Голливудский джекпот или что такое «Большая пятерка Оскара»

Автор Vertigo

В 1927 году голливудские светила придумали Киноакадемию, в 1929-м — провели первую церемонию вручения наград, а в 1932-м ввели новое правило — не больше одного «Оскара» за фильм. Однако эксперимент не дожил даже до следующего года, иначе в кругах Киноакадемии не появилось бы такого термина как «Большая пятерка».

«Большая пятерка» — это комбинация из пяти ключевых побед на церемонии «Оскар» (Лучший фильм, Лучшая мужская роль, Лучшая женская роль, Лучший режиссер, Лучший сценарий). «Большая пятерка» случалась всего трижды в истории «Оскара», и об этих случаях мы расскажем подробней.

og_1

«Это случилось однажды ночью» (1935)

«Это случилось однажды ночью»

It Happened One Night

Первой картиной, взявшей все пять ключевых золотых статуэток (имя «Оскар» трофей получил только в 1939-м), стала романтическая комедия «Это случилось однажды ночью» Фрэнка Капры. Неслыханный для нашего времени выбор — отдать столько «Оскаров» ромкому! Но даже тогда победа фильма вызвала большой резонанс. В частности, «Оскар» за Лучшую женскую роль прочили Бетт Дэвис за сумасшедшую и драматическую игру в фильме «Бремя страстей человеческих» по Сомерсету Моэму. Но статуэтку неожиданно забрала звезда комедий Клодет Кольбер.

«Оскар» за Лучшую мужскую роль отдали молодой звезде студии MGM Кларку Гэйблу, и здесь сомнений не возникло. Единственным его конкурентом был разве что Уильям Пауэлл в криминальной комедии «Тонкий человек». Однако Пауэлл к тому времени был прежде всего звездой немого кино. За этот же фильм в номинации Лучший режиссер «Оскар» чуть не отхватил Вудбридж Стронг Ван Дайк. Но победителем назвали автора «Это случилось однажды ночью» Френка Капру. Капра, без сомнения, знаковый для Голливуда режиссер, но до сих пор именно этот оскаровский триумф считают достаточно спорным. Однако кое-что важное киноиндустрии фильм Капры все же оставил.

Элли (Клодет Кольбер) — своенравная дочь миллионера, которая, вопреки воле отца, собралась замуж за летчика-плейбоя Кинга. Питер (Кларк Гэйбл) — репортер-неудачник в поисках сенсации. Они встречаются в автобусе по дороге в Нью-Йорк. Элли в бегах и готова, как светская знаменитость, дать Питеру эксклюзивное интервью, лишь бы он помог ей добраться и не выдал отцу. Так невольные союзники отправляются в road-trip, чтобы конечно же, в итоге, влюбиться.

It Happened One NightНа первый взгляд «Это случилось однажды ночью» — совсем непримечательная мелодрама с избитым мотивом «ненавижу-люблю». Вот и Кларк Гэйбл с Клодет Кольбер так думали, когда подписались на фильм. Гэйбл скучал на съемках, потому как считал сценарий неинтересным, а Кольберт с первого же дня работы включила диву — потребовала сократить съемки до одного месяца и вдвое увеличить ее гонорар. Так что неприязнь в первой половине фильма у актеров совсем ненаигранная. Режиссер еле уговорил Кольбер расстегнуть рубашку для невинной сцены в спальне, а для того, чтобы снять эпизод когда ее героиня ловит попутку, приоткрыв одну ножку, пригрозил, что пойдет и найдет дублершу с ногами покрасивее.

А вот Кларк Гэйбл здесь не просто оголился, а произвел маленькую сексуальную революцию. В одной из сцен Гэйбл снимает рубашку, под которой, не может быть, нет белой майки, обязательного бельевого атрибута! На голый торс Кларка Гэйбла тогда загляделась не только партнерша, а вся женская аудитория фильма. Резкое падение спроса на майки произошло как раз после выхода «Это случилось однажды ночью», и производители нижнего белья, скорей всего, с тех пор невзлюбили Гэйбла. К слову, много пикантных для того времени сцен в фильме вряд ли появилась бы, если бы не чистое везение со временем съемки — как раз за несколько месяцев до принятия в Голливуде Кодекса Хейса, регламентирующего «этичность» кино.

Кларк Гейбл и маленькая сексуальная революция

Кларк Гейбл и маленькая сексуальная революция

Конечно же, по сегодняшним меркам, фильм едва ли можно считать откровенным, а вот сексистским — вполне. Клодет Кольберт плачет и вешается на шею невозмутимому Кларку Гэйблу, пока тот, судя по всему, мысленно готовится к роли Ретта Батлера в «Унесенных ветром» (до легендарного «frankly, my dear, I don’t give a damn» всего каких-то пять лет).

Но для 1935 года построение мелодрамы на таких типажах было привычным делом. Чего раньше в таком кино никогда не было, так это явного намека на сексуальное притяжение между главными героями. Не зря в отельном номере они вешают между кроватями одеяло — стену Иерихона, как называет эту импровизированную ширму Питер. Все типичные для современного ромкома элементы по сути взяты именно из этого фильма: дерзкий Он и гордая Она, не выдающийся соперник на стороне, вынужденная общая поездка, отказ принимать влечение друг к другу, постепенное «оттаивание», момент воссоединения, финальный конфликт, и вновь момент воссоединения.

Гэйбл и Кольбер может и недолюбливали друг друга, зато с комедийным дуэтом справились так хорошо, что их юмористические гэги и попытки воспроизвести ту самую «химию» до сих пор попадаются в современных ромкомах в той или иной вариации. Фрэнк Капра, по сути, придумал универсальную формулу успеха для романтической комедии. Возможно, всех пяти «Оскаров» она не стоит, зато очень важна именно для своего жанра.

Автор текста: Анна Дацюк.

It Happened One Night

Clark Gable

Кларк Гейбл

Claudette Colbert

Клодетт Кольбер

Frank Capra

Фрэнк Капра

«Пролетая над гнездом кукушки» (1975)

«Пролетая над гнездом кукушки»

One Flew Over the Cuckoo's Nest

Если «Золотую пятерку» фильма «Это случилось однажды ночью» можно воспринимать как случайность, то с картиной Милоша Формана все иначе. «Пролетая над гнездом кукушки» вышел в прокат в 1975 году, когда академия уже приноровилась вручать «Оскар».

В 1967 году в США отменили кодекс Хейса, который регламентировал этические нормы в фильмах, выпускаемых Голливудом. Это было обусловлено кризисом американской киноиндустрии, чьи выхолощенные фильмы не нравились молодежной аудитории, предпочитающей европейское кино. Студии начали приглашать молодых режиссеров и передали им контроль над съемками, отказавшись от роли «продюсера-диктатора». В результате на экране начали появляться картины американской «новой волны» (или «нового Голливуда») — интеллектуальное кино, которое могло на равных конкурировать с европейским на любых фестивалях. Авангардистские фильмы стали мейнстримом, а в Голливуд пришли Кубрик, Коппола, Скорсезе, Полански, Олтмен и другие. Многие критики считают именно «Полет над гнездом кукушки» венцом «новой волны» в Америке.

Картина по роману Кена Кизи планировалась начиная с 1962 года, но Кирк Дуглас так и не смог найти финансирование под фильм о душевнобольных. Эстафету перехватил его сын Майкл (да, тот самый) и вскоре, вместе с продюсером Солом Зейнцем… тоже ничего не нашли. Зато решили выложить 4 миллиона из собственного кармана и все же снять фильм. Четверть бюджета ушла на гонорар Джеку Николсону.

One Flew Over the Cuckoos Nest

Результат оказался ошеломляющим. Критики восторгались картиной, зрители принесли в кинотеатры более 100 миллионов долларов, а единственным недовольным оказался автор романа Кен Кизи. Дело в том, что в оригинале центральным персонажем выступает индеец Вождь, тогда как в фильме внимание сконцентрировано на герое Джека Николсона.

«Оскар» за лучший фильм в такой ситуации был практически неизбежен — интеллектуальное кино каким-то образом превратилось в кассовый хит, так что статуэтка удовлетворяла всех, как зрителя, так и критиков. Несмотря на то, что конкуренцию картине составили «Собачий полдень» Сидни Люмета, «Барри Линдон» Стэнли Кубрика, «Нэшвилл» Роберта Олтмена и «Челюсти» Стивена Спилберга, общественный резонанс вынес работу Формана прямиком к победе. Кроме того, кропотливая работа Дугласа и Зейнца заслуживала вознаграждения. Больше года кастинга, переписывание сценария, детальная работа с локацией (съемки проходили в реальной психиатрической больнице) и, в конце концов, собственные деньги, вложенные в производство — как тут без «Оскара» уйти.

Награда Формана тоже не оспаривалась — режиссер очень четко расставил акценты, показав столкновение личности и системы, замкнув конфликт в четырех стенах (что только усилило сцены баскетбола и рыбалки). Что интересно, Форман идеально иллюстрирует изменение статуса авторского кино в Голливуде. Режиссер, провалившийся в США с «Отрывом», уже подумывал вернуться в Чехословакию, но внезапно снял одну из лучших картин ХХ века.

Статуэтки в актерских номинациях ушли к Николсону и Флетчер практически автоматически. Форман почти не давал указаний исполнителям главных ролей. Николсона не ограничивали в импровизациях, а Луизу Флетчер режиссер попросил «выглядеть естественно».

Вождь (Уилл Сэмпсон) и Р. П. Макмерфи (Джек Николсон)

Вождь (Уилл Сэмпсон) и Р. П. Макмерфи (Джек Николсон)

Что касается сценария, то единственным серьезным конкурентом картины был «Собачий полдень», но он попал в категорию «Лучший оригинальный сценарий». «Барри Линдон» Кубрика оказался чересчур вольной адаптацией (за что и получил порцию критики), чтобы посоревноваться. Но, сказать по правде, работа Формана тоже далека от первоисточника. Комический реализм режиссера (не говоря о смене главного героя) перевернул восприятие картины и сместила акценты, которые Кен Кизи расставил в книге.

В истории Голливуда еще не было случая, чтобы фильм о душевнобольных приносил огромные доходы и признание киносообщества. «Полет» оказался уникальным — он собрал все отличительные черты кинематографа того времени в идеальных пропорциях.

Автор текста: Юрий Поворозник.

One Flew Over the Cuckoo's Nest

nickolson_1

Джек Николсон

fletcher_1

Луиза Флетчер

Milos Forman

Милош Форман

«Молчание ягнят»
(1991)

«Молчание ягнят»

The Silence of the Lambs

Пожалуй, «Молчание ягнят» можно назвать самым неожиданным обладателем большой пятерки «Оскара» — триллеры редко пользуются популярностью у американских киноакадемиков. Тем не менее, на церемонии 1992-го года экранизация одноименного романа Томаса Харриса собрала 5 главных наград. С тех пор ни одной картине не удалось повторить это достижение.

Главная особенность фильма — отношения молодой выпускницы ФБР Клэр Старлинг и маньяка-каннибала в заключении Ганнибала Лектера. «Добрый персонаж» ищет помощи у «злого»: бывший психиатр Лектер выступал чуть ли не в роли ментора для юной Старлинг. Плюс, при всем своем безумии, доктор выглядит самым адекватным и честным персонажем среди окружения сотрудницы ФБР.

«Молчание ягнят» фигурирует во всевозможных топах как один из самых пугающих фильмов в истории, а Ганнибал Лектер — лучший злодей по версии Американского института киноискусства. Удивительно здесь то, что в фильме присутствует ровно одна кровавая сцена. Весь остальной саспенс, буквально собранный по заветам Хичкока, нагнетается за кадром. Повествование ведется с точки зрения агента Старлинг. Зрителя буквально заставляют смотреть на экран ее глазами (POV). Один простой прием, когда все персонажи мужского пола смотрят прямо в камеру, а Клэр — чуть в сторону, работает внушительно. Отсутствие фильма в номинации «лучшая работа оператора» можно смело записывать к самым непонятным решениям киноакадемии.

The Silence of the Lambs

Клэр Старлинг в исполнении Джоди Фостер окончательно закрепляет голливудский тренд 80-х на сильных женских персонажей («Чужие», «Тельма и Луиза»). Для актрисы (а теперь и режиссера) «Оскар» за лучшую женскую роль является вторым в карьере, и среди пяти наград «Молчания ягнят», пожалуй только победа Фостер может вызывать вопросы. Среди конкурентов (и фаворитов) значились Джина Дэвис и Сьюзен Сарандон с не менее культовой лентой «Тельма и Луиза».

Что касается режиссуры, то для Джонатана Демме (который, к слову начинал с сериала «Коломбо») «Молчание ягнят» до сих пор остается лучшей работой в карьере. На «Оскаре 1992» из очевидных конкурентов значились Оливер Стоун («Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе») и Джон Синглтон («Ребята с улицы»). Первый к тому моменту уже получал «Оскар» трижды, а второй выпустил свой фильм не в то время (как говорится, #OscarSoWhite). Примерно та же история и с наградой за лучший фильм и сценарий — конкурентов попросту не было, что никак не умаляет заслуг «Молчания ягнят».

А вот победа Энтони Хопкинса за роль Ганнибала Лектера не вызывает никаких вопросов. Получив минимальное количество экранного времени (16 минут, если быть точным), Хопкинс умудрился создать каноничного персонажа. Абсолютное зло с манерами аристократа, тонко чувствующим человеческую натуру — что может быть страшнее? И это при том, что Лектер не являлся главным злодеем фильма. Забавно, что во время съемок Джоди Фостер ни разу не пересекалась с Хопкинсом за кулисами — ей хватало времени на съемочной площадке. Кстати, это не первое появление знаменитого маньяка на большом экране — в 1986-м году вышла картина «Охотник на людей», где Брайан Кокс исполнил роль доктора Лектора (единственный раз, когда ЛектЕр стал ЛектОром).

Смелый подход к привычному жанру, крепкий первоисточник и мощные персонажи позволили забраться «Молчанию ягнят» невероятно высоко. Других настолько успешных триллеров в истории Голливуда просто не существует.

Автор текста: Дмитрий Недобой.

The Silence of the Lambs

Jodie Foster

Джоди Фостер

Anthony Hopkins

Энтони Хопкинс

Jonathan Demme

Джонатан Демме

Материал подготовлен при поддержке

 

 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: