Оскар 2019: Что это было или разбираемся в номинациях

22 января Киноакадемия назвала номинантов на «Оскар 2019». Список претендентов оглашали Кумал Нанджиани и Трейси Эллис Росс, которые успели между номинациями обсудить, как вообще спалось, какой был завтрак и какие планы после прямого эфира. Оскаровский комитет в этом году повел себя предсказуемо осторожно — по крайней мере, расовых скандалов не предвидится. Больше того — некоторые номинации внезапно собрали неожиданную компанию. Рассказываем о сюрпризах и разочарованиях номинантов.
Английские монархи и мексиканская прислуга
Киноакадемия, кажется, устала вращаться в одних и тех же кругах локальных американских кинематографистов, потому что в этом году ее внимание приковано к фильмам, снятым вне Голливуда. Рекордсменом по количеству номинаций стали «Рома» Альфонсо Куарона (Мексика) и «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса (Британия) — у обеих картин по 10 номинаций.Не то, чтобы такое признание можно назвать сюрпризом. Куарон в 2019-м продолжает экспансию мексиканских режиссеров, заполучив ее, как факел, у Гильермо дель Торо с прошлого года (напомним, что в 2018 все награды этого мира собрала «Форма воды»). На счету у «Ромы» уже около 90 наград — от всевозможных фестивалей («Золотой лев» Венеции) и ассоциаций кинокритиков, до двух «Золотых глобусов» и двух наград Critics Choice Awards.
Тем временем Йоргос Лантимос втихую пробирается в Голливуд через Британию. В прошлом году греческий режиссер впервые снял американское кино — «Убийство священного оленя». То ли абсурдизм автора не поняли, то ли сценарий был слаб, а Колин Фаррелл и Николь Кидман не смотрелись в тандеме, но картину не слишком приняли. Что не скажешь о «Фаворитке» — первой пробе режиссера снять что-либо не по своему сценарию, в совершенно другой эпохе и в чужой стране. Фильм о королеве Анне и ее подданных уже собрал свыше 100 наград разнообразных киноассоциации, два приза Венецианского кинофестиваля, «Золотой Глобус» и целую охапку призов от British Independent Film Awards. Конечно, большинство трофеев в даном случае досталось Оливие Коулман за главную женскую роль. Не удивимся, если «Оскар» пойдет прямиком ей в руки — это действительно выдающаяся актерская работа.
Новая политкорректная история «Оскара»
Говоря о некоторых исторических событиях в контексте «Оскара», на 2019 год припадает любопытная статистика. Еще никогда номинанты не было настолько расово разнообразными как в этом году: в режиссерской номинации сразу два «не белых» автора — Спайк Ли и Альфонсо Куарон. А среди восьми лент-номинантов в категории «Лучший фильм» — четыри являются историями с темнокожими или латиноамериканскими персонажами. Тут, конечно,больше всех выделяется «Черная пантера», получившая семь номинаций, среди которых «Лучший фильм», «Лучший саундтрек», «Лучшая песня» и несколько технических категорий. Cтоит также упомянуть, что в историю кино «Черная пантера» войдет как первый супергеройский фильм Marvel, попавший в номинацию «Лучший фильм».
Спайк Ли, закономерно, получил номинацию как «Лучший режиссер» («Черный клановец») и за 30 лет карьеры это первая проба для постановщика выиграть золото Киноакадемии именно в данной категории. К тому же Спайк Ли лишь шестой темнокожий режиссер-номинант, в то время как черных лауреатов за лучшую режиссуру в принципе еще не было.
Тем временем Альфонсо Куарон вошел в историю, как первый человек, получивший номинацию одновременно и как «Лучший режиссер» и как «Лучший оператор». Напомним, что автор «Ромы» вообще стал первым мексиканским постановщиком, которому Киноакадемия вручила режиссерский трофей (за «Гравитацию» в 2014). К тому же, Куарон может стать вторым мексиканцем, победившим в категории «Лучший оригинальный сценарий». Первопроходцем здесь был Алехандро Гонсалес Иньярриту за «Бердмена» в 2015-м.
Рами Малек («Богемская рапсодия») — лишь второй актер египетского происхождения, получивший актерскую номинацию. До него дебютантом был Омар Шариф в далеком 1962 году за второстепенную роль в «Лоуренсе Аравийском».
Продолжая тему расового разнообразия: Ялица Апарисио («Рома») — вторая мексиканка, на которую Киноакадемия обратила внимание в главной актерской категории. Ей компанию составляет Сальма Хайек, номинировавшаяся на «Оскар» в 2002 году за «Фриду». Здесь еще следует уточнить, что Ялица — вовсе не профессиональная актриса, а съемки в «Роме» были для нее дебютной пробой в кино.
Наконец, Netflix в этом году достигли новых высот, получив номинацию за «Лучший фильм» («Рома»). Картины стриминга ранее уже принимали участие в оскаровской гонке (к примеру, в прошлом году была «Ферма “Мадбаунд”»), вот только попасть в ключевую категорию компании никогда не удавалось.
Номинация «Лучший сюрприз»
Слушая оглашение номинантов, мы не раз поднимали брови, если честно. Кажется, будто Киноакадемия решила последовать примеру «Золотого Глобуса» и удивить зрителей еще на этапе отбора претендентов на «Оскар».
Не знаем, как относиться к такому ходу, но номинация «Лучший иностранный фильм» выпустила из под своего крыла парочку картин в свободное плавание. Мексиканская «Рома» Альфонсо Куарона, очевидно, возьмет самое большое количество статуэток и далеко за пределами категории не англоязычного кино. Впрочем, сюрпризом побольше оказалась польская «Холодная война»Павла Павликовского — главный конкурент Альфонсо Куарона. Лента хоть и была названа Европейской киноакадемией «Фильмом года», в Голливуде не то чтобы собирала лавры. На «Оскаре», помимо «Лучшего иностранного фильма», у картины номинации за режиссуру и операторскую работу (к слову, Лукаш Зал, снявший для Павликовского уже второй фильм после «Иды», свой «Оскар» более чем заслуживает).
Уже второй год подряд Уиллем Дефо протягивает на «Оскар» кино. В 2018 «Проект “Флорида”» не смогли упустить из виду лишь благодаря великолепной игре Дефо. В этом году у байопика «Ван Гог. На пороге вечности» лишь одна номинация и вновь здесь заслуга Дефо. Свой трофей он вряд ли получит — фаворитами в категории «Лучший актер» считаются Кристиан Бэйл за «Власть» и Рами Малек за «Богемскую рапсодию».
К слову, о байопике про Фредди Меркьюри — вот где сюрприз был не совсем приятный (по крайней мере для нашей редакции). У ленты пять номинаций, в том числе «Лучший фильм». По правде, «Оскар» здесь можно отдать разве что за «Лучшее сведение звука», за образцово вызвученный финальный концерт Live Aid 1985 года.
Кого Киноакадемия обидела
Прежде всего — Дэмьена Шазелла. Драма о полете Нила Армстронга на Луну «Первый человек», казалось бы, обладала всеми признаками патриотического американского кино, которое так любит Киноакадемия. В каком-нибудь 2012-м такая лента была бы среди главных номинантов. Однако у картины только четыре технические номинации — визуальные эффекты, художник-постановщик, монтаж звука и сведение звука. На «Золотом глобусе» у Клэр Фой хотя бы была номинация как «Лучшая актриса второго плана». Но здесь ее место внезапно заняла Мелисса МакКарти за биографическую драму «Сможете ли вы меня простить?», что, впрочем, не может не радовать, ведь это однозначно лучшая актерская работа Мелиссы.
К слову, лента Мариэль Хеллер потеснила Тимоти Шаламе в категории «Лучший актер второго плана». Все ожидали, что Киноакадемия оценит его старания в «Красивом мальчике», а позицию в пятерке внезапно занял Ричард Э. Грант за «Сможете ли вы меня простить?».
Тем временем Брэдли Купер может не надеяться, что его дебют в качестве постановщика оценят золотой статуэткой. «Рождение звезды» даже не попало в категорию «Лучший режиссер». Это при том, что Купер посвятил весь 2018-й своей картине, не подписываясь на прочие проекты. И пока Джон Дэвид Вашингтон («Черный клановец), пролетевший мимо категории «Лучший актер», — это еще пол беды, по-настоящему обидно за Итана Хоука. Роль пастора в «Первой реформаторской церкви» Пола Шредера считают лучшей в его карьере. За нее Хоук уже собрал десяток наград, в том числе Gotham Awards, в то время как до номинации на «Оскар» лента так и не дотянула.
В сценарной категории отсутствовал «Восьмой класс» дебютанта Бо Бернема, а ведь именно здесь у фильма был реальный шанс хотя бы как-то обратить на себя внимание «высшего общества». Хоррор продолжает быть недооцененным на «Оскаре», потому что ни Эмили Блант («Тихое место»), ни Тони Колетт («Реинкарнация») остались в тени Киноакадемии.
Взглянув на категорию «Лучший режиссер», складывается впечатление, что кино в Голливуде снимают лишь мужчины — вновь ни одной режиссерки. Окей, у Мариэль Хеллер есть две номинации за «Сможете ли вы меня простить?», а у Джози Рурк хотя бы какое-то упоминание в секции «дизайн костюмов» и «грим и прически» за «Марию — королеву Шотландии». Однако многолетняя история «Оскара» пополнилась новой графой в виде 2019-го, где проигнорировали работу Линн Рэмси («Тебя здесь никогда не было»), Карин Кусамы («Разрушитель») и Дебры Граник («Не оставляй следов»).