простить?» и Ялица Апарисио за «Рому»). Еще в конце 2018-го все говорили о том, что «Оскар» достанется Леди Гаге — в своем полнометражном дебюте исполнительница показала прекрасную трансформацию и доказала, что играть может не хуже чем петь.

Однако потом о себе заявила «Фаворитка» и все внезапно узнали о талантливой британке Оливие Коулман. В ее исполнении королева Анна получилась капризная и авторитарная, между тем невероятно ранимая и даже нежная. К тому же Коулман завоевала любовь голливудской тусовки благодаря своим смешным и неловким благодарственным речам. Но 2019-й скорее всего станет годом Глен Клоуз, которая появилась в фокусе Киноакадемии слегка неожиданно. На «Золотом Глобусе» Клоуз отхватила трофей у Гаги за драму «Жена» в пронзительной истории о женщине, долгие годы живущей в тени своего неблагодарного мужа. Для Клоуз это уже седьмая номинация, которая в этом году рискует обернуться первой победой.

Лучший актер второго плана

Заслуживает победить: Махершала Али, «Зеленая книга»
Альтернатива: Ричард Э. Грант, «Сможете ли вы меня простить?»
Победит: Махершала Али, «Зеленая книга»

На самом деле в этой категории конкуренция сводится к двум вышеупомянутым именам и оба заслуживают получить статуэтку. Но сперва объясню, почему у других номинантов нет шансов. Сэм Эллиотт впервые в свои 74 года получил актерскую номинацию и если бы у исполнителя было хоть немного больше экранного времени в роли брата Джексона, то тот бы составил серьезную конкуренцию. Еще меньше времени получил Сэм Рокуэлл в ленте «Власть», зато перевоплощение в Джорджа Буша-мл. получилось впечатляющим. Правда, Рокуэллу как раз дали «Оскар» в прошлом году за «Три билборда», где роль у него была значительно интересней, так что Киноакадемия точно проигнорирует его перформанс в 2019 году. Ну и при все любви к Адама Драйверу, давать «Оскар» белому парню за фильм «Черный клановец» — это буквально ходить по краю.

Британца Ричард Э. Гранта заприметили в высших наградных кругах только сейчас, и, скорее всего, именно из-за слабой пиар-кампании фильма «Сможете ли вы меня простить?» актер не получит заветную статуэтку за роль мизантропа-гея и собутыльника главной героини. Между тем у нас есть в номинации всегда талантливый Махершала Али. «Зеленую книгу» обвиняли в недостоверном образе музыканта Доктора Дона Ширли, впрочем тяжело не согласится с тем, что Али создал уникальный и трогательный образ в адаптации подлинной истории.

Лучшая актриса второго плана

Заслуживает победить: Реджина Кинг, «Если бы Бил-стрит могла говорить»
Альтернатива: Рэйчел Вайс, «Фаворитка»
Победит: Реджина Кинг, «Если бы Бил-стрит могла говорить»

Многие обиделись, что Эмили Блант («Тихое место») и Тони Коллетт («Реинкарнация») остались за бортом актерских номинаций только потому, что Киноакадемия не любит хорроры. Но посмотрите на Эми Адамс — шесть номинаций и ни одной победы. Ее перевоплощение в Линн Чейни в драме «Власть» впечатляет и уж точно не уступает работе Кристиана Бэйла. Повлияет ли это как то на решение Киноакадемии — наверняка нет. Тем более, что в категорию вошли сразу две актрисы за один фильм — Рэйчел Вайс и Эмма Стоун за «Фаворитку». По правде, все три исполнительницы (вместе с Оливией Коулман) — это только главная роль. Давно мы не видели настолько мощной картины с женским кастом.

Но у Вайс и Стоун уже есть по «Оскару», а Реджина Кинг впервые получила номинацию. Ее номинация — чуть ли не единственное промо новой ленты Барри Дженкинса «Если бы Бил-стрит могла говорить», которая пока что не собирает много зрительского внимания в прокате. Между тем ее роль матери главной героини, выступившей против судебной системы США — работа, как раз достойная трофея Киноакадемии.

Лучший оригинальный сценарий

Заслуживает победить: «Фаворитка», Дебора Дэвис и Тони МакНамара
Альтернатива: «Дневник пастора», Пол Шредер
Победит: «Фаворитка», Дебора Дэвис и Тони МакНамара

В мире, где существует справедливость, в номинацию определенно попал бы «Простите за беспокойство» Бутса Райли и «Восьмой класс» Бо Бернема. А вот из перечисленных претендентов, «Власть» не выделяется особой художественностью, а прекрасной «Роме» все же не хватает мощного сюжета, это более созерцательное кино.

В номинации еще есть «Дневник пастыря», написанный настоящей легендой сценарного мастерства Полом Шредером — автором «Таксиста» и «Бешеного быка» Скорсезе. Учитывая тот факт, что Итана Хоука феноменально прокатили в актерской номинации за одну из лучших ролей в его карьере, «Оскар» в сценарной категории был бы справедлив.

Но награду возьмет не менее прекрасная «Фаворитка», в которой Дебора Дэвис и Тони МакНамара прекрасно адаптировали сеттинг 18-го века под абсурдистскую драмеди о борьбе женщин за власть в патриархальном обществе. К слову, Лантимос к сценарию тоже приобщился, но его имя в титры не попало.

Лучший адаптированный сценарий

Заслуживает победить: Николь Холофсенер и Джефф Уитти, «Сможете ли вы меня простить?»
Альтернатива: Барри Дженкинс, «Если Бил-стрит могла бы заговорить»
Победит: Чарли Вачтел, Дэвид Рабинович, Кевин Уиллмотт и Спайк Ли, «Черный клановец»

Вообще-то тот факт, что в «мужской премии» нашлось место для женских имен хотя бы в сценарных номинациях (в противовес режиссерской) — уже приятно. Так что хотелось бы, чтобы талант Николь Холофсенер признали, ведь авторка проделала отличную работу по адаптации смешных и трогательных мемуаров Ли Израэль в «Сможете ли вы меня простить?». Неожиданностью стала номинация для братьев Коэн за «Балладу Бастера Скрагса» — вестерн вышел на Netflix и прошел относительно незаметно. Хотя в целом это неплохая адаптация антологии, которая сперва задумывалась как сериал.

Барри Дженкинс уже набил руку в работе над художественными произведениями — его экранизация пьесы Тарелла Элвина Маккрейн получила «Оскар» в 2016 году (речь о «Лунном свете»). Так что есть вероятность, что Киноакадемия вновь признает его талант за «Если бы Бил-стрит могла говорить» по роману Джеймса Болдуина. Впрочем, если в номинации есть Спайк Ли, то можно долго не гадать. Мемуары Рона Столворта на большом экране превартились в не всегда ровную, но остросоциальную сатиру в виде полицейского бадди-муви. Повторюсь, что Спайка Ли Киноакадемия недооценивает, так что пора бы наградить парня.

Лучшая операторская работа

Заслуживает победить: Альфонсо Куарон, «Рома»
Альтернатива: Робби Райан, «Фаворитка» или Лукаш Зал, «Холодная война»
Победит: Альфонсо Куарон, «Рома»

«Фаворитку» мы запомним по впечатляющей актерской работе и картинке. И не зря, потому что костюмное историческое кино еще никогда так не снимали — панорамная камера, выпуклое и растянутое пространство, эффект fish eye, глубокая перспектива в одну точку и много натурального освещения. Еще есть Лукаш Зал — постоянный компаньон Павла Павликовского, который снял для него и «Иду» и «Холодную войну». Оператор блестяще освоил формат экрана 4:3 и создал сдержанную черно-белую ретро-драму, где разместил персонажей ниже линии горизонта. Возможно не в этом году, но в будущем хотелось бы чтобы талант Лукаша Зала признали.

Но к чему гадать о победителе, если в категории есть работа Альфонсо Куарона. Режиссер прекрасно передал в своей «Роме» линейность времени и протяжность жизни при помощи визуальной горизонтали — камеры, снимающей длинные планы, медленно плывя то влево, то вправо. Изначально ленту должен был снимать Эммануэль Любецки, но не сложилось, так что есть большая вероятность, что в активе Куарона появится первая операторская награда.

Лучший саундтрек

Заслуживает победить: Джастин Гурвиц, «Первый человек»
Альтернатива: Людвиг Горанссон, «Черная пантера»
Победит: Николас Брителл, «Если бы Бил-стрит могла говорить»

С тем, что Гурвиц в этом году написал один из лучших саундтреков года, согласны все. В таком случае не совсем понятно, почему его атмосферное музыкальное сопровождение с терменвоксом к «Первому человеку» даже не номинировали. Поэтому перейдем к саундтрекам, которые все таки попали в шорт-лист. Вероятность, что Киноакадемия обратит внимание на музыку к «Черному клановцу» нулевая, а жаль — автором здесь выступил постоянный партнер Спайка Ли Теренс Бланшар, написавший саундтрек к каждому фильму режиссера и не получивший за это ни одной номинации. Александр Деспла уже получил «Оскар» за «Форму воды» в прошлом году, так что его атмосферная музыка к «Острову собак» со звонкими японскими барабанами тайко точно останется без награды.

Впрочем, перейдем к настоящим фаворитам. Здесь на самом деле предугадать сложно — у Горанссона и Брителла равные шансы. Автор музыки к «Черной пантере» проделал впечатляющую работу, собрав на африканском континенте аутентичные инструменты наподобие «говорящего барабана» или тамбина. К тому же Киноакадемия может воспользоваться номинацией «Лучшая музыка» чтобы хоть как-то отметить «Черную пантеру» как самый коммерчески успешный фильм среди номинантов. С другой стороны есть Николас Брителл, прекрасно работающий со струнными и незаслуженно оставленный без награды за «Лунный свет». Новая коллаборация с Барри Дженкинса может обернуться для него долгожданным трофеем.

Материал подготовлен при поддержке