Еще раз, с выражением: Почему Голливуд так увлекся пересъемками

На прошлой неделе кинокомпания Fox опять «порадовала» новыми переносами дат своих премьер. Под прицелом вновь оказались «Новые мутанты» и внезапно «Люди Икс: Темный Феникс». Будь все как планировалось изначально, «Новых мутантов» мы бы увидели уже в этом месяце, но релиз фильма сперва перенесли на январь 2019, а теперь и вовсе на август. «Темный Феникс» прыгнул с ноября 2018 на февраль 2019. Всему виной те самые пересъемки, которые ждут обе картины.

Тенденция возвращать всю съемочную команду на локацию и за огромные деньги вновь собирать актеров ради нескольких новых сцен, стала нормой для Голливуда. Киностудии не просто смело готовы к дополнительным затратам, их даже не страшит тот факт, что с новостями о доработке, проект загодя приобретает славу «провального». Тем не менее ставить клеймо на таком явлении как пересъемки не стоит, лучше попробовать разобраться о чем говорит вездесущее стремление больших киностудия тратить миллионы лишь бы снять Генри Кавилла с затертыми усами или добавить побольше Черной Пантеры в следующую часть «Мстителей».

Первый взгляд на Джин Грей, который опубликовали в EW.

Работа над ошибками

Случай с «Темным Фениксом» демонстрирует, что решать судьбу релиза способна даже не киностудия, а актеры. Новую временную линию «Людей Икс» запустили еще в 2011 году фильмом «Люди Икс: Первый класс», пригласив на главные роли сплошных звезд — Джеймса МакЭвоя, Майкла Фассбендера, Дженнифер Лоуренс. Тогда контракт был подписан на три ленты, а Лоуренс еще год назад уверяла, что с картинами о мутантах покончено. В новость о съемках четвертого фильма сперва даже не верилось. Возможно, Fox забрали их паспорта, но договоры удалось возобновить со всеми ключевыми исполнителями. И даже завлечь в «Темного Феникса» саму Джессику Честейн.

Правда, в проект не вернулся Брайан Сингер — постановщик предыдущих частей и «креативный двигатель» всей франшизы. Не совсем понятно, то ли Fox его уволили, то ли режиссер сам не захотел браться за фильм. Как известно, скандал с уходом из «Богемской рапсодии» и обвинения в домогательствах случились лишь в декабре, в то время как с постом режиссера определились в июне. За постановку взялся Саймон Кинберг, работавший в качестве сценариста и продюсера многих частей франшизы. Вот только была одна проблема — режиссерского опыта у Кинберга нет. Именно это, по слухам, стало причиной пересъемки. Первые тестовые сеансы показали такой низкий рейтинг, что Fox незамедлительно назначили работу над ошибками. Но чтобы ее проделать, нужно вновь собрать звездный состав на одной площадке. С актерами уровня Лоуренс или Фассбендера это не так просто, графики согласовали аж на август-сентябрь. Дополнительные месяцы на пост-продакшн и работа с визуальными эффектами — перенос релиза на зиму 2019 выглядит логичным.

В случае с «Новыми мутантами» поработать придется значительно больше. Это вообще один из самых многострадальных проектов студии. Первый перенос релиза объясняли тем, что в картину добавят нового персонажа, а хоррор-настроение немного облегчат. Теперь речь идет о переработке чуть ли не 50% готового фильма.

Откровенно, у постановщика Джоша Буна, наверное, очень крепкие нервы. Изначально режиссер мечтал сделать из «Новых мутантов» именно хоррор. Опыт «Логана» и «Дэдпула» показал, что выводить супергероику из жанровых клише — очень удачный ход. Только студия посмотрела отснятые сцены и попросила что-то полегче, среднее между Стивеном Кингом и Джоном Хьюзом. Режиссер послушно отправился переснимать. Потом в прокате случился хит «Оно» и Fox внезапно поняли, что рейтинг R в подростковом кино работает. К тому же первый трейлер «Новых мутантов», смонтированный как чистый хоррор, расхвалили буквально все. Так что теперь Бун возвращает кино из PG-13 обратно в R. Известно, что в сценарий дописывают двух новых персонажей, причем не камео, а постоянных героев фильма. Джона Хэмма уже отсняли для сцены в финальных титрах как злодея Злыдня (Mister Sinister). Но теперь персонажа удалят, а роль нового и пока неизвестного антагониста получил Антонио Бандерас. Изначально в сценарии был мутант Варлок, который может принимать любую форму, но студия быстро поняла, что реализовать этого парня в кино будет дорого, пришлось отказаться.

Если с «Темным Фениксом» действительно что-то неладное и лучше подготовиться к худшему, то новость о пересъемках «Новых мутантов», как ни странно, даже радует. Если Джош Бун в итоге снимет добротный хоррор, то давайте уже подождем.

Первый постер «Новых мутантов». Дата выхода еще 13 апреля.

В одной связке

Вообще-то, новости о пересъемках ключевых блокбастеров нынче настолько не эксклюзив, что мы даже засомневались в актуальности этого текста. Буквально каждый второй хит так или иначе переснимался. Понятие крупнобюджетного блокбастера стремительно мутирует, а если точнее — растет как Грут. Голливудские студии-мейджори загоняют себя в угол, объявляя дату релиза на два-три года вперед. Требования к конечному результату невероятно высоки, а кассовый провал может легко похоронить потенциальную франшизу. Опыт «Мумии», «Короля Артура» и «Фантастической четверки» — яркое тому доказательство.

Дело в том, что мы с вами живем во времена «франшизного поколения», когда ни студии ни аудитория не мыслят категориями фильмов-единиц. Картина, завязанная под целую франшизу, требует определенного уровня ответственности перед фанатами. Экранизация комикса должна если не соответствовать канону, то хотя бы не противоречить ему. На первый взгляд, студия которая печется об интересах аудитории — что в этом может быть плохого? К нам наконец начали прислушиваться!

«Отряд Самоубийц» переделывали под более легковесное кино после того, как «Бэтмен против Супермена» раскритиковали за мрачный тон. Трейлер под песню Queen был своеобразной проверкой для публики — оказалось, что аудитории действительно нужна веселая пальба злодеев друг в друга. От уничтожающей критики фильм Дэвида Эйра пересъемки, конечно, не уберегли. Зато «Отряд Самоубийц» неплохо окупил себя в прокате.

Эпопея с «Лигой справедливости» вообще заслуживает отдельного текста. У нас он, к слову, выходил. Здесь лишь добавим, что больше Галь Гадот в картине появилось как раз после невероятного успеха «Чудо-женщины». Что-то подобное будет и с четвертой частью «Мстителей». Лента выходит в 2019 году, а на осень 2018 уже запланированы пересъемки нескольких сцен, которые, по слухам, напичкают королем Ваканды. Благодарите феномен «Черной пантеры».

Такому студийному гиганту, как Disney наверняка по ночам снятся кошмары даже не о кассовом провале, а скорее о репутационном. «Звездные войны» — по сути, первая в истории кинофраншиза. Возрождать ее было огромным риском, учитывая тот факт, что вторая трилогия Лукаса вышла не совсем удачной. Теперь Disney и Lucasfilm не могут себе позволить опустить планку. К примеру, продюсеры «Звездных войн: Бунтарь-Один» наняли Тони Гилроя, чтобы тот переснял финал после Гарета Эдвардса. Результат поделил хардкорных фанатов на два лагеря, зато критики сказали свое «да». Здесь обошлось без огромных потерь еще и потому, что в «Бунтаре-Один» все титульные персонажи — новички, а сама картина держится в стороне, не являясь продолжением истории культовых героев звездной саги.

Зато ситуация с сольным фильмом о Хане Соло очень показательная. Увольнение Фила Лорда и Криса Миллера было беспрецедентным. Режиссеры работали над картиной четыре месяца, прежде чем Disney «пришлось их отпустить». По сообщениям прессы, пришедший на смену Рон Ховард переснял почти 80% материала. При том, что постановщик работал по тому самому сценарию. Источники со съемочной площадки утверждают, что Лорд и Миллер выбрали слишком комедийный тон для картины и чересчур полагались на импровизации актеров. Кажется, кто-то забыл, куда он попал. Из запланированных четырех недель пересъемок, работа Ховарда растянулась на четыре месяца. Насколько Disney превысили бюджет — неизвестно, официальную цифру никто не называет. Такая смелость в изменениях посреди производственного процесса подводит нас к следующему важному пункту.

Назад к конвейерной системе

Звучит, конечно, чересчур очевидно, но кино, как продукт авторского видения режиссера, совсем скоро будет архаизмом, по крайней мере в крупнобюджетных франшизах. Нанимая постановщика, студия уже имеет определенное видение фильма, основанное на общей концепции франшизы, результате кассовых сборов предыдущих лент, оценке фокус-групп и, в конце концов, непоколебимом каноне. Это значит, что родители Бэтмена должны быть мертвы, агент 007 должен быть мужчиной, а Чубакка никогда не заговорит на человеческом языке.

Если режиссер — это нанятый ремесленник, то распрощаться с ним в середине съемочного процесса не будет огромной потерей для студии, ровно как и сделать запрос отснят дополнительные сцены. Кто же тогда правит франшизами? Конечно, исполнительные продюсеры, занявшие позицию президентов компаний. Об этих серых кардиналах вы наверняка слышали. В Marvel все решает Кевин Файги. Именно он дал добро пустить Человека-паука в команду Мстителей, запустить новую волну супергероев во главе с Капитаном Марвел и даже сделать грудь Халка волосатой. В Lucasfilm заправляет Кэтлин Кеннеди, к которой сценарист Лоуренс Кэздан пришел первым делом, когда увидел, что с его скриптом сотворили Лорд и Миллер. В бондиане следующего агента британской разведки выберет глава EON Productions Барбара Брокколи, а не народное голосование. Так что можно прекращать топить за Идриса Эльбу.

Конечно, где-то на полярной стороне Голливуда все еще есть режиссеры, которым готовы доверить проекты с огромным бюджетом, не контролируя итоговый продукт. Кристофер Нолан может снять «Дюнкерк» за $100 млн и вряд ли Syncopy Inc. отправят его на пересъемки потому, что «ни разу не показали немцев». Alcon Entertainment доверят Дени Вильневу сиквел «Бегущего по лезвию» за $150 млн. и не прикажут сократить фильм до стандартных двух часов хронометража. Джеймс Камерон может сколько угодно готовиться к съемкам сиквелов «Аватаров», Lightstorm Entertainment его не подгоняют. Однако такие режиссеры скорее в меньшинстве.

Голливуд в целом возвращается к формату конвейера, в котором работал в свою «лучшую эпоху» — с конца 20-х до конца 40-х. Такие времена зовут «Классическим Голливудом». Картины тогда штамповались с цеховыми скоростями, а контракты с актерами подписывались на годы вперед. Кларк Гэйбл, подвязанный на MGM и снимающийся у Columbia Pictures, это как если бы сейчас Роберт Дауни-младший пошел играть Джокера в DC. Волна авторского кино пришла в Голливуд из Европы только в 60-х. В таком случае придется, как когда-то, подождать новых Мартина Скорсезе, Френсиса Форда Копполу или Брайана де Пальму

Вот так выглядит серый кардинал Marvel, Кевин Файги.

Главная женщина Бонда, Барбара Брокколи

В защиту пересъемок

Между тем не стоит считать пересъемки вселенским злом. В конце концов, даже этот текст прошел редактору, прежде чем отправиться на сайт. Если студия признает свои ошибки и готова над ними работать — судить такие старания мы не будем. Судить мы будем конечный результат. А он ведь далеко не всегда ужасен.

Пилот «Игры Престолов» был практически полностью переснят с дополнительным рекастингом. К примеру, Тэмзин Мерчант в роли Дейенерис заменили на Эмилию Кларк, а Дженнифер Эхл в роли Кэйтлин Старк — на Мишель Фэйрли. Все знают историю о том, как Питер Джексон сперва снял несколько первых сцен «Братства кольца» со Стюартом Таунсендом в роли Арагорна, а потом переделал материал с более зрелым Вигго Мортенсеном.

История помнит рекастинг полегендарней — когда после парочки отснятых сцен «Назад в будущее», вместо несмешного Эрика Штольца на роль Марти МакФлая пришел Майкл Джей Фокс. И как тут не вспомнить пересъемки «Всех денег мира» Ридли Скотта, когда надо было срочно стереть имя Кевина Спейси из титров. Кино может и спорное, зато Кристофер Пламмер заслуженно получил номинацию на «Оскар».

Из самых актуальных новостей: команда сиквела «Дэдпула» в марте провела 6 дней пересъемок и добавила в фильм больше сцен с Кабелем и Домино, а также камео с какой-то знаменитостью. Съемочная группа «Человека-муравья и Осы» на днях полностью переделала открывающую сцену фильма, которая свяжет ленту как с «Войной бесконечности», так и со второй частью «Доктора Стрэнджа». Наконец, массовые пересъемки ждут картину Chaos Walking с Томом Холландом и Дэйзи Ридли. Экранизация бестселлера Патрика Несса метит в полноценную франшизу, так что выстрелить дебютным фильмом сейчас очень важно. В случае с «Дэдпулом 2» и «Человеком-муравьем и Осой» даты релизов не пострадали, а вот фэнтези с Холландом, скорее всего, выйдет позже запланированного 1 марта 2019 года. Но если вы хотите, чтобы поскорее вышел новый фильм о «Человеке-пауке» и следующий эпизод «Звездных войн», придется дать Тому Холланду и Дэйзи Ридли закончит работу в своих проектах, прежде чем те вернутся на съемки Chaos Walking.

Пересъемки были всегда, еще во времена «Волшебника страны Оз» и «Унесенных ветром» (там случилось несколько скандальных замен режиссеров). Разница лишь в том, как социальные сети поместили сам процесс создания фильма под особый вид микроскопа. Аудитория знает имена исполнителей главных ролей за год-два до начала съемок. Мы можем следить за производственным процессом, читая твиттер и инстаграм звезд. Логично, что новость о переработке готового материала воспринимается негативно. Да, пересъемки не всегда спасают откровенно плохое кино, но сам факт их существования еще ни о чем не говорит. Стивен Спилберг переснимал «Челюсти», а Андрей Тарковский — «Сталкера». Хорошо, что мы об этом узнали уже после просмотра.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: