Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Как скандал с Харви Вайнштейном повлияет на киноиндустрию

Десять дней, которые потрясли Голливуд

Вот он — скандал века. Знаменитый кинопродюсер, один из самых влиятельных людей Голливуда Харви Вайнштейн обвинен в многочисленных домогательствах и трех изнасилованиях.

5 октября в The New York Times вышло расследование, раскрывающее подробности 30-летней практики «диванного кастинга» Харви Вайнштейна. Продюсер домогался молодых актрис, моделей, а также сотрудниц своей компании. 10 октября The New Yorker опубликовал собственный материал с признаниями 13 женщин. О сексуальных домогательствах со стороны Вайнштейна уже успели заявить Эшли Джадд, Роуз МакГоуэн, Азия Ардженто, Ромола Гарай, Мира Сорвино, Розанна Аркетт, Хизер Грэм, Лорен Сиван, Гвинет Пэлтроу, Анджелина Джоли, Кара Делевинь, Леа Сейду, Кейт Бекинсейл, Ева Грин.

8 октября продюсерская компания The Weinstein Company (основанная братьями Харви и Бобом Вайнштейнами) сообщила об увольнении Харви из-за нарушения корпоративного кодекса. Вайнштейн публично раскаялся с просьбой дать ему второй шанс и обещанием обратиться за психологической помощью.

Жена продюсера Джорджина Чапмэн, возглавляющая модный бренд Marchesa, сперва, по утверждению самого Вайнштейна, поддерживала мужа. Однако 11 октября заявила, что расстается с Харви. Помимо того, что карьера и репутация знаменитого продюсера похоронены, Вайнштейну потенциально грозит тюрьма.

В то время как обвинения уже десять дней сыпятся на голову когда-то самого могущественного человека в Голливуде, сам Вайнштейн теперь не осмеливается комментировать что-либо. Зато он якобы собирается ехать в Европу на психиатрическую реабилитацию от сексуальной зависимости (где-то улыбается Полански). Впрочем, продюсер сам пока не уверен, поскольку департаменты полиции Нью-Йорка и Лондона официально начали расследование. В Нью-Йорке возобновили уже открытое уголовное дело за 2004 год, в котором обвинения продюсеру предъявила актриса Люсиа Эванс. В Лондоне открыто дело, основанное на показаниях о сексуальном насилии со стороны Вайнштейна, случившемся еще в 80-х. Имя жертвы не раскрывается. Также есть неподтвержденная информация о том, что ФБР инициировало собственное расследование, опасаясь, что Вайнштейн покинет страну, чтобы избежать правосудия.

По правде, пока вы читаете этот текст, дело о Харви обрастает новыми подробностями — скорость обновления новостной ленты с его именем зашкаливает. Инцидент с Вайнштейном станет важным катализатором для изменений в Голливуде. Рассказываем, почему «дело Харви» однозначно повлияет на киноиндустрию.

Харви Вайнштейн и команда фильма «Влюбленный Шекспир» на церемонии «Оскар» 1999 года.

Продюсерская машина

Влияние Боба и Харви Вайнштейнов на современную голливудскую модель продюсирования неоспоримо. Братья занимаются кинопроизводством с конца 70-х. Именно их компания Miramax сделала из независимого кино мейнстрим за счет продвижения на основные награды киносообщества. В 1989 году одним из первых крупных релизов компании был фильм «Секс, ложь и видео» дебютанта Стивена Содерберга, чей гран-при на Каннском кинофестивале дал старт «эре независимых». В начале 90-х Вайнштейны открывают миру Тарантино, выпустив его «Бешеных псов» и «Криминальное чтиво». В 1993 компания Disney разглядела в Miramax мастеров выводить кино из инди-гетто в сегмент стабильного финансового успеха и заключила с ними контракт о продаже лейбла.

Уже в конце 90-х независимое кино становится самым перспективным сегментом для Киноакадемии, после того как продюсерам удается успешно пролоббировать «Английского пациента», «Умницу Уилла Хантинга» и «Влюбленного Шекспира» на «Оскар». Именно Вайнштейны знакомят американскую аудиторию с Миядзаки, организовав релиз «Принцессы Мононоке» в США.

Дела идут настолько хорошо, что в 2005 модные законодатели голливудского рынка покидают Miramax чтобы открыть собственную компанию The Weinstein Company, прихватив с собой лейбл Dimension, специализирующийся на жанровом кино. Харви и Боб знали, как превратить артхаус в сверхприбыльный бизнес. По их примеру начали действовать многие кинокомпании. Что уж там — принцип работы Amazon і Netflix с покупкой фестивальных хитов Джармуша, Скорсезе или Рефна для собственной площадки — во многом скопирован с методов работы Вайнштейнов в 90-х.

Теперь, когда имя основателя ассоциируется прежде всего с секс-скандалом, The Weinstein Company готовятся сменить название. Однако вряд ли это поможет отмыться от репутационного фиаско, которое, по правде, было неизбежным.

Дело в том, что по утверждению работников лейбла, о похождениях Харви знали давно. У Вайнштейна-старшего были ассистенты, которые сопровождали его на якобы деловых встречах с актрисами и знали, когда нужно удалиться, чтобы бизнес-ужин превратился в свидание. Условия работы прописывались в контракте, а если ассистенту удавалось продержаться на такой должности больше года, среди коллег он получал статус «крепкого орешка». Харви Вайнштейн по натуре очень властная личность — продюсер нередко скандалил, используя свой статус, оплачивал сделки в последний момент, игнорировал условия контракта.

Конечно же, далеко не все сотрудники соглашались молчать о поведении влиятельного хама и даже пытались протестовать в суде. Но вопрос всегда удавалось решить либо при помощи предварительно подписанного документа о неразглашении, либо силами команды адвокатов (к слову, специально нанятых для улаживания вопросов домогательств). Так в 1997 году Роуз МакГоун предъявила Харви обвинения, но юристам удалось уладить конфликт с помощью сделки в $100 000. За долгую историю сексуальных похождений Вайнштейна было заключено как минимум восемь подобных соглашений.

В таком случае то, что Харви уволили «за несоблюдение кодекса компании» только тогда, когда дело получило огласку — огромный камень в огород The Weinstein Company. Впрочем, информация, опубликованная изданием TMZ через два дня после увольнения Харви, выставила компанию в несколько другом, но не лучшем свете. Оказывается, сексуальные домогательства были допустимы в соответствии с контрактом голливудского кинопродюсера. В договоре прописано, что в случае обвинения в харассменте Вайнштейну необходимо оплатить стоимость конфиденциального мирового соглашения, после чего выплатить штраф компании, который равен $250 000 за первое разбирательство, $500 000 за второе, $750 000 за третье, и миллион за каждое следующее. Право уволить Вайнштейна компания имела лишь в двух случаях: если продюсер получит обвинения и будет признан виновным судом, и если Харви поймают на «материальном мошенничестве».

0341Номинация

У фильмов компаний братьев Вайнштейн (Miramax и The Weinstein Company)

Туманное будущее

Тем временем The Weinstein Company не обойдутся одним увольнением Вайнштейна и уже инициировали внутреннее расследование, наняв независимую юридическую фирму. Как отмечает Forbes, такое расследование обойдется компании в сумму от $20 до 40 млн. Привлекать новые инвестиции будет проблемно еще и потому, что после выхода разгромных статей, в отставку успели подать пять из восьми членов правления компании. Боб и Харви владели 42% Weinstein Co. Пока что неизвестно, потерял ли свой 21% Вайнштейн старший, зато его брат Боб, занимающийся филиалом Dimension в Лос-Анджелесе, вынужден перебрать на себя дела компании в Нью-Йорке и уже успел опровергнуть слухи о том, что The Weinstein Company будет продана.

Даже без скандала, дела компании в последние два года шли неважно. В числе громких проектов у братьев преимущественно готовые картины, купленные для дистрибуции, тогда как фильмы собственного производства не получали должного выхлопа в бокс-офисе. «Кэрол» с Кейт Бланшетт и Руни Марой хоть и взял квир-ветку Канн, совершенно не окупил себя в прокате и не принес братьям ни одного «Оскара». «Лев» с Дэвом Пателем и Николь Кидман также оставил компанию без наград Киноакадемии, а «Основатель» с Майклом Китоном считался провалом еще на стадии бедной промокампании.

С Харви, как с адептом «олдскульной» студийной системы неохотно сотрудничали из-за недоброй славы жесткого контроля над авторами. Фокус-группы и маркетинг часто были для Вайнштейнов важнее, чем видение режиссера. О привычке Харви нещадно «резать» картину по собственному усмотрению на стадии финального монтажа ходят легенды. Тем не менее в этом году компании даже повезло перехватить для дистрибуции «Ветреную реку» Тейлора Шеридана, а на 2019 запланирована съемка картины о Чарльзе Мэнсоне, куда в режиссеры позвали Квентина Тарантино.

Тем временем Disney уже вычеркнули Харви из продюсеров будущей экранизации «Артемиса Фаула» ирландского писателя Оуэна Колфера, за которую взялся Кеннет Брана. Создатели сериала «Острые козырьки» также поспешили убрать The Weinstein Company в титрах к предстоящему четвертому сезону (Вайнштейны приобрели право на трансляцию британской драмы в Америке). Apple успели закрыть производство 10-серийного сериала об Элвисе Пресли, отданного компании Вайнштейнов. Paramount Network’s тоже благополучно вычеркнули то самое имя из титров многообещающего мини-сериала «Waco».

В совсем невыгодном положении оказались Amazon, которые сообщили, что отменили сделку с The Weinstein Company по производству безымянного мини-сериала Дэвида О. Рассела с Робертом Де Ниро. В то же время вторым совместным проектом Amazon и The Weinstein Co. должно было стать шоу от создателя «Безумцев» Мэттью Вайнера под названием «The Romanoffs». Стриминг-платформа все же намерена делать сериал, но без привлечения продакшна Вайнштейнов. BBC тоже придется пересмотреть свой контракт и обойтись без скандальной компании в подготовке 6-серийной драмы «Les Miserables».

Мэтт Деймон, Харви Вайнштейн и Бен Аффлек на «Золотом Глобусе», 1998.

Харви Вайнштейн и Роуз МакГоун в 2007 году, спустя 10 лет после обвинений.

Наградный сезон

То, что братья Вайнштейны привыкли работать прицельно на сезон кинопремий — ни для кого не секрет. Продюсеры как никто другой знают за какие невидимые ниточки дергать чтобы Гвинет Пэлтроу взяла «Оскар» за посредственного «Влюбленного Шекспира», а Жана Дюжардена назвали «Лучшим актером» за «Артиста» (и это при Гари Олдмане с фильмом «Шпион, выйди вон» в одной номинации!).

Если ваша картина попала в «команду Харви», будьте уверены — мастера теневых технологий кинопроизводства сделают все возможное, чтобы заполучить парочку номинаций на «Оскар». Случай с Дженнифер Лоуренс весьма показателен. Актриса обязана славой безжалостной пиар-кампании Вайнштейна в период дистрибуции «Мой парень — псих» в 2012. Так быстро и навязчиво в Голливуде по карьерной лестнице еще не толкали.

Харви, как важнейшая фигура киносообщества, конечно же, является членом Киноакадемии, Гильдии продюсеров и BAFTA. По крайней мере был. 11 октября The British Academy of Film and Television Arts лишили Вайнштейна членства, заявив, что «предполагаемое поведение совершенно не приемлемо и несовместимо с ценностями BAFTA».

Боб и Харви Вайнштейн
Боб и Харви Вайнштейн

Следом за BAFTA голос подала Киноакадемия: «Поведение, описанное в обвинениях против Харви Вайнштейна, отвратительно и противоречит высоким стандартам Академии и творческого сообщества, которое его представляет». Оскаровский комитет провел собрание 14 октября, где проголосовал за исключение Вайнштейна из членов Киноакадемии.

Гильдия продюсеров США, тем временем, собирается проголосовать по вопросу отстранения Харви 16 октября. Вероятность того, что там Вайнштейну тоже не рады равна примерно 100%. При этом еще четыре года назад Харви и Боб получили Milestone Award — самую престижную премию среди членов Гильдии продюсеров.

Остается только пожалеть картины The Weinstein Company в преддверии наградного сезона. В этом году свое скромное место в оскаровских номинациях уже начал выбивать новый проект кинокомпании — «The Current War» с Бенедиктом Камбербэтчем. Однако 13 октября стало известно, что фильм убрали из прокатного календаря (премьера должна была состояться 24 ноября). Теперь о билете на церемонию команде фильма наверняка стоит забыть. А вот Universal Pictures еще могут попытаться разорвать контракт с The Weinstein Company, купивших у киностудии права на американский релиз фильма «Mary Magdalene» в 2018 году. В конце концов, кино где Хоакин Феникс играет Иисуса Христа, а Руни Мара — Марию Магдалину обязано попробовать свое счастье на «Оскаре».

081 Награда

У фильмов компаний братьев Вайнштейн (Miramax и The Weinstein Company)

Новая форма паблисити

О недопустимом поведении Вайнштейна поспешили высказаться многие звезды Голливуда. Молчать о таком скандале означало поддерживать позицию харрасмента. Прежде всего, это касалось тех, чью карьеру Харви неустанно продвигал. Практически все открыто раскритиковали действия Вайнштейна, однако выбрали разные публичные позиции.

Мерил Стрип, Леа Сейду и Эмма Томпсон отметили, что подобное поведение в киноиндустрии не редкость. Джордж Клуни, Квентин Тарантино и Бен Аффлек, знакомые с Харви больше 20 лет «честно» заявили, что не подозревали о таких привычках продюсера. Дженнифер Лоуренс и Пенелопа Круз также признались, что были шокированы новостью. Джулианна Мур, Марк Руффало и Кейт Бланшетт поддержали жертв Вайнштейна (впрочем, слова поддержки звучат буквально в каждом заявлении звезд). Джулия Робертс, Леонардо ДиКаприо и Эмма Уотсон призвали киносообщество не молчать о подобных случаях и бороться за достойное обращение с женщинами в киноиндустрии. Хиллари Клинтон, Барак и Мишель Обама открыто раскритиковали действия Харви. Притом что Вайнштейн активно финансировал кампанию Хилари Клинтон и был одним из самых щедрых инвесторов демократической партии.

В свою очередь, защитников у Вайнштейна не оказалось. Дизайнер Донна Каран и актриса Линдси Лохан попытались призвать сообщество проявить немного сочувствия, однако быстро отказались от своих слов. Режиссер Оливер Стоун предложил не спешить с обвинениями до суда, после чего сам был обвинен в харассменте — модель Керри Стивенс поделилась с New York Daily News историей 20-летней давности, когда Оливер Стоун сам позволил себе приставать к девушке на вечеринке в доме продюсера Теда Филда.

Вся соль в том, что о похождениях продюсера, так или иначе, знали многие, зато сейчас мало кто в этом признается, выбрав позицию «такое поведение недопустимо, я очень огорчен этой новостью». Джессика Честейн одна из немногих, кто созналась, что была предупреждена о его недоброй славе с самого начала. Райан Гослинг написал, что ему очень стыдно за то, что работая с Вайнштейном, он предпочел игнорировать слухи. Сет Макфарлейн пошутил о дурных привычках Харви еще в 2013 во время объявления номинантов на «Оскар». Сейчас актер утверждает, что таким образом хотел обратить внимание общественности, узнав о домогательствах от своей коллеги и подруги Джессики Барт.

Первой площадкой для таких новостей еще в начале 2000-х была как раз желтая пресса, которую привыкли не воспринимать серьезно. Заявления звезд, которые «пожелали остаться неназванным» публиковались на всевозможных сайтах вроде TMZ, The Defamer, Celebitchy, Fametracker. Разговоры о злоупотреблении властью в продюсерских компаниях были предметом так называемых blind items колумнистов, где замалчивались имена обидчиков, чтобы избежать судебных исков. Однако внутренняя кухня Голливуда была известна звездам даже без прямого указания имен.

Современная культура потребления новостей приучила нас к тому, что желтая пресса — сомнительный источник информации. Зато беседа по душам на диване у условных Джимми Киммела или Конана О’Брайена — вот где честный разговор. Ведь слушая байки о том, как в сценарий Мэтта Дэймона и Бена Аффлека поверил только Харви Вайнштейн, невозможно подумать, что за улыбкой и горящими глазами скрывается много несказанного вслух. С голливудской модой на «новую непосредственность», когда делиться личной информацией с фанатами стало просто необходимо, скандал с Вайнштейном повлияет на репутацию многих звезд. Вряд ли вы поверите откровениям Рассела Кроу, когда узнаете как он поспособствовал тому, чтобы разоблачительный материал о Харви не был опубликован еще в 2004 году в издании The Wrap. И как теперь воспринимать «шокированного новостью» Бена Аффлека, если Роуз МакГоуэн утверждает, что сказала ему о домогательствах Вайнштейна очень давно и лично?

В бизнесе, где женское тело объективизировано до предела, выступить с заявлением о домогательстве еще недавно считалось демонстрацией слабости. Такие актрисы рискуют быть раскритикованными за неподобающие методы нажить себе славы. О хороших ролях можно забыть, ни одна студия не захочет, чтобы их фильм рекламировало имя из громкого секс-скандала. Актриса Эван Рэйчел Вуд, пережившая насилие в прошлом, прокомментировала молчание своих коллег о домогательствах со стороны Вайнштейна следующим образом:

Насильникам сложно противостоять по очень многим причинам: во-первых, тебе могут не поверить, во-вторых, признание может подставить под угрозу твою карьеру. И наконец, суды стоят огромных денег. Особенно если ты выступаешь против очень влиятельных людей.

Возможно, именно поэтому недосказанности и колкие комментарии без явных доказательств находят свою площадку на сайтах звездных сплетен. Выходит, что к серьезным действиям могут призвать разве что материалы в гигантах медиа-бизнеса, таких как The New York Times или The New Yorker.

Линдси Лохан и Харви Вайнштейн

Гвинет Пэлтроу, Хиллари Клинтон и Харви Вайнштейн на премьере «Влюбленного Шекспира», 3 декабря 1998 года.

Диванный кастинг

Важнейшее изменение, которое обязано случиться в Голливуде — прекращение практики подобного бытового домогательства. К сожалению, даже в самых обычных офисах, иерархия власти по отношению к гендеру и мизогиния — распространенные явления. Случай с Харви Вайнштейном — всего лишь верхушка айсберга в шоу-бизнесе, где решать дела «через постель» — многолетняя практика. В своем заявлении продюсер пытался оправдываться тем, что вырос в 70-х, когда такая форма коммуникации с актрисами была нормой. Что ж, это яркая демонстрация того, что с обществом не все в порядке и уже приличное количество лет. Повсеместное замалчивание харрасмента влиятельными людьми с помощью угроз разрушить карьеру — нормальное явление для Голливуда. Но, кажется, только сейчас звезды начали открыто признавать всю плачевность такой размытой грани допустимого поведения.

Публичные заявления актрис подтолкнули коллег избавиться от страха и также заговорить о фактах домогательств со стороны Вайнштейна. Пусть первыми были Азия Ардженто и Роуз МакГоун, зато волна поддержки после таких признаний поднялась настолько высоко, что игнорировать факт «революции» внутри индустрии уже невозможно — о проблеме сексуальных домогательств заговорили звезды, привыкшие держаться подальше от скандалов — Гвинет Пэлтроу, Анджелина Джоли, Кейт Бекинсейл.

Жертвы обрели голос и силы говорить напрямую. Случай с Клэр Форлани — ярчайший пример. Актрисе предложили рассказать свою историю еще для материала в The New Yorker, однако Форлани отказалась, послушав совет коллег-мужчин. 12 октября звезда публично призналась, что не единожды убегала от приставаний Харви еще в конце 90-х и теперь жалеет, что побоялась заявить об этом в разоблачительной статье.

«Дело Вайнштейна» — важный прецедент еще и потому, что оно, как шкатулка Пандоры, продолжает раскрывать всю подноготную Голливуда. От размытых упреков в сексизме со стороны «неназванных мужчин» звезды перешли к прямым публичным обвинениям. Актриса и ведущая MTV Хилари Бертон напомнила Бену Аффлеку, как в 2003 году тот схватил ее за грудь в прямом эфире (за что актер поспешил извиниться). Джейсон Момоа только сейчас и после продолжительного паблик-шейминга вынужден просить прощения за сексистскую шутку на дискуссионной панели «Игры престолов» в 2011 году. Дело о домогательствах со стороны программного директора Amazon Роя Прайса вновь в центре обсуждения, после того, как в августе обвинения ему предъявила продюсер сериала «Человек в высоком замке» Айза Хакетт. Оказалось, что практика домогательств — явление без гендера, так как актеры Терри Крюз и Джеймс Ван Дер Бик также заявили о пережитых случаях харассмента со стороны тотемных фигур кинобизнеса.

В свете скандала с Вайнштейном, ITVFest (Независимый фестиваль кино и телевидения), который проходил с 11 по 15 октября в Довере, штат Вермонт, 14 октября экстренно организовал открытую дискуссионную панель под названием «Слон в комнате: Харви Вайнштейн / Диалог о смене мифа про кастинг-диван».

Лавинообразный эффект дела Харви должен стать показательным. Даже карьера самого влиятельного человека может скатиться в пропасть менее чем за неделю. Громкий скандал Вайнштейна доказывает, что борьба с домогательствами в американском обществе вышла на новый уровень. Конечно, изменения не будут молниеносными. Сексизм в Голливуде все еще процветает, так же как и злоупотребление властью. Обвиненный в педофилии Вуди Аллен продолжает работать в Голливуде. История с харрасментом со стороны Кейси Аффлека улажена без суда и не помешала актеру получить «Оскар». Роман Полански так и не предстал перез судом за растление тринадцатилетней Саманты Гейли. Дело о многочисленных случаях сексуальных домогательств со стороны Билла Косби вновь отправлено на дорассмотрение, а слушание отложено на 2018 год.

Мы убедились в том, что высокое положение не всегда может защитить от тотального общественного порицания и краха репутации. Однако гораздо важнее, что в этом убедились десятки таких еще не пойманных «Харви».