ТОП-10 победителей «Оскара» по версии редакции Vertigo

С воскресенья на понедельник Киноакадемия раздаст очередную порцию «Оскаров». Мы решили, что это отличная причина выбрать среди победителей номинации «Лучший фильм» лучших среди лучших (простите за такое количество слова «лучший» в предложении). К слову, этим мы не ограничились, ждите на днях список худших лауреатов «Оскара».
А пока дело за десяткой фильмов, которые точно не вызвали никаких вопросов своей победой.

Фильм сделан в форме триптиха о врослении парня из трущобов Майами по имени Тайрон. В разные периоды жизни его сыграли Алекс Р. Хибберт, Эштон Сандерс и Треванте Роудс. Живя в тяжелых условиях с матерью-наркоманкой (Наоми Харрис), парень сталкивается с неприятием общества и постепенно осознает свою гомосексуальность. На определенном этапе внезапным наставником для него становится драгдиллер Хуан (Махершала Али).
Интересно, что «Лунный свет» намеренно игнорирует особенность драматического жанра, который здесь, казалось бы, навязывает стиль киноязыка. Это история максимально уходит от доку-реализма в пользу личного портрета в неоновых тонах с рапидом под дрожащие струнные композитора Николаса Брителя. Режиссер выводит расовые предубеждения и социальную повестку на второй план чтобы рассказать личную историю очень одинокого человека. Любопытно, что ленту запомнят по церемонии Киноакадемии во время которой перепутали конверты, но здесь важнее другой факт: «Лунный свет» — самая «дешевая» лента с «Оскаром» за лучший фильм, ее бюджет составляет всего $1,5 млн.

1974
Крестный отец 2
Реж. Фрэнсис Форд Коппола
Саша Рынк
Кто сказал, что сиквелы всегда должны быть непродуманными попытками заработать на успехе оригинальной идеи? Второй «Крестный отец» – первый сиквел, получивший номинацию на «Оскар» за лучший фильм и редкое продолжение, которое многие считают лучше оригинала. Сравнивать две работы Фрэнсиса Форда Копполы, пожалуй, бессмысленно – несмотря на похожие темы и общих центральных героев, картины, все же, очень разные. У первой части был невероятно эмоциональная последняя треть (кто может забыть смерть дона Корлеоне?), но тут хватало и места для эмоциональной разрядки и теплоты. Сиквел показывает весь трагизм жизненного пути Майкла – некогда идеалистичный герой Аль Пачино постепенно превращается в хладнокровного, параноидального злодея. Пожалуй, самое примечательное – то, что Коппола ни на секунду не украшает его судьбу и не скрывает антипатии к собственному протагонисту.
Роберт Де Ниро, получивший «Оскар» за роль молодого Вито Корлеоне позволил франшизе поставить своеобразный рекорд — два актера в разные годы получили награду за воплощение одного и того же персонажа. К слову, Марлон Брандо должен был появиться в эпизоде с днем рождения дона, но не договорился с руководством Paramount и отказался от съемок.

2014
Бердмен
Реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту
Аня Дацюк
Ригган Томпсон (Майкл Китон), когда-то сыгравший в кино супергероя Бердмена, решается доказать миру, что он стоит большего. Спектакль в его постановке на Бродвее еще даже не поставлен, а критики его уже ненавидят — чего можно ждать от бывшей голливудской знаменитости? Тем временем зрителей интересует только «Бердмен 4», от которого актер отказался еще 20 лет назад. Накануне премьеры на голову героя сваливаются неприятности связанные с бывшей женой, любовницей, дочерью-наркоманкой, продюсером, коллегами-актерами.
Дерзкая и нервная трагикомедия Иньярриту поражает прежде всего своим исполнением — ленту сняли всего за два месяца со стилизацией под один кадр без монтажных склеек. Постоянная динамика в кадре — заслуга оператора Эммануэля Любецки. Впрочем, даже без визуальной составляющей, это кино мастерски обходится с приемом расстройства личности и превращается в настоящую абсурдистскую комедию. Блуждающая камера дает возможность заглянуть в темные уголки театра и даже создает сказочный эффект. Как результат, у ленты 4 ключевых «Оскара» — лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий и лучшая операторская работа.

1991
Молчание ягнят
Реж. Джонатан Демми
Юра Поворозник
Картина, получившая «Золотую пятерку Оскара». Победа «Молчания ягнят» была не настолько предсказуемой, как может показаться — картина является триллером с элементами фильма ужасов. Такие ленты Киноакадемия редко когда отмечает. История молодой полицейской, которая с помощью серийного маньяка ищет убийцу является экранизацией романа Томаса Харриса. У «Молчания ягнят» есть сиквел («Ганнибал») и приквел («Красный дракон»).
По слова режиссера Джонатана Демми, кроме Хопкинса на роль Лектера претендовали всего два актера — Дерек Джекоби и Дэниел Дэй-Льюис. Для подготовки к роли сэр Энтони просмотрел множество видеозаписей интервью с маньяками. Что интересно, в основе фильма лежит реальная история: сотрудничество серийного убийцы Теда Банди и профессора криминологии Роберта Кеппеля.

1950
Все о Еве
Реж. Джозеф Манкевич
Саша Рынк
Как и многие картины этого периода, лента Джозефа Л. Манкевича высмеивает жестокую машину шоу-бизнеса и неумолимый сексизм Голливуда. В отличие от остальных подобных историй, «Еве» удается в чем-то даже победить то явление, над которым она так ловко иронизирует. Рекордные 14 номинаций на «Оскар» – само по себе внушительное достижение. Но еще больше поражает тот факт, что картина Манкевича – единственная в истории «Оскара», получившая 4 номинации за женскую актерскую работу. И это при том, что роль Марго Ченнинг досталась Бетти Дейвис задолго после того, как многие критики и продюсеры поставили крест на карьере стареющей актрисы (к слову, спустя 12 лет она получила еще одну номинацию на «Оскар»).
В то же время, сегодня «Еву» сложно смотреть без легкой грусти – картина, среди прочего, примечательна еще и тем, что познакомила широкую публику с юной и неопытной Мэрилин Монро. У будущей дивы сложились непростые отношения с Дэвис – Монро на съемках очень нервничала, никак не могла правильно произнести свою реплику, а пожилая актриса вовсю критиковала девушку и заявляла, что она никогда не сможет построить карьеру.

1975
Пролетая над гнездом кукушки
Реж. Милош Форман
Юра Поворозник
«Пролетая над гнездом кукушки» является второй из трех картин, получивших пять главных «Оскаров» — до нее это сделал фильм «Это случилось однажды ночью», после — седьмой номер нашего списка. Экранизация одноименной книги Кена Кизи считается лебединой песней эпохи «нового Голливуда». В 1976 году «Челюсти» откроют дорогу блокбастерам и мир кино изменится навсегда.
А пока этого не произошло, драма продюсеров Майкла Дугласа и Сола Зейнца стала самым кассовым фильмом 1975 года и помогла засветиться многим актерам, например, Кристоферу Ллойду, Дэнни ДеВито и Брэду Дурифу (он позже сыграет Червоуста во «Властелине колец»). Николсон в то время уже был звездой — свои отпечатки на Аллее Славы он оставил еще в 1974 году.

2003
Властелин колец: Возвращение короля
Реж. Питер Джексон
Юра Поворозник
В 2003 году случилось настоящее чудо — фэнтези-блокбастер забрал 11 статуэток, среди которых был и «Лучший фильм». Стоит конечно уточнить, что за год до этого «Две башни» (и за год до него «Братство кольца») тоже были номинированы на главную категорию, но это воспринималось скорее как поощрение. Что-то вроде этого было в 2016 году с «Безумным Максом». Все понимали, что фильм заслуживает победы, но никто всерьез не предполагал, что Киноакадемия решится на такой шаг.
К третьему фильму «Властелина колец» продюсеры «Нью Лайна» все же смогли сломить систему. В итоге, один из лучших фэнтези-фильмов в истории имеет не только зрительское и критическое признание, но и профильный «Оскар». К слову, «Возвращение короля» забрало все номинации на которые претендовал. Мы бы похвалили еще и Питера Джексона, но после «Хоббита» как-то не охота.

1972
Крестный отец
Реж. Фрэнсис Форд Коппола
Аня Дацюк
Мы просто не могли оставить в стороне эту легендарную криминальную сагу, задавшую тон всем последующим фильмам о мафии и получившую три «Оскара». В центре сюжета нью-йоркская сицилийская преступная семья Корлеоне в период с 1945 по 1955 года, где главенствует уже не молодой Вито (Марлон Брандо). Босс мафии желает передать дела сыну Майклу (Аль Пачино), который только что вернулся с войны, но наследник не особо заинтересован, пока на дона Корлеоне не совершат покушение.
Коппола и сам не заметил, как снял чуть ли не главный фильм ХХ века — по словам постановщика, проект задумывался как коммерческий, на волне популярности одноименного романа Марио Пьюзо, вышедшего в 1969 году. В результате у автора получилось снять историю об относительности понятия «закон» и крахе семьи. На примере Вито и его сына Майкла (во второй части к этому тандему присоединится молодой Дон Корлелоне в исполнении Роберта Де Ниро), Коппола продемонстрировал нам конфликт поколений, столкновение традиций и культур. Впрочем, ключевым здесь становится деморализация личности, через которую проходит каждый их главной тройки персонажей.

1960
Квартира
Реж. Билли Уайлдер
Юра Поворозник
Мы уже третий раз рассказываем о «Квартире» (до этого она фигурировала в списке лучших фильмов Билли Уайлдера и топе рождественского кино от редакции) и будем продолжать рассказывать, пока все читатели не посмотрят этот фильм. Комедийная история о клерке (Джон Леммон) и лифтерше (Ширли Маклейн), которые никак не могут разобраться со своими личными проблемами, вполне заслуженно считается одним из лучших фильмов в истории кинематографа.
Тут идеально все — от режиссуры с использованием черно-белой пленки, до актерской игры и, конечно же сценария от Билли Уайлдера. За звание лучшей комедии с «Квартирой» может сразиться разве что «В джазе только девушки» все того же Уайлдера. К слову, лента претендовала на «Золотую пятерку» Киноакадемии, но Леммон и Маклейн ограничились только номинацией.

1942
Касабланка
Реж. Майкл Кертис
Саша Рынк
В отличие от многих фильмов, которые получили «Оскар» за лучшую картину, создатели «Касабланки» не пытались снять шедевр или даже хит – бюджет ленты был скромным, а в основу сюжета легла не слишком популярная пьеса. Сценарий переписывали буквально во время съемок, а исполнители центральных ролей до последнего момента не знали, чем закончится эта история.
И все же, почти каждая сцена из романа Майкла Кертиса стала легендарной и обзавелась полудюжиной пародий, оммажей и отсылок. Возможно, один из секретов успеха «Касабланки» – как раз то, что ни Хамфри Богарт, ни Ингрид Бергман не знали, сядет ли Ильза на самолет. Лента получилась одновременно и циничной, и невероятно искренней. Идеальный нуар.