Репликанты тоже люди
«Бегущий по лезвию» 1982 года долгое время оставался главным предметом культа научной фантастики в кино, без шансов на перезапуск или продолжение. Но ничто не вечно (кроме Ридли Скотта), так что Голливуд вернулся к репликантам и мрачному будущему.
Внимание! Мы бережно относимся к впечатлениям зрителей, так что в рецензии нет ни одного спойлера, даже намека. Не за что.
Действие фильма разворачивается в Лос-Анджелесе спустя 30 лет после событий первой картины. Главный герой, агент К, занимается устранением репликантов на Земле. И… все. Дальше про сюжет ни слова – любая другая информация раскроет детали истории.
Оригинальный «Бегущий по лезвию» за 35 лет с даты выхода проделал проблемный путь от провала до статуса классики научной фантастики. Все эти годы, тем не менее, вопрос о продолжении стоял остро – а нужен ли нам сиквел истории Декарда? Пока большинство франшиз перезапускали или продлевали, фанатам «Бегущего» хватало нескольких секунд и пары монтажных склеек в режиссерской версии. Понятно, что у любого репликанта свой срок годности – рано или поздно Голливуд должен был взяться за сиквел. Поклонникам оставалось лишь уповать на удачное переосмысление а-ля «Безумный Макс: дорога ярости», и с ужасом ожидать результатов в духе «Терминатора: Генезис» или «Робокопа».
При всем уважении к дедушке-станочнику Ридли Скотту, он совершил логичный поступок, уступив режиссерское кресло Дени Вильневу (в «Пленницах» продюсеры «Бегущего 2049» нашли нужный им нуарный настрой). Канадец не пошел на поводу публики, не стал слепо копировать стиль Скотта, хотя и добавил, на радость фанатам, множество цитат из картины 1982 года. Вильнев создал собственный фэнтези-нуар в антураже «Бегущего по лезвию» с чудесной картинкой. В Лос-Анджелесе будущего по-прежнему идет дождь (правда, здесь гораздо больше снега), человечество усугубило и без того тяжелый постапокалиптический кризис, а за репликантами продолжают охоту.
Харрисон Форд заявил, что сценарий «Бегущего 2049» – лучший в его жизни. Вряд ли он лукавил, за свою долгую карьеру Форд был не слишком избалован сильными скриптами. Сценаристы, Хэмптон Фетчер (соавтор первого фильма) и Майкл Грин («Логан»), аккуратно продолжают историю оригинальной картины, обращая внимание на не самые очевидные моменты. Интереснее то, что в сиквеле гораздо больше Филипа Дика, чем в каждой другой экранизации фантаста. Одно из любимых увлечений писателя – подвергать сомнению утверждение Рене Декарта «Я мыслю, следовательно существую» вопросом «А с чего ты взял, что мысли в твоей голове принадлежат тебе?». Именно в темы осознанности и человечности авторы погрузились еще глубже. Проблемы стали сложнее, появилось больше деталей, аллюзии на современное общество звучат еще ярче и злободневнее. Ровно как и второстепенные сюжетные линии – одна из них, с возлюбленной агента К, достойна отдельного фильма (но, никаких спойлеров).
Blade Runner 2049 / Оригинальное название
168 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
5 октбяря 2017 / ПРЕМЬЕРА
научная фантастика / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Дени Вильнев
СЦЕНАРИЙ:
Хэмптон Фанчер
Майкл Грин
Филип К. Дик
В РОЛЯХ:
Райан Гослинг
Харрисон Форд
Ана де Армас
Сильвия Хукс
Робин Райт
Маккензи Дэвис
Карла Юри
Ленни Джеймс
Дэйв Батиста
Джаред Лето
ПРОКАТЧИК:
B&H FILM DISTRIBUTION COMPANY
Кино длится страшные для блокбастеров 168 минут. Вкупе со взрослым рейтингом R, бюджетом в $185 млн и небольшим количеством экшн сцен, хочется похвалить продюсеров за творческую свободу, предоставленную Вильневу. Мало кому сейчас позволяют снимать масштабное, но в то же время личное и неспешное кино с четким авторским почерком. В первом фильме почти все действие происходит ночью в городской среде, когда как в сиквеле Вильнев расширяет мир, добавляет красок и светлых локаций (но никакой радости – мрачность и упадок во главе всего). По настроению картина ближе к «Врагу» и «Прибытию» с неторопливым темпом, чем к «Пленницам» или «Сикарио». История подается постепенно, все дальше вовлекая зрителя в запутанный мир главных персонажей.
Конечно, без великого оператора Роджера Дикинса ничего бы не вышло. Иронично, что он, равно как и Филип Дик, не получает должного признания при жизни (13 номинаций на Оскар, но ни одной награды). «Бегущий по лезвию 2049» поражает зрителя каждым кадром – Дикинс наконец-то оторвался на полную. Неважно, что происходит на экране, любая сцена впечатляет выверенным светом и отношением к деталям. Сплошное пиршество для визуалов. Если и на этот раз Дикинс уйдет без награды (а такое может быть – Хойте Ван Хойтема и «Дюнкерк» передают привет), впору навсегда закрыть вопрос о высшей справедливости.
Тональность и стилистику музыки Вангелиса из первой картины удалось сохранить даже чересчур бережно. Изначально назначенный в композиторы Йохан Йоханнссон выбыл из проекта, чтобы на смену ему пришел еще один станочник Голливуда – Ханс Циммер. Йоханнссон, вероятно, оказался слишком далек от наследия греческого композитора, несмотря на то, что обоих роднит любовь к экспериментам с электронными шумами.
Кастинг фильма, пожалуй, одна из сильнейших его составляющих. Райан «я-снова-будто-в-фильме-Рефна» Гослинг вновь показывает отличный драматический потенциал. Рик Декард – уставший старик, сыплющий колкостями (типичный Харрисон Форд прямо сейчас в любом интервью). Впрочем, одна сцена с его участием вызовет много сентиментальных эмоций, приготовьтесь быть растроганными. Джаред Лето в роли гения-создателя Ниандера Уоллеса, к сожалению, не так впечатляет. Персонаж увлекается длинными монологами религиозного характера (вот она рука Ридли Скотта!), примеряя на себя довольно банальное амплуа демиурга.
Отдельно поругать Вильнева можно за слишком медитативное повествование, местами очевидные сюжетные повороты и простую мотивацию второстепенных персонажей. Можно, но совсем не хочется. Пусть на деле это необязательный сиквел к беспрекословной классике. Картиной стоит восхищаться за смелость. «Бегущий по лезвию 2049» не копирует оригинал, а словно репликант хочет быть чем-то большим. Проблематика «искусственность-реальность» все так же волнует вселенную «Бегущего». Вильнев подарил этой вселенной новый внешний вид, осталось придумать для нее новое определение «реальности».
Комментарий довольного редактора:
Там, где Ридли Скотт следовал по узким улицам в бурлящей толпе, Дени Вильнев делает шаг назад, чтобы показать зрителю полную панораму могущественного и увядающего Лос-Анджелеса, выжженные пустоши и свалки, вросшие корнями в сухую землю. Каким бы изобретательным режиссером не был канадец, Вильневу все же приходится идти по протоптанной дорожке Скотта, наращивая на скелет «Бегущего» мифологию, не озвученную в полной мере первым фильмом. Если взять тот самый финальный монолог Рутгера Хауэра и конвертировать его в полноценный кино, получите «Бегущего по лезвию 2049» – поэтическую и медитативную ленту, где сквозь туман пыли и стену дождя шагает печальный Райан Гослинг.
Конечно, сюжет во многом может показаться предсказуемым и чересчур линейным, тем более в контексте фильмографии Дени Вильнева, привыкшего работать со структурами и типажами посложнее. Однако Ридли Скотт, кажется, сумел научить своего преемника главнейшему уроку «золотой эпохи» sci-fi – создавать «думающую» научную фантастику, не опираясь на экшн-сцены, зато с оглядкой на наследие легендарных фантастов. Впрочем, Вильнев пошел дальше: компанию Дику здесь составляют тень Азимова, Набокова и даже Кафки, пока в тишине заброшенного казино поют Фрэнк Синатра и Элвис Пресли.
Ratings in depth
- #ОбязанПосмотреть