Страсть, эклектика, борьба: из чего состоит мир Стивена Содерберга

В 2002 году, после успеха «11 друзей Оушена», режиссеру Стивену Содербергу предложили снять фильм «Бессонница» с Аль Пачино, Робином Уильямсом и Хилари Суонк. Тот же решил, что картина больше подойдет молодому и перспективному Кристоферу Нолану и фактически заставил Warner Bros. подписать не только постановщика, но и его команду. Вряд ли хоть одна из сторон сожалеет о той ситуации сейчас.
Эта история лучше всего характеризует Содерберга — человека, который больше всего в жизни любит кино во всех его проявлениях. В день рождения режиссера рассказываем о деталях его стиля.
Быстро, качественно, много
Снимать фильмы Содерберг начал еще в детстве, используя камеру «Супер 8»,и довольно быстро решил сделать свое хобби делом всей жизни. В 17 лет будущий лауреат «Оскара» уехал из родного Батон Руж в Голливуд, чтобы на практике обучаться режиссуре. Его первой работой стала видеоредактура сюжетов на канале NBC, позже Содерберг устроился монтировать фильмы на фрилансе. По словам Стивена, именно тогда он усвоил идею «быстрее — значит лучше», так как длительная рефлексия только ухудшала результат. Конвейерная скорость работы над лентами стала отличительной чертой постановщика — иногда он успевает выпустить два фильма за один год, параллельно участвуя еще в нескольких проектах.
Страсть Содерберга к киноработе поражает. Если Тарантино фанатеет от просмотра фильмов, то Стивена завораживает их создание. Он сам признается, что главное — это хорошая история. Показательным примером является пресловутая пенсия постановщика, на которую он хотел выйти в 2011 году, после «Заражения». Сначала помешал Ченнинг Татум, который показал ему сценарий «Супер Майка» — идея снять ленту о парне, который занимается стриптизом, чтобы открыть свое дело, режиссеру очень понравилась и он не смог отказать себе в удовольствии ее поставить. Дальше в руки Содербергу попал скрипт «Больницы Никербокер» и… с тех пор были два сериала и 10 фильмов во время «отдыха от кино». Стивен уже сам посмеивается над своим отходом от дел. Но что делать, если страсть снимать никуда не пропадает.
Финчер несколько лет продумывает новую работу, Эдгар Райт сам работает над сценариями фильмов, которые снимает, Нолан с головой погружается в очередной проект. В то же время Содерберг работает режиссером второй группы на съемках «Голодных игр», снимает (в качестве оператора) и монтирует «Супер Майка XXL», параллельно делая экспериментальный интерактивный сериал для HBO (речь о «Мозаике»), и создает новый фильм с помощью iPhone. Потому что может.
Новая волна и любовь к контролю
Стивен всегда подчеркивает свою любовь к европейскому кинематографу и особенно «новой волне», утверждая, что истории и герои там намного интереснее, чем в Голливуде. Именно оттуда желание режиссера контролировать все детали проекта, самостоятельно стоять за камерой и работать в монтажной. Сам он признается, что это позволяет ему лучше передавать идею, которую постановщик закладывает в проекте. В этом контексте нельзя не вспомнить, что свой трудоголизм Стивен очень мило посвящает родителям — свои операторские работы Содерберг подписывает именем отца (Питер Эндрюс), а монтаж — именем матери (Мэри Энн Бернард).
Влияние французских режиссеров 60-х в стиле американца можно увидеть невооруженным взглядом. Тут и клиповый монтаж, и любовь к натуральному освещению, съемка с рук или плеча, расфокус, трекинг-шоты, крупные планы и пренебрежение любыми правилами. Стивен ставит идею выше всего остального — что тут говорить, если в «12 друзьях Оушена» он делает восемь одинаковых последовательных наездов на выходящих из тюрьмы героев, не заботясь о том, что это может нарушить иллюзию кино.
Обман Содерберг презирает, если речь идет об использовании монтажных склеек или спецэффектов. Это делает его абсолютным антиподом Дэвида Финчера — тот готов даже склеивать два разных дубля, лишь бы эффект его удовлетворил. Единственное вмешательство в картинку, которое часто позволяет себе постановщик — это заливка кадра одним цветом, для обозначения эмоционального фона или разделения истории. Прием можно наблюдать везде – от «Траффика» до «Друзей Оушена».
Тяга к реализму влияет как на сценарии, так и на работу Стивена с актерами — его герои всегда сложные и максимально человечные, классические представители «серой зоны» между добром и злом. Сюжеты картин обычно рассказывают о социальных проблемах, подавая их сквозь призму личностных переживаний персонажа. Для натуральности картинки Содерберг всегда позволяет актерам экспериментировать и снимает фильмы на несколько камер, чтобы не прописывать путь в кадре. Более того, работая с непрофессиональными исполнителями, он запрещает им заучивать реплики, пытаясь в первую очередь передать настроение сцены и нужную атмосферу.
Эксперименты с эклектичностью
Еще одно последствие любви к европейскому кино — нежелание работать в четких рамках жанра и постоянное желание экспериментировать с техническими возможностями. Стивен — один из главных фанатов цифровой съемки в Голливуде. Что тут говорить, если он умудряется снимать кино на iPhone, тогда как Квентин требует для съемки очень редкую 60-мм пленку.
Причина такой любви к новым технологиям кроется в желании Содерберга как можно лучше передать суть истории, которая попадает в его руки. Именно поэтому картины режиссера очень различаются по стилю:
Режиссеры бывают двух типов. У первых есть стиль. Они ищут материал, который подойдет им по стилю. Я — противоположность; я вижу материал, и думаю: так, кем же мне надо быть, чтобы сделать это? Я — хороший нейтрализатор для материала, который готов вот-вот превратиться во что-то ясное, раздражающее и прозаическое. OK, я не Феллини, я не из тех людей, которые приходят, чтобы изменить ландшафт. Сравните, и вы поймете.
Содерберг настолько сильно увлекается передачей своего видения истории, что доходит до невероятных ситуаций. Подумайте только, он самостоятельно срежиссировал, снял и смонтировал два сезона «Больницы Никербокер», сезон K Street и весь экспериментальный проект «Мозаика» для HBO.
Человек против системы
В «Удаче Логана» есть выбивающаяся из общего нарратива история о гонщике, который после длительного перерыва возвращается на трек, но принудительная просьба спонсора выпить рекламного энергетика оборачивается срывом подготовки и фиаско в заезде. Это довольно прямолинейная метафора отношений Содерберга со студиями.
Желание творить у режиссера очень острое и он агрессивно воспринимает любые рамки. Из-за этого с крупными компаниями он работает крайне редко, исключительно, когда ограничения никак не касаются первоочередной задумки. Так что после небольшого перерыва в режиссуре (параллельно он все же работал как продюсер, оператор и режиссер монтажа), Стивен решил создать собственную компанию для распространения фильмов в обход мейджоров. Так появилась Fingerprint Releasing — она занимается маркетингом и продажей фильмов кинотеатрам напрямую. Основными статьями дохода становятся продажа прав на кинопрокат, стриминг, доход от DVD и продакт-плейсмент. Fingerprint Releasing забирают 15% от прибыли, а все остальное отдают авторам фильма.
Пока успехи не очень — ни «Удача Логана», ни «Не в себе» не принесли денег, но зато окупились в прокате. А этого Содербергу с головой хватит.
Режиссер утверждает, что изначально очень стремился к тому, чтобы его фильмы оценили, но позже понял, что реакции на фильм не слишком отражают его реальную художественную ценность. Очень правильная мысль, но несмотря на амплуа борца против системы, не стоит забывать, что Стивен является самым молодым лауреатом Каннского кинофестиваля, единственным человеком получившим «Оскар», будучи дважды представленным в одной номинации и номинантом на «Эмми» в 22 года. Свою порцию признания он давно уже получил.