Математика эмоций: из чего состоит мир Кристофера Нолана

Кристофер Нолан – один из немногих режиссеров современности, которого в равной степени любят и серьезные критики, и поклонники зрелищных блокбастеров. Можно предположить, что разносторонность постановщика – результат его детских предпочтений: любимыми фильмами юного Кристофера были «2001: Космическая Одиссея» Кубрика и «Звездные войны». Рассказываем, чем вдохновляется режиссер-самоучка и что отличает его ленты от подражателей. А заодно – удивляемся тому, как Нолан преодолел путь от снятых за собственный счет короткометражек до фильмов с кассовыми сборами в миллиард долларов.

Экономные съемки дорогих фильмов

Кристофера Нолана порой называют главным добытчиком Warner Bros. – успешно возродив франшизу о Бэтмене, режиссер получил безоговорочное доверие со стороны киностудии. Настолько, что, узнав о планах Кристофера снять для Paramount «Интерстеллар», Warner Bros. согласились финансировать фильм вместе с конкурентами и выделили режиссеру $175 миллионов бюджета. В придачу Нолан получил невероятную зарплату – $20 миллионов и дополнительные 20% от сборов картины. Оперируя такими суммами, сложно не войти в кураж, но режиссер все равно пытался воплотить свой амбициозный проект с минимальными затратами и сэкономил студиям $10 миллионов.

Привычка снимать ленты максимально дешево появилась не просто так – все дело в ранних картинах Нолана, которые Кристоферу приходилось оплачивать из собственного кармана. Первый полнометражный фильм режиссера, нуар «Преследование», обошелся всего в $6000. Примечательно, что большая часть бюджета была потрачена на пленку и оборудование. В отличие от многих своих коллег, Нолан напрочь отказывался снимать в цифровом формате даже в самом начале карьеры. По словам самого Кристофера, разница между пленкой и цифрой – «как между маслом и маргарином».

Реализм превыше всего

Хотя фильмы Нолана часто рассказывают о довольно фантастических вещах (например – фокусниках, супергероях и космических путешествиях во времени), режиссер избегает злоупотребления компьютерными эффектами. Частично это связано с его детским восхищением «Космической Одиссеи». По словам постановщика, сейчас лента Кубрика выглядит так впечатляюще именно благодаря изобретательным практическим эффектам и реалистичным оптическим иллюзиям.

Подход Нолана окупается с лихвой – одна из причин успеха его бэт-трилогии как раз в том, что режиссер умудрился перенести сюжет комиксов в реальную жизнь. Все удивительные приспособления Брюса Уэйна максимально реалистичны и напоминают существующие военные разработки. Если предыдущие фильмы о Бэтмене были сказочными (а если быть совсем откровенными, то даже абсурдными), то Готэм Нолана выглядит как настоящий город. Во многом этот эффект достигался с помощью естественного освещения и минимального использования компьютерных эффектов. В «Темном рыцаре» режиссер и вовсе заменяет своеобразную архитектуру вымышленного мегаполиса кадрами современного Чикаго.

Вместо того, чтобы снимать фильмы в 3D (как от него не единожды требовали студии), Нолан отдает предпочтение неповоротной и тяжелой камере IMAX, которую до него использовали крайне редко, но которая позволяет запечатлить удивительно четкое изображение. Работая над «Дюнкерком», Нолан и оператор Хойте ван Хойтема потратили несколько месяцев на разработку более легкой и компактной версии камеры IMAX, которую можно было бы погрузить на крохотный самолет или лодку.

Время и цвет

Пожалуй, самая заметная особенность фильмов Нолана – его необычная зацикленность на времени и памяти. Уже первые ленты режиссера разворачивались в нелинейной хронологии, но ярче всего этот ход был использован в «Мементо», где сам протагонист страдает амнезией и не знает, с чего началась загадочная история. В «Бэтмене» Нолан разбивает линейный рассказ эмоциональными флешбэками, которые помогают нам лучше понять Брюса и его давние травмы. По словам Гильермо дель Торо, главный конек Кристофера – умение «скармливать» зрителю трогательные или страшные моменты, с точностью просчитав нужную реакцию. Из-за этого дель Торо даже прозвал коллегу «математиком эмоций». В «Интерстелларе» режиссер идет еще на шаг дальше и превращает время в отдельное измерение, а в «Дюнкерке» – разделяет историю на три разные хронологические линии.

Неудивительно, что самый близкий к Нолану персонаж во всей фильмографии визионера – Доминик Кобб из «Начала». Герой Леонардо ДиКаприо не только напоминает своего творца внешне (Нолан подобрал для Кобба гардероб, основанный на собственных предпочтениях), но и тем, что работа обеих – манипулировать сознанием других. По словам постановщика, именно кино обладает магической силой искажать время и воспоминания, и он использует эти возможности на полную. Любопытно, что хорошо одетый персонаж по имени Кобб уже был в другой картине режиссера – в его полнометражном дебюте «Преследование».

Сложно отрицать, насколько важную роль в фильмах Нолана играет цвет. Грязная холодная гамма первого «Бэтмена» визуально отделяла фильм от предыдущих историй о супергерое, которые обычно были либо подчеркнуто-готичными, либо невероятно красочными. В «Престиже» использовались две гаммы: уютные теплые цвета для богатых интерьеров и холодные серые оттенки для населенных бедняками улиц. «Интерстеллар» тоже снят в приглушенных цветах, которые подчеркивают, что перед нами не классический научно-фантастический фильм, а чуть более лирическая история. При этом, режиссер – дальтоник, и не отличает оттенки красного и синего.

Эмма Томас
Ли Смит
Натан Кроули
Ханс Циммер
Джонатан Нолан
Майкл Кейн

Семейные дела

Нолан спокойно может позвать на съемочную площадку любого оператора, монтажера или актера, но режиссер уже давно работает в сплоченной команде старых друзей и знакомых. Главная сообщница Кристофера – его жена и продюссерка Эмма Томас, работавшая с ним над всеми лентами кроме одной документальной короткометражки.

Еще один коллега и член семьи – брат Джонатан Нолан. Рассказ Джонатана лег в основу «Мементо» – одной из первых «мейнстримно» успешных лент Кристофера. Затем братья вместе написали сценарий к «Престижу», «Темному рыцарю», «Возрождению Темного рыцаря» и «Интерстеллар». К слову, сам Джонатан наиболее известен как творец «Мира Дикого запада», над которым он работает вместе со своей женой, Лизой Джой.

Остальные члены постоянной команды Нолана – продакшн-дизайнер Натан Кроули, монтажер Ли Смит и, конечно, композитор Ханс Циммер. Среди актеров главный сотрудник режиссера – Майкл Кейн, сыгравший в семи его лентах. Сам Кристофер называет Кейна своим «амулетом на удачу». Не удивительно, что множество актеров мечтают поработать с главным гением Голливуда – несмотря на свою любовь к тотальному контролю на съемочной площадке, режиссер иногда позволяет исполнителям экспериментировать в небывалых масштабах. Например, Хиту Леджеру он даже разрешил выступить режиссером некоторых сцен с Джокером.

Привет Ридли Скотту и Майклу Манну

Задумывая свою версию Готэма, Нолан планировал небольшой оммаж «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта: метрополис из антиутопии тоже был живым, нуарным и наполненным субкультурами и преступниками. Как видите, роль бизнесмена-антагониста Эрла не спроста досталась Рутгеру Хауэру (репликант Рой). «Чужой» Скотта тоже когда-то произвел на Кристофера неизгладимое впечатление – по его словам, именно ужастик Ридли научил его создавать реалистичные миры, в которые зритель может окунуться с головой. Своеобразному монтажу режиссера научил Терренс Малик – точнее, его лента «Тонкая красная линия», которую Нолан называл главным вдохновением во время съемок «Мементо».

Еще один важный фильм – классический криминальный боевик Майкла Манна «Схватка», отсылки к которому разбросаны почти по всей фильмографии Нолана. Сыгравший одного из преступников в ленте Манна Уильям Фихтнер появляется в сцене ограбления банка в «Темном рыцаре». Эпизод допроса Джокера был задуман как отсылка к знаменитому разговору героев Аль Пачино и Де Ниро в дайнере. Перестрелка в «Начале» и даже имя героя Мэтта Деймона в фильме «Интерстеллар» – тоже кивки в сторону творения Манна. Чуть более неожиданный оммаж можно найти в «Начале» – сцена со спуском на лыжах считается отсылкой к любимой части бондианы режиссера, картине «На секретной службе ее величества».

Рассказывая о работе над «Дюнкерком», Нолан признался, что его вдохновляла «Скорость» Яна де Бонта, «Неуправляемый» Тони Скотта и «Иностранный корреспондент» Альфреда Хичкока.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: