Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Двойной агент Ли

Как гражданский активист победил режиссера

Видели ли вы одиозный эпос Дэвида В. Гриффита «Рождения нации»? И возвращаетесь ли к этой картине с таким трепетом и ненавистью как Спайк Ли? В 1915 году на американские экраны вышла картина, показавшая студийные возможности работы над блокбастером, параллельный монтаж и сомнительный эффект спасения в последнюю минуту. Возродившийся интерес к Ку-клукс-клану и образ чернокожего хищника закрепились в массовой культуре именно благодаря «Рождению нации» — квинтэссенции рафинированного расизм, с которым афро-американская культура (и Спайк Ли в частности) яростно сражается на контрастах уже не первый год. Но Спайк Ли — это не только об угнетенных братьях, это еще и изобретательные методы сторителлинга и гипертрофированные рамки реализма. Вот и получается, что в голове постановщика уживаются две личности — гражданский активист и режиссер. А «Черный клановец», цитирующий «Рождение нации», — это крики каждого из них наперевес.

Начало 70-х, Мартина Лютера Кинга уже нет в живых, популярность движения «Власть черным» растет, глава ФБР Эдгар Гувер называет «Черных пантер» угрозой внутренней безопасности страны, а в полиции работают только белые. Рон Столлуорт (Джон Дэвис Вашингтон) — первый черный полицейский в небольшом городке Колорадо-Спрингс. Но заняться настоящим детективным делом не получается — героя определяют работать на склад улик. Однако Рон не привык играть по правилам, и уже совсем скоро оказывается под прикрытием на собрании чернокожих активистов, где проникается идеями борьбы за равноправие и влюбляется в храбрую Патрис (Лора Харриер). Шпионить за своими невыносимо, и Рон придумывает себе работу поинтереснее: внедриться в местную ячейку Ку-клукс-клана. Телефонные разговоры с лидером организации он оставляет за собой, а вот ехать на собрания приходится его белому напарнику Флипу Циммерману (Адам Драйвер).

«Клановец» — это если бы «48 часов» или «Смертельное оружие» сняли Коэны, однако в моменты, когда нужно выдержать фирменный меланхолично-кровавый абсурд, режиссер выбирает болезненную документалистику.

Сеттинг и комедийная завязка, казалось бы, определяют «Черного клановца» в жанр полицейского бадди-муви и обещают исключительно комедийный опыт — нелепые прически, заправленные в брюки рубашки и лихорадочное диско в первом попавшемся кабаке. Но Ли уже давно заявил о себе как темпераментный кинематографист, так что приготовьтесь к тому, что «Черный клановец» вас сперва окутает атмосферой добродушной сатиры, а потом оглушит по голове гипертрофированным реализмом. Это если бы «48 часов» или «Смертельное оружие» сняли Коэны, однако в моменты, когда нужно выдержать фирменный меланхолично-кровавый абсурд, режиссер выбирает болезненную документалистику. И поскольку Ли ожесточенно топит то ли за справедливость, то ли за вендетту, почти каждый в этом кино получает возможность провозгласить свой манифест — от пламенного госпела зачинщика американского движения за гражданские права Стокли Кармайкла, до нелепого монолога пародирующего Дональда Трампа профессора-нациста (Алек Болдуин) в прологе фильма.

BlackKklansman/ Оригинальное название

 

135 мин / ХРОНОМЕТРАЖ

комедийный триллер ЖАНР

 

РЕЖИССЕР:
Спайк Ли

 

СЦЕНАРИЙ:
Спайк Ли
Дэвид Рабинович
Чарли Вахтель
Кевин Уилмотт

 

В РОЛЯХ:
Джон Дэвид Вашингтон
Адам Драйвер
Лора Хэрриер
Тофер Грейс

 

Картина постоянно меняет свой темп, а зрителю приходиться просто поспевать за историей и быть готовым переключиться с безобидных шуток о евреях и черных, на пылающие кресты за окном опрятных американских домов, бомбы «Черных пантер» и документальные кадры из Шарлотсвилля 2017-го.

Выход за рамки жанра среди синефилов, как правило, поощряется всегда: у Ли напарники вляпываются в нелепые ситуации в лучших традициях комедий о копах, сцены встречи Рона с чистым олицетворением свободы и революции Патрис — трогательная мелодрама, телефонные разговоры протагониста с лидером Ку-клукс-клана Дэвидом Дюком (Тофер Грейс) о ненависти к черным — скетчи из условного Saturday Night Live. Однако запал Спайка мешает ему найти баланс во всем этом многообразии сюжетов. Как результат, картина постоянно меняет свой темп, а зрителю приходится просто поспевать за историей и быть готовым переключиться с безобидных шуток о евреях и черных, на пылающие кресты за окном опрятных американских домов, бомбы «Черных пантер» и документальные кадры из Шарлотсвилля 2017-го. Пока жанры здесь несутся один за другим, протагонист — доблестный Рон Столлуорт — не очень-то демонстрирует как такую трансформацию, и это пожалуй, одна из главных проблем ленты.

«Черный клановец» мог бы вполне стать хорошим примером современного «блэксплотейшна» — фильма об уличных темнокожих суперменах, вышедшего за пределы гетто-кинотеатров.

К слову, сам фильм является экранизацией книги реального Рона Столлуорта — сержанта, проделавшего фокус с вступлением в Ку-клукс-клан в 70-х и помогающего команде фильма консультациями. Здесь подлинность истории вступает в конфликт с художественными методами. Бедняга Ли то ли вынужденно жертвует своими фирменными приемами, то ли слепо занят адаптацией этой истории скорее приземленным языком кино. Ведь Спайк один из немногих, наплевавших на суровый реализм темнокожего кино, так называемое «бремя черного человека», как лейтмотив таких лент. Беря во внимание его последние картины, вспомните как театрально Ли искажал действительность в «Чи-раке» или как размышлял на тему аристократического вампиризма в довольно странной «Сладкой крови Иисуса» (просто забудем о ремейке «Олдбоя»). «Черный клановец» тем временем мог бы вполне стать хорошим примером современного «блэксплотейшна» — фильма об уличных темнокожих суперменах, вышедшего за пределы гетто-кинотеатров.

Но отказ от яркого режиссерского стиля Ли оправдан лишь с одной целью — сделать горькое высказывание о безнадежности усилий по изменению расового статус-кво в США. Не стоит приуменьшать значение такой проблемы, но и полноценно отдавать фильм в руки Спайку-активисту не хотелось бы, оставить бы хоть немного пленки Спайку-режиссеру. А пока автор определяется с тем, кем ему лучше быть, «черные темы» в своих произведениях куда лучше и оригинальней обыгрывают тот же Джордан Пил («Ловушка») и Дональд Гловер («Атланта»).

Ratings in depth

  • #ОдногоРазаХватит
7 10

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #ОдногоРазаХватит
7 10