Долгий путь домой
До премьеры эксперты называли «Дюнкерк» самым неоднозначным проектом Нолана. Известность истории не предполагала обычной для режиссера таинственности, военная тематика фильма и рейтинг PG-13 ограничивали в приемах, да еще и не обещали огромных кассовых сборов. Но Нолан не был бы Ноланом, если бы не утер нос всем сомневающимся.
История рассказывает об операции «Динамо» или Дюнкеркской эвакуации, когда с французского побережья, в окружении войск вермахта, Британия смогла забрать более 300 000 солдат.
Нолан отказался от общепринятого подхода к освещению войны — режиссер решил не показывать боевые действия, а дать зрителю ощутить тот страх, которым жили солдаты. Поэтому в картине нет привычного для подобного рода фильмов экшена. Здесь война — это молчаливая надежда на то, что сброшенная бомба пролетит мимо, а не пальба по солдатам противника и перекаты из укрытия в укрытие.
Для того чтобы усилить психологический эффект, Нолан воспользовался наработками Хичкока. Режиссер полностью убрал из кадра немцев, чем существенно усилил страх зрителя перед неизвестным и неизбежным. В «Дюнкерке» не нужно видеть нацистов, чтобы получить пулю в затылок. Самый пугающий звук в фильме — это пронзительный шум немецкого бомбардировщика, который несет за собой неминуемую смерть.
Во многом фильм обязан музыке Ханса Циммера и операторской работе Хойте Ван Хойтемы. Саундтрек усиливает психологический накал своими ритмичным и бесконечным тиканьем часов, а динамичная камера заставляет зрителя самостоятельно прочувствовать, как это — быть в переполненном трюме в момент попадания торпеды или в кабине пилота во время воздушного боя.
Комментарий восторженного редактора:
Нолан и мощная операторская работа — уже давно аксиома. Но в «Дюнкерке» британец зашел еще дальше. Второе сотрудничество с оператором Хойте ван Хойтема («Интерстеллар», а также «Спектр») можно и нужно разбирать долго и дотошно. Четкая выверенность каждой сцены — тут нет лишних кадров, все работает для создания ощущения полной безысходности. Холодный цветокор и агрессивная тонировка, нехарактерная для работ Нолана, лишь усиливает безнадежность положения. Природа в противовес военным действиям предельно спокойна. В одном из интервью режиссер заявил, что воздушные битвы по ощущением будут близки к VR-просмотру без VR-маски. Не соврал. Сцены сражения британской авиации против немецкой должны войти в историю кинематографа — портативные камеры IMAX крепились на борт самолета, так что все предельно аутентично. В кабине тесно, в полете страшно, плюс молчаливый пейзаж вокруг.
Dunkirk / Оригинальное название
106 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
20 июля 2017 / ПРЕМЬЕРА
военная драма / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Кристофер Нолан
СЦЕНАРИЙ:
Кристофер Нолан
В РОЛЯХ:
Финн Уайтхед
Том Глинн-Карни
Джек Лауден
Гарри Стайлс
Анайрин Барнард
Джеймс Д’Арси
Барри Кеоган
Кеннет Брана
Киллиан Мёрфи
Марк Райлэнс
ПРОКАТЧИК:
КІНОМАНІЯ
Вопреки звездному составу исполнителей, картина Нолана едва ли попадет в актерские номинации на тот же «Оскар». Причина кроется в том, что «Дюнкерк» — фильм с очень нестандартным повествованием, разделенным на три части: события на суше, на воде и в воздухе. Из-за этого лента осталась без главных героев. Здесь есть семь персонажей (их играют Том Харди, Марк Райлэнс, Кеннет Брана, Киллиан Мерфи, Джеймс Д’Арси и Фионн Уайтхед), которые чаще всего появляются на экране, но даже их Нолан лишил почти всех реплик, чем усилил атмосферность картины.
Несмотря на нехарактерные для режиссера приемы (минимум диалогов и отсутствие в кадре антагонистов), в «Дюнкерке» виден фирменный почерк британца. Здесь и привычная игра с хронологией (фильм словно постепенно складывается из отдельных пазлов), и мини-кульминация в середине истории. Кроме того, Нолану пришлось пойти на некоторое искажение реальных событий. Для усиления психологического давления он убрал военные действия на побережье. В действительности солдаты не безучастно ждали эвакуации, а постоянно находились под огнем.
Режиссёр добился главного — нивелировал излишний героизм и сопровождающий его пафос, присущие военному жанру. Персонажи «Дюнкерка» не способны повлиять на сюжет. Солдаты на суше и цивильные суда в море беззащитны и надеются лишь на чудо. Даже единственный героический образ, летчик «Спитфайра» в исполнении Тома Харди, прячется за маской и отмалчивается, всем своим видом показывая, что лишь выполняет свою работу. У Нолана война — это не героизм, это попытка добраться домой.
«Дюнкерк» — не фильм о великой победе или невероятных поступках. Это история о человечности, о доброте и о том, что иногда выжить не менее важно, чем победить. Военная драма как жанр, не совсем ложится в рамки зрительского кино, а значит может заставить сомневаться в своем прокатном успехе. Однако в случае с Ноланом такие сомнения не уместны, «Дюнкерк» необходимо смотреть именно на большом экране. Не боимся заявить, что новая картина Нолана — один из лучших фильмов XXI века о войне. Если не лучший.