Оскар для #MeToo: как обвинения в домогательствах меняют киноиндустрию
После десятилетий неравенства в оплате труда, использования актрис в качестве сексуальных объектов и преобладания историй о мужском опыте, Голливуд оказался под пристальным взором медиа и правозащитных организаций. Публикация материалов, обвиняющих Харви Вайнштейна в харрасменте, стала катализатором перемен в невиданных до этого масштабах. Вслед за преступлениями Вайнштейна общественность узнала и о грехах других влиятельных мужчин индустрии – женщины, ободренные тем, что к их историям наконец-то прислушиваются, начали открыто рассказывать о пережитом насилии. Впрочем, о диванных кастингах и давлении со стороны продюсеров и режиссеров многие знали и до происшествий прошлого года. Это всего лишь считалось неприятной, но вполне нормальной особенностью шоубизнеса.
Теперь привычная модель поведения превратилась в серьезный репутационный риск, а студии, ранее закрывавшие глаза на подобные скандалы, начали отсеивать неблагонадежных звезд и следить за безопасностью сотрудниц. Разбираемся, как волна флешмобов и шокирующих заявлений повлияла на сезон наград и Голливуд в целом.
Правила поведения
О том, насколько серьезные перемены ждут киноиндустрию, можно судить по действиям ее представителей. Еще до церемонии «Оскар» Гильдия продюсеров Америки порадовала активистов, приняв 19 января новые правила борьбы с сексуальными домогательствами на съемочной площадке. Согласно документу, во время съёмок должен присутствовать человек, прошедший специальное обучение по распознаванию харассмента, а студии должны предоставлять юридическую и психологическую помощь пострадавшим.
С одной стороны, это несомненно шаг в правильном направлении. С другой, членство в гильдии – сугубо добровольный выбор отдельно взятых продюсеров, так что правила могут распространиться далеко не на все съемочные группы. К тому же, вышеупомянутые правила – не юридический документ, а советы, призванные помогать работникам киноиндустрии избежать неловких ситуаций. Так что, если кто-то из членов гильдии будет нарушать эти правила, его исключение из организации еще не гарантировано. К слову, первый фильм, который будет сниматься с использованием новых правил – сиквел «Чудо-женщины», работа над которым начнется уже в марте.
Грета Гервиг и Рэйчел Моррисон
Многочисленные номинации в период оскаровского сезона для операторки Рэйчел Моррисон и режиссерки Греты Гервиг – показатель того, что женщины могут преуспевать не только в качестве актрис, но и как представительницы более «технических» сфер. К сожалению, многих девушек отпугивает в такой работе как раз опасность сексуального насилия и необходимость выполнения сомнительных требований продюсеров. Чем меньше в Голливуде будет всемогущих мужчин, склонных к непрофессиональному поведению, тем легче будет талантливым женщинам получить шанс проявить себя.
К тому же, общественность начала обращать внимание и на другие проблемы работниц киноиндустрии: неравная оплата труда и неэтичное поведение с женщинами на съемочных площадках перестали быть чем-то нормальным. Все большему количеству девушек начали доверять проекты с внушительными бюджетами – все та же Рэйчел Моррисон, например, стала первой операторкой в киновселенной MCU, сняв сверхуспешную «Черную пантеру». Постановщица «Чудо-женщины» Патти Дженкинс опровергла мнение больших студий о том, что крупный проект не стоит доверять женщине. Сейчас по ее стопам пошла Ава Дюверней, чье фэнтези «Складки времени» начало штурм мирового проката на этой неделе.
Кто отсутствует на церемониях?
Премии – не только доказательство успешности человека как профессионала, но и его одобрения со стороны коллег. В этом году церемония награждения «Оскар» стала своеобразной лакмусовой бумажкой настроения в Голливуде – главной темой события были не достижения киноиндустрии, а дискриминация и насилие. На церемонии показательно отсутствовал обвиняемый в харассменте Кейси Аффлек. Прошлогодний лауреат по традиции должен был вручать награду в номинации «Лучшая актриса». До конца неизвестно, была ли это идея самого Аффлека, чтобы держаться подальше от возможного скандала, или же от сотрудничества в актером отказалась Киноакадемия.
Кейси Аффлек на вручении премии «Оскар 2017»
Но самым любопытным и красноречивым симптомом перемен оказалось отсутствие ожидаемых номинантов. Несмотря на то, что «Горе-творец» Джеймса Франко собрал положительные отзывы и казался очевидным любимцем критиков, ленте досталась лишь одна номинация – за лучший адаптированный сценарий. И это – после «Золотого глобуса», на котором Джеймс получил статуэтку за лучшую мужскую роль в комедии или мюзикле. Объяснение таится, конечно, в поведении самого актера – буквально за день до оглашения номинаций на «Оскар» Los Angeles Times напечатали материал, обвиняющий Франко в сексуальных домогательствах.
Среди номинантов также отсутствовала новая лента Вуди Аллена. Хотя критики отнеслись к самой картине более чем прохладно, Кейт Уинслет в главной роли собрала немало похвалы и могла бы претендовать на признание со стороны Академии. Несмотря на то, что обвинения против режиссера известны давно, похоже, обращать на них внимание начали только сейчас – в 2014 году лента Аллена «Жасмин» даже получила две номинации и одну статуэтку на «Оскаре».
Еще один фильм, неожиданно оказавшийся в немилости у киноакадемиков – новая лента Ноя Баумбаха «Истории семьи Мейровиц», претендовавшая на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. Дело в том, что после выхода картины в СМИ заговорили о том, что исполнитель одной из центральных ролей, Дастин Хоффман, вел себя неподобающе, еще и с несовершеннолетними девочками. Хоффман отрицает все обвинения, но о подобном опыте высказались уже трое женщин, работавших с ним.
Кажется, Киноакадемия наконец-то усвоила важный урок – сотрудничать с обвиняемыми в харрасменте или гендерном насилии людьми не только неэтично, но и невыгодно. А вот фильмы, рассказывающие о женском опыте или проблемах этнических меньшинств, оказались еще и прибыльными. Не зря ведь уже ведутся разговоры о том, что «Черную пантеру» могут выдвинуть на «Оскар» в следующем году.
Смелый шаг Ридли Скотта
Лента, на которую больше всего повлияли обвинения эпохи #MeToo – «Все деньги мира» Ридли Скотта. Когда исполнителя роли Гетти-старшего Кевина Спейси обвинили в многочисленных случаях сексуального домогательства, режиссер был вынужден переснять картину с другим актером, Кристофером Пламмером. Видимо, решение было удачным – Пламмер получил за свою работу номинацию на «Оскар».
Впрочем, на этом скандалы вокруг «Всех денег мира» не закончились – после окончания дополнительных съемок выяснилось, что исполнители главных ролей Марк Уолберг и Мишель Уильямс получили за свою работу кардинально разные суммы. В то время, как Уолберг заработал за пересъемки полтора миллиона долларов, его коллега получила всего $750 — и это при том, что звезды пользуются услугами одного агентства. Актер позже отдал свой гонорар на благотворительность, однако ситуация является ярким показателем того, что до экономического равенства Голливуду еще далеко.
Ридли Скотт – не единственный режиссер, отказывающийся работать с Кевином Спейси – как известно, шоураннеры «Карточного домика» уволили актера и заявили, что центральным персонажем последнего сезона шоу будет Клэр Андервуд (Робин Райт). Недавно вышедший тизер показал, что продвижение персонажа Райт на позицию протагониста, которое и без того давно просилось в сериал, буквально стало спасательным кругом для авторов шоу. Подобная ситуация произошла и с Джеффри Тэмбором, исполнителем главной роли в сериале «Очевидное» (Transparent). После того, как Тэмбора обвинили в домогательствах, создатели шоу заявили о том, что пятый сезон выйдет без его участия. Прекратить сотрудничество с всемирно известной звездой, ради которой многие зрители смотрят фильм или шоу — серьезный финансовый риск, однако студии слишком дорожат своей репутаций. Фанаты, заявляющие, что «без Кевина/Джеффри будет не то», могут со временем и передумать, но никто не хочет войти в историю как компания, работавшая с насильником.
Инклюзивный райдер и трогательные речи
Дух перемен чувствовался не только в номинациях на «Оскар», но и во время самой церемонии. Ведущий Джимми Киммел, например, шутил о том, что мужчины в 2018 себя так плохо показали, что женщины начали предпочитать рыб, а лауреатки говорили не только о благодарности Киноакадемии, но и о борьбе за свои права. К примеру, на сцену вышли Сальма Хайек, Эшли Джадд и Аннабелла Скирара — актрисы, публично обвинившие Вайнштейна в домогательствах в прошлом году. Они призвали Голливуд к инклюзивности и представили видео о необходимости рассказывать истории разных социальных групп, в котором снялись Мира Сорвино, Ава ДюВерне, Ли Дэниэдс, Джина Девис и Кумэйл Нанджиани.
Самой конструктивной оскаровской речью было торжественное выступление Фрэнсис МакДорманд, во время которого актриса предложила коллегам требовать от студий «инклюзивный райдер» – поправку к контракту, устанавливающую определенные квоты. В теории, звезды могут выступать за равное соотношение мужчин и женщин на экране, определенный процент представителей этнических меньшинств, представителей ЛГБТ и людей с инвалидностью. Инклюзивные райдеры придумали профессор Университета Южной Калифорнии Стейси Смит и активистка за гражданские права Каплана Котагал. Инклюзивные райдеры нацелены прежде всего на систему подбора актеров, но авторы понятия уверены, что ничто не мешает распространить предложенные принципы и на тех людей, которые работают за кадром. Похоже, идея многим понравилась — актёр Майкл Б. Джордан уже успел заявить в социальных сетях, что будет требовать инклюзивный райдер на всех своих проектах.
Забытые обвинения
Несмотря на все позитивные перемены, в этом году оскаровские номинации получили двое мужчин, ранее обвиняемых в сескуальном и гендерном насилии. Экс-спортсмен Коби Брайант удостоился «Оскара» за короткометражную анимацию «Дорогой баскетбол», вопреки тому, что в 2013 году работница отеля заявила о том, что он ее изнасиловал. Девушка написала на баскетболиста заявление в полицию и дело даже дошло до суда, но в итоге стороны заключили мировое соглашение.
Коби Брайант на церемонии «Оскар 2018»
Получивший статуэтку за лучшую актерскую работу Гари Олдман тоже имел дело с полицией – в 2001 году бывшая жена британца заявила, что он избил ее на глазах у детей. Как и в случае Коби Брайанта, вина обвиняемого не доказана. На следующий день после церемонии, сын Олдмана написал открытое письмо, в котором всячески защищал отца и утверждал, что Гари не склонен к насилию и никогда бы не бил женщин.
Проблема вне Голливуда
Распространенность сексуального насилия – особенность не только американской киноиндустрии. Вдохновляясь движением #MeToo, британская продюсерка Ребекка Лонг положила начало движению #NoPredators («ХищниковНет»), которое должно изменить британскую кинокультуру. Студии, поддерживающие идеи Лонг, всячески следят за поведением своих работников и предоставляют пострадавшим от сексуального насилия сотрудникам бесплатную юридическую и психологическую помощь. Основательница движения призывает все инклюзивные студии раздавать своим сотрудникам фирменные значки с логотипом #NoPredators, чтобы обозначить безопасные пространства для женщин. Пока, к сожалению, крупные британские кинокомпании не присоединились к флешмобу. Впрочем, независимая студия Boudica Films, в которой работает сама Лонг, заявила о том, что планируют достичь гендерного баланса среди своих сотрудников уже к концу 2018 года.
Создатели движения #NoPredators Ребекка Лонг и Йен Дэвис
Подобные перемены происходят и в Канаде – представители местной теле- и киноиндустрии уже начали разработку новых правил поведения на съемочной площадке. В Швеции около 600 актрис написали открытое письмо, в котором обвинили режиссеров, продюсеров и начальников кинокомпаний в способствовании сексуального насилия. Результаты их слов уже заметны – Шведский Институт Кино заявил о том, что скоро работники кинокомпаний пройдут обязательных курс, в котором будут детально объясняться принципы сексуального согласия.
С одной стороны 2017-2018 год стал переломным для американской киноиндустрии – о гендерной дискриминации наконец-то заговорили в открытую, а история с Харви Вайнштейном показала, что правосудие касается даже самых влиятельных людей. С другой – заметно, что перемены в Европе происходят гораздо медленнее. Организаторы Берлинале отказались поддерживать черный дресс-код организации Time’s Up, заявив, что подобные проблемы не являются актуальными для них. Движение #MeToo в Европе тоже приживается медленно и мучительно – его раскритиковали и знаменитые режиссеры вроде Михаэля Ханеке, и французские актрисы (к примеру, Катрин Денев). Остается надеяться, что со временем и европейцы обратят внимание на патриархальные проблемы своего общества.