«Оскар 2017»: кто победит?
Церемония «Оскар 2017» состоится уж 26 февраля, а значит, пришло время для оскаровских предсказаний. Как правило, угадать победителя не так сложно (за редким исключением). «Оскар» — одна из последних церемоний в наградном сезоне, который продолжается в Голливуде больше месяца. По результатам Золотого Глобуса, BAFTA, Critics Choice Awards, Гильдии сценаристов, продюсеров и актеров картина возможных лауреатов на «Оскаре» вырисовывается все четче. Наверняка мы знать не можем, и все же, вот наши размышления по ключевым номинациям о том, кто победит на «Оскаре 2017».
Лучший фильм
Заслуживает победить: «Лунный свет»
Альтернатива: «Ла-Ла Ленд»
Победит: «Лунный свет»
«Лунный свет» Барри Дженкинса, несмотря на сразу две острые для американского социума темы (расизм и гомофобия), умудряется избежать спекуляций, очень органично показав среду обитания главного героя Шайрона — бедный и криминальный район Майами. Это впечатляющая интимная драматическая работа, при этом совсем нетрадиционная для своего жанра.
Однако если Академия все таки поддастся ностальгии и обаянию «Ла-Ла Ленда», то мюзикл Дэмьена Шазелла заберет ключевую награду вместе с другими «Оскарами», которых, не сомневайтесь, у «Ла-Ла Ленда» будет много. Впрочем, с конца 80-х залогом успеха для фильма является награда Screen Actors Guild Awards за лучший актерский ансамбль в фильме, а «Ла-Ла Ленд» даже не был номинирован на SAG в данной категории.
Лучший режиссер
Заслуживает победить: Дэни Вильнев, «Прибытие»
Альтернатива: Барри Дженкинс, «Лунный свет»
Победит: Дэмьен Шазелл, «Ла-Ла Ленд»
Шазелл переизобрел мюзикл для XXI века. В его постановке типичная история «boy meets girl» превратилась в яркую и небанальную картину с реверансом Золотому Голливуду. Но «Ла-Ла-Ленд» только притворяется легким мюзиклом, а на деле оказывается фильмом о соотношении компромисса и целеустремленности, эгоизма и любви. В данном случае Шазелл дает картине лишь оболочку мюзикла, а на самом деле деконструирует его «хэппи-эндовскую» идею.
Дени Вильнёв, снявший настоящий жанровый эксперимент — научно-фантастическую историю о гептаподах и лингвистике, действительно заслуживает «Оскар». Вильнёв создал фильм об инопланетном вторжении как неторопливую симфоническую драму. Но для «Оскара» это слишком неоднозначное кино. Впрочем, как любой фильм Вильнёва (пока что).
И все же главными конкурентом Шазелла выступает Барри Дженкинс. Он наглядно демонстрирует, как избежать навязанных темой стереотипов. Фильм о гетто в Майами рисует картину некой культурной среды темнокожих, однако режиссер не торопится смешивать это с областью чувств.
Лучший актер
Заслуживает победить: Кейси Аффлек, «Манчестер у моря»
Альтернатива: Дензел Вашингтон, «Ограды»
Победит: Кейси Аффлек, «Манчестер у моря»
«Манчестер у моря» Кеннета Лонергана, несмотря на тему утраты близких, не эксплуатирует свой сильнейший элемент трагизма. Аффлек, кажется, говорит меньше всех в этом фильме. Вместе с тем актеру удается показать игру, лишенную фальши. Невысказанность его персонажа — среди главных достоинств картины. Это обеспечивает фильму искренность интонации и психологическую правдивость.
Главный конкурент Аффлека — Дензел Вашингтон в ленте о бывшем бейсбольном игроке, снятой по мотивам знаменитой пьесы «Ограды». Несмотря на то, что Кейси Аффлек собрал ключевые актерские трофеи этого наградного сезона, главную победу на Screen Actors Guild Awards одержал именно Вашингтон. В «Оградах» он демонстрирует подход, противоположный манере игры Аффлека — очень эмоциональную драматургию.
Лучшая актриса
Заслуживает победить: Изабель Юппер, «Она»
Альтернатива: Натали Портман, «Джеки»
Победит: Эмма Стоун, «Ла-Ла Ленд»
Из-за возрастной политики Голливуда такой фильм как «Она» Пола Верховена с 60-летней главной героиней могли снять только во Франции. И если саму картину можно покритиковать за громогласный вердикт буржуазной культуре, Верховен исследует темную природу человека через героиню Юппер, и это его самое правильное решение для фильма.
Впрочем, главными претендентками на Оскар в данной категории считаются Натали Портман и Эмма Стоун. Фильм с Портман, снятый чилийцем Пабло Ларраином, напоминает причудливый образец американского независимого кино. А сам образ Джеки Кеннеди в американской поп-культуре очень популярен. Портман проделала хорошую актерскую работу, даже если многим её специфический акцент Жаклин казался приторным.
Тем не менее, мы ставим на Эмму Стоун. Потому как все сценарные банальности, которые иногда выплывали наружу в «Ла-Ла Ленде», компенсировала игра Стоун. Вся картина, по сути, вертится вокруг ее персонажа. Не зря же половина фильма снята на крупных планах Эммы.
Лучший актер второго плана
Заслуживает победить: Махершала Али, «Лунный свет»
Альтернатива: Майкл Шеннон, «Ночные животные»
Победит: Махершала Али, «Лунный свет»
По правде, у Махершала Али в этом году нет конкурентов. Победа Аарона Тейлора-Джонсона из «Ночных животных» на «Золотом Глобусе» была неплохим, но неожиданным бонусом фильму. Куда больше награду заслуживает Майкл Шеннон в роли флегматичного шерифа. Шеннон вообще один из самых выразительных актеров в списке номинантов, но его Оскар еще впереди (надеемся).
Впрочем, куда больше тронуть в этом году удалось именно Махершале Али, сыгравшему добродушного драгдиллера в «Лунном свете». Харизмы Али хватает не только на своего персонажа Хуана, а даже в качестве вдохновения для образа взрослого Шайрона, который, очевидно, берет пример со своего наставника из детства.
Лучшая актриса второго плана
Заслуживает победить: Мишель Уильямс, «Манчестер у моря»
Альтернатива: Наоми Харрис, «Лунный свет»
Победит: Виола Дэвис, «Ограды»
Женский состав в обеих актерских номинациях очень сильный. В случае с «Лучшей женской ролью второго плана», победить заслуживают все три упомянутые выше претендентки. Перевоплощение англичанки Наоми Харрис в наркоманку из Майами, освоившую гангстерский сленг, впечатляет.
У Мишель Уильямс классический случай «Dame Judi Dench». В 1998 году Джуди Денч появилась во «Влюбленном Шекспире» всего на восемь минут, но это хватило, чтобы актрисе вручили Оскар. У Мишель Уильямс появлений в «Манчестере у моря» совсем мало, но ее финальный монолог в картине — поразительная эмоциональная игра на контрастах с Кейси Аффлеком.
Но Оскар возьмет именно Виола Дэвис. Она, так же как и Махершала Али, — вне конкуренции. Сыграв тихую домохозяйку в «Оградах», Виола забирает все экранное внимания даже у самого Дензела Вашингтона. При том, что оба они не единожды успешно играли постановку на Бродвее с 2010 года.
Лучший оригинальный сценарий
Заслуживает победить: Кеннет Лонерган, «Манчестер у моря»
Альтернатива: Тейлор Шеридан, «Любой ценой»
Победит: Дэмьен Шазелл, «Ла-Ла Ленд»
Если на чистоту, то «Манчестер у моря» — пособие по сценарному мастерству. Картина сперва кажется убаюкивающей инди-драмой о прелести провинциального быта, но постепенно через серию флэшбеков открывается ее сердцевина. И вот перед зрителем настоящая семейная трагедия, объясняющая нелюдимость, мизантропию и алкоголизм главного героя. При этом в «Манчестере у моря» хватает незаметного черного юмора, который приземляет драму и лишает её неуместного пафоса.
Свой талант номинант Тейлор Шеридан показал еще в работе над сценарием «Сикарио» Дени Вильнёва. В этом году его труд получил должное внимание — именно сценарий делает «Любой ценой» таким хорошим жанровым кино. Но в номинации есть Дэмьен Шазелл, который уже получил соответствующую награду на «Золотом глобусе». Шазелл создал магическую историю, замаскированную под романтический мюзикл, отрицающий любой реализм. Но простодушность и линейность картины оказывается мнимой, когда во втором акте Шазелл приглушает яркие цвета и окунает в реальность. Однако эта категория самая «шаткая» для Шазелла. Вероятность, что победу отхватит именно Лонерган, растет.
Лучший адаптированный сценарий
Заслуживает победить: Эрик Хайссерер, «Прибытие»
Альтернатива: Огаст Уилсон, «Ограды»
Победит: Барри Дженкинс, «Лунный свет»
Свою награду за «Лучший адаптированный сценарий» за «Прибытие» Эрик Хайссерер уже получил от Гильдии сценаристов. У Хайссерера была одна из сложнейших задач — адаптировать новеллу «История твоей жизни» Теда Чана. Это произведение само по себе неэкранизируемое: мало событий, много размышлений и постоянные «глагольные» игры со временем.
Однако награду у него может выхватить, хоть и посмертно, Огаст Уилсон, написавший «Ограды» как бродвейскую постановку в 1983 году. За нее Уилсон получил Пулитцеровскую премию. Экранизировать пьесу в Голливуде хотели давно, но всё безуспешно. Уилсон умер в 2005 году, оставив черновой вариант сценария.
В этой номинации, тем не менее, мы ставим на Барри Дженкинса. Не совсем понятно, почему «Лунный свет» победил в категории «Лучший оригинальный сценарий», по версии Гильдии сценаристов. Картина частично поставлена по автобиографическому тексту, неопубликованной пьесе Тарелла Элвина МакКрейни, актера и драматурга. В частности гей-линия в фильме от МакКрейни. Однако и Барри, и Тарелл выросли в одном квартале Майами, и в сценарии много от самого Дженкинса.
Лучшая операторская работа
Заслуживает победить: Линус Сандгрен, «Ла-Ла Ленд»
Альтернатива: Джеймс Лэкстон, «Лунный свет»
Победит: Линус Сандгрен, «Ла-Ла Ленд»
Операторская номинация в этом году одна из сильнейших: Родриго Прието со своими панорамными съемками «Молчания», Брэдфорд Янг с глубокой постановкой кадра в «Прибытии», Джеймс Лэкстон с GoPro и цветовой палитрой где-то из фильмографии Вонга Кар-Вая в «Лунном свете». Самым вероятным победителем остается Линус Сандгрен за «Ла-Ла Ленд». Отдельного упоминания стоит та самая открывающая фильм сцена на шоссе Лос-Анджелеса, стилизованная под съемку одним кадром. В мюзикле с песнями и хореографией главным танцором оказывается камера. К тому же оператор искусно использует свет и тень по методу, присущему, скорее, театру. Фактически, конкурента у Сандгрена нет, но если бы был, то разве что Джеймс Лэкстон, снявший первую часть «Лунного света» на крупных планах, вторую — с четкой симметричной композицией, и третью — с артхаусным расфокусом. И все в неоновых тонах.
Лучший саундтрек
Заслуживает победить: Ник Кейв и Уорен Элис, «Любой ценой»
Альтернатива: Николас Брителл, «Лунный свет»
Победит: Джастин Гурвиц, «Ла-Ла Ленд»
С саундтреком в этом году сложился парадокс. Потрясающую музыку Йохана Йоханнссона к «Прибытию» дисквалифицировали за использование в фильме мелодии Макса Рихтера, а неповторимый саундтрек Ника Кейва и Уорена Элиса к «Любой ценой» просто не номинировали. При том, что Кейв и Элис со своим дерзким гитарным звуком максимально отошли от привычного академизма в написании музыки к фильму.
Николас Брител написал очень хороший струнный саундтрек, на первый взгляд, контрастный с гетто-сеттингом фильма «Лунный свет». На самом деле, на музыкальные партии для скрипки и виолончели композитора вдохновил хип-хоп 90-х, а именно техника chopped & screwed (когда в готовых семплах постоянно меняется темп и тон).
Впрочем, самым проработанным саундтреком остается музыка к «Ла-Ла Ленду» Джастина Гурвица, которая зажила отдельной от фильма жизнью хита. Гурвиц вдохновился бродвейскими мелодиями, разбавив саундтрек элементами бибопа и свинга. А особое очарование «Ла-Ла Ленду» приносит несовершенный и сентиментальный вокал Эммы Стоун и Райана Гослинга.
Лучший иностранный фильм
Заслуживает победить: «Коммивояжер»
Альтернатива: «Тони Эрдман»
Победит: «Коммивояжер»
Категорию с иностранным фильмом обычно очень легко предсказать. Как правило, в пятерке обязательно есть одна картина, которая отличилась ключевой наградой европейского фестиваля класса А (чаще всего Каннского). В этом году каннских фильмов сразу два: обладатель приза Ассоциации кинопрессы «Тони Эрдманн» Марен Адэ (Германия) и призер за «Лучший сценарий» — «Коммивояжер» Асгара Фархади (Иран). Впрочем, даже здесь интрига не появилась, Оскар дадут иранской ленте. Причем для Фархади это станет второй наградой Киноакадемии (после «Развода» в 2012). Еще в конце января Фархади отказался посещать церемонию в знак протеста против запрета на въезд в США граждан семи стран, чьи жители исповедуют ислам. Голосование Киноакадемии тогда еще не закрылось, а значит у ее членов есть все шансы выбором в пользу Фархади показать свое отношение к политике Дональда Трампа.
Лучший анимационный фильм
Заслуживает победить: «Зоотрополис»
Альтернатива: «Кубо. Легенда о самурае»
Победит: «Зоотрополис»
«Зоотрополис» — впечатляюще продуманная анимация, над созданием которой трудились не один год, так что их победа на Оскаре будет вполне логичной. «Зоотрополис» склоняет чашу весов в сторону «взрослой анимации», когда очень явно и искусно вписывает расовые, гендерные, социальные и прочие предрассудки в параллельную реальность животных. Все это остается в пределах универсальной комедии, как для детей так и для взрослых, что, конечно, не может не поражать.
Единственным конкурентом диснеевского хита выступает анимация студии помельче — Laika Entertainment — и ее stop-motion анимация «Кубо. Легенда о самурае». «Кубо» принципиально отличается от всего из «детского сегмента», что вышло в прокат в этом году. Хотя анимация гораздо глубже и мрачнее, в ней есть место довольно остроумному юмору. В основе «Кубо. Легенда о самурае», к тому же, японская мифология и прекрасный саундтрек Дарио Марианелли, великолепно обыгравший восточные мотивы. Ну а фирменная отличительная черта все ж в том, что это именно кукольная анимация, а значит — настоящая ручная работа.