Мнение не спрашивали: редакция Vertigo о лучших фильмах, пролетевших мимо «Оскара 2019»

Автор Vertigo

Вас много, а я одна. Киноакадемия, как всегда, выпустила из внимания много достойных фильмов, но винить ее в этом не стоит. Уместить в одну церемонию все лучшие картины года невозможно, да и незачем. Во-первых, это дорого. Если независимая инди-драма не попала в шорт-лист, то причина не обязательно состоит в том, что злая Киноакадемия игнорирует малобюджетное самобытное кино. Бывает, что у правообладателей фильма просто нет достаточно денег на «оскаровскую» кампанию (поверьте, их нужно много). И это ок. Потому что кино ведь не сводится только к «Оскару». Ну да ладно, давайте все таки о тех, кого Киноакадемия проигнорировала зря. У нашей редакции, как всегда, есть на этот счет свое мнение.

Аня

Для меня в этом году особо отметилось кино, которое удачно спряталось за маской жанрового, а оказалось чем то значительно глубже и нетривиальней — «Аннигиляция» Алекса Гарланда и «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси. «Оскар» в целом довольно прямолинейный парень — идет в руки либо драмам (или драмеди), либо мюзиклам, либо байопикам (которые, опять таки, драмы). Примеси в виде комедии («Леди Берд») или же, прости господи, хоррора («Ловушка») случаются довольно редко. Sci-fi или фэнтези периодически пытается пробиться в высшую лигу, но получалось у единиц («Властелин Колец: возвращение короля», «Прибытие», «Начало», «Аватар»).

Вот и «Аннигиляция» могла бы посоперничать не только за визуальные эффекты или звук, но даже за сценарий и режиссуру. Здесь вам и оригинальный взгляд на тему инопланетных вторжений, и исследование гибридности и относительности времени, и визуальные отсылки к Тарковскому и Кубрику, и яркие параллели с природой человеческих отношений, подобно «Прибытию» Дени Вильнева. Примечательно, что фильм по роману Джеффа Вандермеера оставляет зрителя в легком замешательстве: что это вообще было — научно-фантастический триллер или философская притча. Вильнев в таком случае свое кино сделал более зрительским и прошел на «Оскар», а Гарланд скорее всего хотел максимально держаться за первоисточник.

Линн Рэмси могла бы в этом году немного раскачать «мужскую лодку» в категории «Лучший режиссер». Постановщица давно заслуживает внимания Голливуда, но заходит пока что со стороны инди-кино. Вот и правильно, так все начинали (если вы не Спилберг, конечно). «Тебя никогда здесь не было» кажется неким гибридом «Таксиста» и «Драйва», но слегка фрагментарным и даже хаотичным. Режиссер всегда делала ставку на ассоциативный ряд и забивала на последовательность сюжета. Вот и получается, что обыкновенный боевик об одиночке-мстителе в исполнении Хоакина Феникса — это сложный психологический триллер с огромным количеством визуальных метафор и вечно интересующей автора темой детских психологических травм. Кроме, собственно, режиссуры, в номинацию здесь мог попасть сам Феникс за лучшую мужскую роль,Томас Тауненд за операторскую работу и Джонни Гринвуд за холодный дисгармоничный саундтрек.

Юра

Несмотря на то, что «Первый человек» все же получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, я считаю что картину Шазелла прокатили мимо церемонии. Учитывая уровень остальных номинантов, история о полете на Луну спокойно могла занять одно из двух неиспользованных мест в категории «Лучший фильм». Перформанс Гослинга мне показался куда более сложным, чем работа Малека, а Клэр Фой точно заслужила на то, чтобы отметить ее роль второго плана (но все же в этой номинации была слишком высокая конкуренция). Это не говоря уже о режиссерской работе Дэмиена Шазелла. Главным же преступлением Киноакадемии оказалось игнорирование великолепной операторской работы Линуса Сангрена и виртуозную работу с саундтреком от Джастина Гурвица, которая на мой взгляд намного сильнее «Пантеры» Горанссона.

Обидно, что никакого признания не получила «Миссия невыполнима», но тут стоит посмотреть правде в лицо — все ее достоинства были за пределами 24 категорий «Оскара». Разве что монтаж, но что говорить, если номинацию взяла «Богемная рапсодия». К слову, именно эту победу профессиональное сообщество восприняло куда негативнее, чем триумф Рами Малека, но это уже технические особенности. Если честно, очень хотелось бы увидеть на «Оскаре» категорию «Лучший постановочный трюк» — мастерство каскадеров уже давно заслуживает внимания. Вот тогда у франшизы Круза точно появится шанс зацепиться за статуэтку.

Саша

В идеальном мире (допускаю, что идеальным он был бы не для всех), за «Оскар» сражались бы не только исторические ленты, комедии и мелодрамы, но и представители жанрового кино. В этом году это было бы очень кстати – среди самых ярких картин 2018-го затесалось два отличных ужастика: многоуровневая, запутанная «Суспирия» и напряженное «Тихое место». Академия редко удостаивает хорроры вниманием, но после победы «Ловушки», мне хотелось поверить в то, что консервативные взгляды начинают оставаться в прошлом. Признаю, не все считают «Суспирию» одним из лучших фильмов года, но операторская работа там действительно талантливая, как и саундтрек от Тома Йорка. Так что было бы приятно увидеть ленту Гуаданьино хотя бы среди номинантов в этих категориях. Каким образом «Тихое место» не выдвинули на «Оскар» за лучший звук – вообще загадка. В конце-концов, нагнетать пугающую атмосферу, не используя громких шумов и резких скрипов – впечатляющая задача, и тут она была выполнена просто виртуозно. Актерская игра Эмили Блант – еще один козырь картины, и мне до сих пор обидно за то, что Академия решила это проигнорировать.

Но ладно, допустим, ужастики нравятся не всем – даже в нашей редакции есть киножурналисты, которые всеми силами пытаются избегать походов на страшные фильмы. Но почему Академия настолько упорно закрывает глаза на качественно написанные семейные картины, в которых социального подтекста может быть больше, чем в той самой «Зеленой книге»? Да, вы угадали – я требую справедливости для второго «Паддингтона». В этом фильме прекрасно все: картинка, не уступающая работам Уэса Андерсона, актерская игра, музыка и трогательные, но не слащавые диалоги. Думаете, это у меня такая странная привязанность к этой ленте? Нет, второй «Паддингтон» – фильм с лучшими оценками за всю историю агрегатора Rotten Tomatoes. За сказкой о вежливом и забавном мишке скрывается, увы, актуальная история о проблемах, с которыми сталкиваются иммигранты. Зато картина стала настоящим чемпионом на премии BAFTA. Надеюсь, со временем и Академия поймет, что хорошее кино – это не только прилизанные мелодрамы на «серьезную» тематику.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: