Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Топ-20 фильмов 2017 года по версии Vertigo

От артхауса до супергеройского кино

Наша редакция не смогла обойти стороной традицию подводить итоги года. Общими усилиями для чернового варианта собрать получилось даже больше, чем двадцать фильмов. Ожидаемо, окончательный рейтинг сопровождался спорами в рабочем чате, зато готовый топ-20 выглядит разнообразно, а иногда даже неожиданно.

Главным условием попадания в рейтинг было наличие проката в украинских кинотеатрах в 2017 году. Не удивляйтесь, когда найдете здесь картины, отгремевшие по миру в 2016 году – к нам они добрались с небольшим опозданием. То же самое мы сделаем в следующем, когда отправим в свой топ «Форму воды» Гильермо дель Торо или Lady Bird Греты Гервиг (только предполагаем). А пока что представляем рейтинг картин, которые мы посчитали лучшими среди показанных на большом экране в Украине в 2017 году.

20. Raw / Сырое

Саша Рынк:

Если вы вегетарианец, то наверняка задумывались о том, как ваш организм отреагирует на съеденный кусочек мяса. Жюстин (Геренс Марилье) совсем не повезло – попробовав плоть животного, девушка начала испытывать страшный голод, который может утолить лишь человечина. Дебют француженки Джулии Дюкорно не только получил награду ФИПРЕССИ на прошлогоднем Каннском фестивале, но буквально довел некоторых зрителей до тошноты. Тем не менее за сценами насилия скрывается тонкая социальная метафора и много красоты.

19. Spider-Man: Homecoming / Человек-паук: Возвращение домой

Юра Поворозник:

Шестой. Фильм. О. Человеке. Пауке. Шестой, но какой! Marvel не зря выбыли у Sony права на персонажа, наконец-то сделав не супергеройское кино о «школьнике», а прекрасную подростковую комедию в духе Джона Хьюза. Ну а отличный Стервятник в исполнении Майкла Китона только добавил картине шарма. Что интересно, «Паук» оказался первым фильмом «второго плана» вселенной Marvel. Вместо глобальных событий нам показали обычную школу и приключение не совсем обычного школьника. А спасением мира пусть Старк с Роджерсом занимаются.

18. Thor: Ragnarok / Тор: Рагнарек

Аня Дацюк:

Радостно, что киноадаптации комиксов идут по пути самоиронии. В конце концов, супергеройская тема в современных реалиях терпит поражение в попытке побороться за драматизм и достоверность (спросите Зака Снайдера). Поэтому Тайка Вайтити пошел от обратного – сделал кислотно-космическое кино, максимально далекое от узнаваемых пейзажей Земли, в котором персонажи выходит на новый этап развития за счет комедии. Пусть у «Тора» вновь получился невыразительный антагонист (не в упрек Кейт Бланшетт), пусть его лента изобилует тяжелым и пафосным CGI, а легковесный подход не всегда работает. Вайтити снял авторское кино с фирменным абсурдным и неловким юмором, идеально вписав третий фильм о Торе в кинематографическую вселенную Marvel.

17. Wind River / Ветреная река

Митя Недобой

Бескомпромиссное и суровое кино сценариста «Сикарио» (2015) и «Любой ценой» (2016) о коренном населении Северной Америки, которое смело попадает в категорию неочевидных фаворитов года. Тейлор Шеридан продолжает последовательно переосмысливать жанр вестерна и дебютирует в роли режиссера. Проницательный триллер о расследовании убийства девушки в антураже снежных гор Вайоминга сохраняет все фирменные черты работ Шеридана, успевает сделать реверанс «Молчанию ягнят» и в очередной раз выносит горький приговор американскому обществу. Кино отметили в Каннах – лучший режиссер секции «Особый взгляд».

16. Coco / Коко

Юра Поворозник:

И они снова это сделали! Если третья часть «Тачек» получилась у Pixar просто «хорошо», то с новой оригинальной анимацией опять повторилась привычная история. Релиз, восторг критиков, восторг зрителей, внушительные кассовые сборы и прогноз на очередной «Оскар». А как же иначе, когда студия выпустила один из самых пронзительных фильмов о семье и дружбе (это при наличии «Истории игрушек 3»), попутно познакомив аудиторию с мексиканской культурой. Единственное, что испортило впечатление — нехарактерно длинная короткометражка от Disney (почему-то) о снеговике Олафе. Не зря ее убрали спустя две недели после премьеры.

15. Star Wars: the Last Jedi / Звездные войны: Последние джедаи

Митя Недобой

Восьмой эпизод вечной звездной саги впервые настолько сильно разделил мнение фанатов и критиков (на Metacritic у «Последних джедаев» самый низкий зрительский рейтинг среди всех фильмов серии). Первые уничтожают работу Райана Джонсона за слишком сильный уход от оригинального духа предыдущих картин, вторые же восхваляют за смелость, прощание с прошлым и фактически перезапуск всей саги. Кто прав — покажет время, но не оценить мощный визуальный ряд просто невозможно. Я же скромно порадуюсь новым современным «Звездным войнам» и готов поверить в светлое будущее франшизы.

14. Logan / Логан: Росомаха

Митя Недобой

«Темный рыцарь» в мире мутантов: Хью Джекман ждал этой роли 17 лет, попутно пережив ужасные сольные фильмы о Росомахе и разного качества работы в команде Людей-Икс. И вот наконец достойный финал истории самого популярного героя кинофраншизы о мутантах. Джеймс Мэнголд (сценарист и режиссер) подводит свой итог супергеройской жизни, где все предельно грустно и мрачно. Автор вдохновлялся тремя картинами: «Рестлер» Даррена Аронофски, «Маленькое мисс Счастье» Джонатана Дэйтона и Валери Фэриса, а также «Шейн» Джорджа Стивенса, вестерн 1953-го года. Необычный коктейль, как для истории о ряженых героях-мутантах. Фильм в очередной раз доказывает, что в рамках экранизаций комиксов можно сделать умное, камерное, атмосферное кино со взрослым рейтингом R.

13. Toivon tuolla puolen / По ту сторону надежды

Саша Рынк:

Новая лента финского режиссера Аки Каурисмяки – трогательная драма о неожиданной дружбе сирийского беженца и эксцентричного ресторатора. Несмотря на напряженные моменты (наш совет – не забывайте выдыхать во время сцены игры в покер) и сложную тематику, фильм нельзя упрекнуть в циничности или попытке вышибить из зрителя слезу. Во-первых, лента настолько пропитана фирменным абсурдным юмором Каурисмяки, что порой напоминает британские комедии в лучших традициях «Башень Фолти». Во-вторых, Каурисмяки не сгущает краски, а просто показывает общество таким, каким оно есть: с жестокими людьми, бюрократией и настоящей добротой.

12. It / Оно

Аня Дацюк:

За 2017 год, который Саша уже успела назвать годом возвращения к хорошим хоррорам, стало очевидно: единственный способ ужасу вернуть себе глубину и актуальность – размыть рамки жанра, пригласить в хоррор элементы социальной драмы и комедии. В случае с «Оно» метод сработал – Андрес Мускетти снял фильм о дружбе и взрослении с талантливым детским кастом, где элементы ужаса наслаиваются на убаюкивающую картинку американского провинциального быта. Оммаж 80-м от «Кошмара на улице вязов» до «Гремлинов» работает в тандеме с качественными джампскерами и по-настоящему проработанным образом Пеннивайза, который в этот раз получился невероятно пластичным.

11. The Square / Квадрат

Саша Рынк:

Как и любое произведение искусства, «Квадрат» Рубена Эстлунда одновременно радует глаз и стирает границы зоны комфорта. Причем, не только для главного героя – изысканного куратора стокгольмского музея современного искусства (Клас Банг), но и для самого зрителя. Протагонист вынужден выбираться из череды неловких ситуаций, катализатором которых выступает виртуозно украденный кошелек, а мы – переосмыслить отношение к толерантности и человечности. Смех, смущенное молчание и длительные размышления гарантированы.

10. Logan Lucky / Удача Лохана

Юра Поворозник:

Даже не знаю, что тут важнее — то, что Содерберг снял отличный фильм-ограбление, не похожий на «Оушенов», или то, что для этого режиссер создал собственную фирму, которая занималась продвижением и прокатом. В любом случае, история шайки реднеков, пытающихся ограбить автодром, изобилует прекрасным юмором, фирменным закрученным сюжетом и отличной актерской игрой. Да, даже Ченнинг Татум не портит картину. Несмотря на плохие показатели в прокате, надеюсь, Содерберг не бросит свою войну с голливудской машиной и не уйдет опять на ТВ. Иначе зачем было делать открытый финал?

9. King Arthur: Legend of the Sword / Король Артур: Легенда меча

Юра Поворозник:

Многие удивятся, что фильм забрался так высоко в нашем рейтинге. Критики картину не пощадили, как обычно и бывает у Гая Ричи. Режиссеру наконец-то вручили хороший бюджет на CGI и тот разбавил свои фирменные диалоги монструозным экшном в духе темного «Властелина колец». И все это под атмосферный саундтрек Дэниела Пембертона и с любимым ричиевским клиповым монтажем. Главный совет: если будете смотреть или пересматривать, то делать это нужно в оригинале. Жаль, что не увидим продолжения «Артура».

8. Moonlight / Лунный свет

Аня Дацюк:

Пусть фильм Барри Дженкинса стал главным открытием 2016 года, украинскому зрителю посчастливилось увидеть его лишь в марте 2017-го. «Лунный свет» – пример фильма, который игнорирует особенности жанра, навязывающие стиль киноязыка. Драма о взрослении черного парня в гетто-трущобах Майами максимально уходит от доку-реализма в пользу личного портрета в неоновых тонах с рапидом под дрожащие струнные композитора Николаса Брителя. Расовые предубеждения и социальная повестка здесь важны, но лишь до момента, когда на первый план не выйдет история осознания собственной сексуальности главным героем. К счастью, это кино не пытается сражаться за статус ЛГБТ-откровения. Барри Дженкинс опускает элемент сексуальной принадлежности в пользу исследования человеческой интимности как таковой и делает это очень красиво.

7. Blade Runner 2049 / Бегущий по лезвию 2049

Митя Недобой

Дени Вильневу («Пленницы», «Прибытие») выпала невероятно сложная задача: снять необязательный сиквел культового фильма Ридли Скотта. Плюс, режиссер впервые в своей карьере столкнулся с таким большим бюджетом и разработкой не оригинальной идеи. В итоге Вильнев не просто справился, но и умудрился сделать авторское кино в мире «Бегущего по лезвию» со своим видением и уже фирменным стилем. Сиквел удивительно точно подхватывает идеи Филипа Дика и чудовищным образом обволакивает своей атмосферой. Получилось созерцательное кино, чистое визуальное пиршество, где заслуженный оператор Роджер Дикинс выдает едва ли не лучшую свою работу. «Бегущий по лезвию 2049» не копирует оригинал, а словно репликант хочет быть чем-то большим.

6. Borg/McEnroe / Борг против Макинроя

Саша Рынк:

Борг против Макинроя — история соревнования двух теннисистов: хладнокровного шведа (Сверрир Гуднасон) и эпатажного американца (Шайа ЛаБаф в одной из лучших ролей своей карьеры). Несмотря на то, что результаты легендарного матча давно известны, режиссеру Янусу Метцу Педерсену удалось снять невероятно красивый и напряженный фильм. Возможно, главный его козырь – то, что лента гораздо больше похожа на классический триллер о страсти и одиночестве, чем на привычные спортивные драмы.

5. Good Time / Хорошее время

Митя Недобой

Очередная победа бунтарской студии A24. Не кино, а чистое наслаждение — неоновый трип по ночному Нью-Йорку вместе с Робертом Паттинсоном (его лучшая роль) и безумным саундтреком от электронщика Oneohtrix Point Never. Герои нью-йоркского киноандеграунда, режиссеры Джошуа и Бенни Сэфди — адепты «уличных» фильмов — хаотичных и лишенных любой глянцевости. Братья с головой ныряют в ночной гиперреализм грязного Квинса, где-то напоминая своим неоновым нуаром стиль Рефна. Кино несется бешеным ритмом на протяжении 100 минут, отдышаться выйдет только на финальных титрах под трек Игги Попа. Обязательный must-see. Ну и конечно очередная ремарка: смотреть только в оригинале.

4. Paterson / Патерсон

Аня Дацюк:

Эта созерцательная драмеди 2016 года по-настоящему согрела меня в феврале 2017-го, так что отправляю картину в пятерку лучших за год. Джим Джармуш снял свое, пожалуй, самое поэтичное кино, и не только потому, что герой Адама Драйвера декламирует собственные стихи за кадром, но и за счет лирического подхода к красоте ежедневных ритуалов. При этом режиссер обращается к любимой теме торжества наблюдения, которое избавляет фильм от любой динамики или конфликта. Для кого-то «Патерсон» – не всегда сносная ода рутине, а для режиссера это всего лишь еще одна форма повторов и вариаций, как в поэзии, музыке или живописи.

3. La-La Land / Ла-Ла Ленд

Юра Поворозник:

Ла-ла наци, мюзиклы вернулись, ошибка на «Оскаре» — новостей и обсуждений вокруг «Ла-ла Ленда» было достаточно. Несмотря на то, что мировая премьера фильма прогремела еще в 2016 году, в наших кинотеатрах он появился в январе. Дэмьен Шазелл грамотно подобрал коктейль из атмосферы, актерской игры и музыки, создав универсальную историю успеха и любви, не всегда идущих в паре. Саундтрек Джастина Гурвица только подчеркнул работу режиссера, ненадолго вернувшего зрителей в эпоху золотого Голливуда, где мюзикл считался главным из жанров. Операторская работа и умелое построение кадра помогло Шазеллу создать на экране свою масштабную бродвейскую постановку, которую хочется пересматривать снова и снова (и еще разок).

2. Get Out / Ловушка

Саша Рынк:

Молодая пара отправляется на уик-энд к родителям девушки. Парень предсказуемо нервничает, ведь семья его спутницы еще не знает о том, что он – афроамериканец. Вдруг за их якобы либеральными взглядами скрывается что-то гораздо более зловещее? Малобюджетный режиссерский дебют комика Джордана Пила заставил зрителей задуматься о той стороне расизма, о которой не принято говорить – восхищении чужой культурой, получившей характер злоупотребления или даже паразитирования. В частности, метафору о двойном смысле такого восхищения автор реализовал в фильме достаточно буквально. Но даже если вас не привлекает социальная проблематика, картину стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы возродить веру в существование качественных, умных и очень смешных ужастиков.

1. Dunkirk / Дюнкерк

Аня Дацюк:

Ничего удивительного в том, что «Дюнкерк» возглавил наш рейтинг. Военная драма Кристофера Нолана бьет в самую цель как с точки зрения сценария, так и постановки. Здесь сложно придраться к звуковому оформлению и музыкальному ряду Ханса Циммера. Эпичный размах IMAX-эвакуации поражает ровно так же, как и гуманистический подход, который из-за своей патетичности на первый взгляд кажется слишком очевидным приемом для военной драмы. Тем не менее режиссер умудрился сделать кино об удивительном событии в истории, наведя фокус камеры лишь на пару-тройку персонажей. Да и те остались условными героями-функциями, избавив кино от спекуляций на личной драме каждого. Кто-то пожалуется, что таким персонажам сложно сопереживать, а я скажу, что это было честно.