Супергерои это круто: как киновселенная Marvel изменила кинематограф
В 2012 году киномир стоял на рубеже. Marvel уже доказала всем, что супергеройское кино может стабильно интересовать зрителей непосредственно персонажами, а не режиссерами и актерами. Они даже связали фильмы между собой сценами после титров. Впереди маячил финальный экзамен — «Мстители» должны были зацементировать идею киновселенной, но к премьере все готовились со скепсисом. Предыдущие примеры тим-апов показывали, что два часа времени и семь центральных героев могут обещать что угодно, кроме внятно рассказанной истории.
Когда 3 мая 2012 года зрители пошли на первые сеансы ленты, было уже понятно, что это победа. Критики восхищались мастерством Джосса Уидона и гениальной системой Кевина Файги — оказалось, что сольники подготовили аудиторию к фильму и никто даже не обратил внимание, что неподготовленный зритель вряд ли что-то поймет в событиях фильма. В Голливуде что-то защелкало. Система, работающая десятилетиями начала меняться.
Спустя 7 лет «Завершение» показало, что Файги куда более гениален, чем все думали и поставило перед Кевином новые задачи. Но как бы он с ними ни справился, MCU уже изменила мир кино навсегда. При поддержки Coca-Cola Zero рассказываем, к чему это привело.
Тренд на франшизы
До середины 2010-х франшизами обычно считались серии фильмов. Тогда редко кто задумывался о долгоиграющих проектах, так что ленты получали продолжения только после успешного оригинала. Да, иногда сценаристы закладывали какие-то пасхалки с намеком на вторую часть, но нередко они либо не влияли на сюжет, либо вообще оставлялись для сцен после титров (о них поговорим отдельно). В роли исключения выступали экранизации серии книг — все же там сложно было работать без мыслей о перспективе.
Первой франшизой в более привычном понимании слова был «Форсаж». В 2006 году продюсер Нил Мориц рискнул частично перезапустить серию после неудачи «Двойного форсажа» с помощью «Токийского дрифта» и не прогадал. А спустя еще три года удачно вернул Вина Дизеля обратно в четвертом эпизоде, построив успех на харизме актера. Приблизительно в то же время подобным расширением горизонтов занимались и «Люди Икс» — после неудачной «Последней битвы» студия Fox решила поставить на популярность Хью Джекмана и выпустила сольник о герое. Правда сильного успеха фильм не снискал.
В отличие от конкурентов, Marvel решили не использовать «звездоцентричность». Несмотря на оглушающий успех Дауни-младшего в роли Старка, студия не стала его пихать во все фильмы, вместо этого поставив на схожую атмосферу и заигрывание с фанатами комиксов. Да, Тони Старк активно тянул на себе франшизу во время первой фазы, но при этом не заслонял других звезд — Криса Эванса и Криса Хемсворта, которые только нащупывали собственных героев.
Кевин Файги не зря поставил на фан-базу гиков. Именно она помогла MCU разогнаться и набрать необходимый ход. Постепенно обычные зрители начали проникаться взаимосвязями, а «Мстители» окончательно «добили» сомневающихся. Аудитория начала ходить на фильмы в первую очередь из-за того, что это был фильм Marvel. Также помогло потрясающее продюсерское видение Файги, который обеспечивал стандартно высокое качество фильмов от разнообразных режиссеров, но это уже исключительно индивидуальная заслуга Кевина.
Как только Голливуд увидел, что зрителей интересует общая история, а не отдельно взятый фильм, франшизы начали заполнять рынок. Fox с готовностью продолжил эксперименты над «Людьми Икс», Warner Bros. в авральном порядке начали экранизировать комиксы DC, Universal вытащили из шкафа идею «темной вселенной», Мэттью Вону дали зеленый свет на сразу несколько спин-оффов «Кингсмена», Джоан Роулинг рискнула развивать мир Поттера через полнометражные фильмы, Джеймс Ван успешно создал мир «Заклятия» — список можно продолжать и дальше. Правда большинство почему-то начали путать причины с последствиями. Вместо того, чтобы развивать перспективные серии из отдельных самостоятельных фильмов многие решили, что зрители потерпят прорехи в сценарии ради будущих проектов. Результатом красноречиво стал крах DCEU, которая валилась долго и очень уверенно.
Актеры проиграли бой
На протяжении почти сотни лет Голливуд работал по привычном сценарию — создавалась звезда, которая нравилась зрителям, и дальше она тащила на себе новые премьеры. После Новой волны имена режиссеров на афише тоже начали приносить деньги, но масштаб все равно был разным. Кларк Гейбл, Лоуренс Оливье, Одри Хепберн, Марлон Брандо, Дастин Хоффман, Арнольд Шварценеггер — именно привлечение в картину определенного исполнителя существенно увеличивало шансы на хорошую кассу.
Marvel, доказав, что людям интересно следить за развитием глобального сюжета, сменил акцент с актеров на франшизу в целом. Студии не нужно было вкладывать миллионы в громкие имена — проще оказалось воспитать собственных героев. Да, при этом Дауни выжал все финансовые соки из MCU, но это уже детали.
Скарлетт Йоханссон приносит куда больше денег как Черная вдова, чем как любой другой персонаж. Крис Эванс без костюма Капитана Америки годится разве что для ромкома. Особенно показателен в этом плане Крис Пратт — несмотря на огромный успех в роли Звездного лорда, он не смог вытащить «Мир Юрского периода» из пике.
Актеры-бренды до сих пор остались, но их ценность существенно уменьшила благодаря открывшейся альтернативе. Пока Marvel зарабатывает миллиарды на Бри Ларсон и Чедвика Боузмана, Том Круз проваливается с «Мумией», а ДиКаприо тянется к надежным режиссерам, понимая ограниченность собственных возможностей. И только Дуэйн Джонсон пока держит марку, с опаской косясь на контракт с DC.
Все смотрят титры
Да, пост-кредиты — это не изобретение Marvel. Их использовали еще в 80-х (например, в «Молодом Шерлоке»), но они были скорее бонусом для фанатов или гиков, которые либо радовали комичными сценами (в «Шреке»), либо намекали на сиквелы («Пираты карибского моря»). MCU же полностью изменили подход, хотя первая сцена после титров была как раз для любителей комиксов.
Но речь даже не в том, что студия превратила этот элемент в часть повествования. Пост-кредиты показали потенциал титров как дополнительного развлечения, которое можно использовать в собственных корыстных целях. В «Шазаме» они дополнительно раскрывают характер центральных персонажей, в «Человеке-пауке: через вселенные» пестрят отсылками на комиксы и старую анимацию, а в «LEGO фильме» являются отдельным гэгом, который нужно не только смотреть, но и слушать.
Не говоря уже о том, что уйти сразу после окончания супергеройского экшна сейчас считается моветоном — сюжетные сцены после титров вставляют даже в те фильмы, которые вроде как не слишком похожи на франшизные продукты (привет, «Веном»).
Как изменить мир
После десятилетия наращивания боевой мощи, Marvel используют собственные преимущества не только для обновления рекордов проката («Завершение» собрало больше миллиарда долларов за выходные), но и для общественно полезных дел.
Например, доказывают всем, что разные социальные группы искренне заинтересованы в репрезентации на большом экране. Да, обозреватели могут критиковать «Пантеру» и «Капитана Марвел», но это не мешает им собирать миллиард в прокате и множество позитивных отзывов. MCU активно диверсифицируют собственный актерский состав не хуже «Звездных войн», говорят о важных социальных проблемах (вопрос бедности и ее последствий в «Человеке-пауке», тема эмоционально поддержки в «Стражах галактики 2») и рушат устоявшиеся стереотипы.
Ведь еще недавно все хором говорили, что супергерои никому не интересны, фильмы о женщинах проваливаются в прокате, а процент белых исполнителей на экране имеет серьезную корреляцию с результатами бокс-офиса. А сейчас противопоставить успехам студии можно разве что аргумент-комплимент: это же Marvel.