All over again: 9 неочевидных ремейков
Казалось бы, постоянные ремейки и перезапуски — прерогатива XXI-го века. Настоящий киноман хотя бы раз обязан сказать в приличном обществе, что у Голливуда закончились идеи, а времена великих оригинальных картин давно в прошлом. Но практика переснимать кино существовала всегда. Сам Альфред Хичкок умудрился сделать ремейк на собственное кино «Человек, который слишком много знал». В 1934 году вышла первая, более скромная британская версия с Лесли Бэнкс и Эдной Бест, тогда как уже в 1956-м режиссер снял в тех же ролях Джимми Стюарта и Дорис Дэй.
По этому поводу мы решили вам напомнить о фильмах, которые, на первый взгляд, не заподозришь в ремейке.
«Мальтийский сокол» (1941)
Режиссер: Джон Хьюстон
Оригинал: «Мальтийский сокол» (1931)
Классика нуаров с Хамфри Богартом изначально основана на одноименном романе Дэшила Хэммета (1930), что было повсеместной практикой для данного жанра. Но первую попытку адаптировать Хэммета предпринял не Джон Хьюстон, а Рой Дель Рут и буквально сразу же после выхода книги, в 1931 году. Детектива Сэма Спейда здесь сыграл Рикардо Кортес (не ведитесь на имя, потому что это пафосный псевдоним американца Джейкоба Кранца). Фильму Дель Рута слегка не повезло — в 1932 году в Голливуде был принять тот самый Кодекс Хейса, жестко цензурировавшего кино. Так что ленту тут же запретили из-за большого количества насилия. Преодолеть цензуру и выпустить фильм получилось лишь в 1966 году, но к тому времени все знали уже другого «Мальтийского сокола», так что на ТВ фильм с Кортесом показали под тайтлом «Опасная женщина».
«За пригоршню долларов» (1964)
Режиссер: Серджио Леоне
Оригинал: «Телохранитель» (1961)
Вот что бывает, когда о своих намерениях переснять чужое кино не сказать автору оригинала. Знаменитый спагетти-вестерн с Клинтом Иствудом настолько повторяет сюжет и технику съемки «Телохранителя» Акиры Куросавы, что японец подал на Серджо Леоне в суд. В результате судебного иска за нарушение авторских прав создатели неофициального ремейка выплатили Куросаве 100 000 долларов и 15% сборов от проката фильма, а также уступили права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване. Позже Куросава говорил, что картина «За пригоршню долларов» принесла ему больше денег, чем его же «Телохранитель». В целом вестерны во многом полагались на творчество восточных коллег. К примеру, «7 самураев» (1954) того же Куросавы вдохновит Джона Стерджеса снять «Великолепную семерку» в 1960-м.
«Лицо со шрамом» (1983)
Режиссер: Брайан Де Пальма
Оригинал: «Лица со шрамом» (1932)
Пока Голливуд готовится снимать новую версию «Лица со шрамом», где Диего Луне досталась главная роль, вспомним о классике. Криминальная драма Брайана де Пальмы — ни что иное как ремейк классического гангстерского нуара 1932 года авторства Ховард Хоукса и Ричарда Россона. В отличии от фильма с Аль Пачино, здесь действие происходит не в Майами, а в Чикаго. Главный герой — латиноамериканец Тони Камонте (Пол Муни), подгребающий под себя весь криминальный мир восточного побережья. Общего у фильмов тоже хватает — первоисточник в виде романа Армитэджа Трэйла, прототип в лице знаменитого гангстера Аль Капоне и печально известный финал.
«Запах женщины» (1992)
Режиссер: Мартин Брест
Оригинал: «Запах женщины» (1973)
Драма о слепце, который учит молодого студента по-новому «смотреть» на жизнь получила три «Золотых глобуса» и один «Оскар» (Аль Пачино как «Лучший актер»), однако не все знают, что оригинальный фильм был снять двадцатью годами раньше и в Италии. Витторио Гассман здесь сыграл слепого экс-капитана Фаусто, а режиссером выступил Дино Ризи. К слову, в 1992 году Ризи выступит соавтором сценария американской версии фильма. Итальянский «Запах женщины» тоже пробовал свои силы на «Оскаре» — в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший адаптированный сценарий». Но настоящий триумф его ждал в Каннах, где Гассман получил серебряную пальмовую ветвь как «Лучший актер».
«12 обезьян» (1995)
Режиссер: Терри Гиллиам
Оригинал: «Взлетная полоса» (1962)
А вот и ремейк, о котором с нами поспорил бы сам автор картины Терри Гиллиам. Дело в том, что «Взлетная полоса» — это черно-белый 28-минутный фантастический фильм француза Криса Маркера, выполненный в технике фоторомана (то есть фото, сменяющий друг друга). Кино вообще считается чуть ли не первой картиной о субъективно переживаемых путешествиях во времени. Гиллиам утверждал, что не видел фильм Маркера, когда снимал «12 обезьян». Но отсылок к ленте слишко много, вплоть до одинаковых цитат «Головокружения» Хичкока в обеих лентах.
«Город ангелов» (1998)
Режиссер: Брэд Силберлинг
Оригинал: «Небо над Берлином» (1987)
Надо быть очень смелым, чтобы переснять Вима Вендерса. Тем более, если в главной роли у вас Николас Кейдж. Брэд Силберлинг взял оригинальный замысел с ангелами в черных пальто, невидимыми людскому глазу, и сделал из него достаточно прямолинейное кино. У обеих картин один сюжет — ангел жертвует своим бессмертием и крыльями ради любви смертной женщины. Но если у Вендерса была лента, посвященная скорее красоте города и историям, случившимся здесь, то у Силберлинга получилась типичная мелодрама о невозможной любви. К тому же это кино слегка пугает, потому что большинство экранного времени невидимый Кейдж просто наблюдает за ничего не подозревающей героиней Мэг Райан.
«Одиннадцать друзей Оушена» (2001)
Режиссер: Стивен Содербрег
Оригинал: «Одиннадцать друзей Оушена» (1960)
Рубрика «Очевидно, но факт». Многие (но не все) знают, что фильм, сделавший Содербергу имя в Голливуде — одноименный ремейк фильма-ограбления Льюиса Майлстоуна 1960 года. В отличии от современной версии, в оригинале банда аферистов умудряется обчистить сразу несколько казино Лас-Вегаса (Содерберг подобный прием растянул на целую трилогию). Примечательно, что каст у обеих картин — россыпь голливудский звезд. В версии 2001 года снялись Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс и Энди Гарсиа. Зато ретро-версия «Одиннадцать друзей Оушена» — это по сути трибьют дружбе «Крысиной стаи» — команде звезд американского шоу-бизнеса 1950-х и 1960-х годов, куда входили Фрэнк Синатра, Дин Мартин и Сэмми Дэвис мл. И только основатель банды, покойный к тому времени Хамфри Богарт, в ленте не снялся.
«Я — легенда» (2001)
Режиссер: Френсис Лоуренс
Оригинал: «Последний человек на Земле» (1964)
И опять перед нами случай сразу нескольких адаптаций книги. В основу «Я — легенда» Френсиса Лоуренса положен роман Ричарда Мэтисона о неизвестном вирусе, который унес жизни половины населения земного шара, а остальную половину превратил в вампиров. По правде, у картины с Уиллом Смитом есть даже два фильма-вдохновителя — «Последний человек на Земле» (1964) с Винсентом Прайсом и «Человек Омега» (1971) с Чарлтоном Хестоном. Но мы обратим внимание на первую попытку адаптировать Мэтисона, поскольку этот уникальный фильм дал толчок к зарождению жанра зомби-кино и вдохновил Джорджа Ромеро на знаменитую трилогию о живых мертвецах.
«Отступники» (2006)
Режиссер: Мартин Скорсезе
Оригинал: «Двойная рокировка» (2002)
Мартин Скорсезе, казалось бы, ремейки не снимает. Режиссера вообще больше интересуют либо оригинальные сценарии, либо литературные первоисточники. Впрочем в 2006 году автор не устоял перед гонконгским криминальным триллером Эндрю Лау и Алана Мака. Восточная версия истории о двух выпускниках полицейской академии по разные стороны баррикад даже получила два фильма-продолжения. К счастью, с самобытной лентой Скорсезе этого не случилось.
Любопытный факт: в то время как «Отступники» были удостоены четырех «Оскаров», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру, «Двойная рокировка» даже не попала в шорт-лист номинации «Лучший фильм на иностранном языке», когда Тайвань решила подать ленту на «Оскар».