Запоздалая Фемида: почему все ополчились на Вуди Аллена

История Вуди Аллена – блестящий пример того, как вещи, на которые еще пять лет назад спокойно закрывали глаза, сейчас кажутся очевидно недопустимыми. Если о преступлениях Харви Вайнштейна широкая общественность могла и не знать вплоть до выхода материала The New York Times в октябре 2017-го, то обвинения против Аллена известны уже не первый год. Очередная волна дискуссий на эту тему разразилась как раз перед выходом нового фильма режиссера «Колесо чудес», поставив многих поклонников его творчества в неловкое положение.
Идти или не идти на ленту возможного насильника, чья вина еще точно не доказана – личное дело каждого, тут нет очевидно правильного ответа. Кто-то спокойно разделяет творчество и личную жизнь любимого автора, а для кого-то немыслимо поддерживать потенциального преступника кошельком. Решить этот щекотливый вопрос за вас, увы, мы не сможем, но попытаемся напомнить о самых важных аспектах двадцатилетней истории.
С чего все началось
Вуди Аллен и Миа Фэрроу познакомились в 1979 году и буквально спустя несколько месяцев начали романтические и профессиональные отношения. На тот момент у актрисы закончился второй брак, после которого усыновленная двумя годами ранее девятилетняя Сун-И осталась под опекой матери. По словам самой Фэрроу, Аллен не проявлял к девочке симпатии, на предложение завести собственного ребенка реагировал без энтузиазма, но со временем согласился. В итоге у Вуди и Мийи было трое детей: приемные Дилан и Моузес, а также биологический сын Ронан. Фэрроу в многочисленных интервью подчеркивала тот факт, что Аллен почти не общался с детьми, редко проявлял заботу и регулярно напоминал ей о том, что заводить большую семью было ее собственным решением. Конечно, все это может быть лишь попыткой очернить репутацию бывшего возлюбленного со стороны актрисы, но она – далеко не единственный человек, заявлявший об эгоцентричности режиссера.
Все изменилось, по словам Фэрроу, в 1988 году, когда Дилан было около трех лет. В этот период Аллен якобы стал чересчур внимательным к девочке, позволял ей сосать свой палец и регулярно играл с ней, находясь в нижнем белье. Чуть позже семейный психолог подтвердила слова актрисы, но добавила, что поведение Аллена не показалось ей проявлением сексуального влечения. С 1990 года Вуди по собственному признанию начал посещать психолога, чтобы научиться более приемлемо проявлять симпатию к девочке.
Настоящая драма началась в 1992 году, когда Миа Фэрроу и Вуди Аллен с громким скандалом разорвали свои отношения. Актриса обвинила бывшего в растлении семилетней Дилан, а Вуди, в свою очередь, заявлял, что это все попытки отомстить ему за измену. Дело в том, что Аллен не просто расстался с Фэрроу, а ушел к ее 22-летней приемной дочери Сун-И Превен, с которой у него до этого был роман.
Миа Фэрроу и Вуди Аллен с детьми — Дилан и Ронан, январь 1988.
Вуди в суде
В комментариях под материалами о Вуди Аллене регулярно утверждают, что его вина «никем не доказана», и что, вероятнее всего, это «очередная голливудская охота на ведьм». Еще одна популярная версия – то, что Дилан просто повторяла историю, придуманную своей озлобленной на партнера-изменщика матерью. Действительно, во время судового процесса 1993 года так и не стало понятно, можно ли считать знаменитого режиссера педофилом, или нет. Тем не менее, опубликованное недавно Huffington Post судебное определение наталкивает на любопытные мысли.
Во-первых, судья заявляет, что не видит ни единой причины считать, что Дилан давала не искренние показания, а находилась под влиянием матери. Во-вторых, она ставит под сомнение выводы судебно-медицинской экспертизы, которая не выявила следов насилия над девочкой. Дело в том, что команда состояла из двух социальных работников, и одного педиатра, который даже не проводил обследование Дилан, а лишь подписал отчет коллег. Еще один интересный факт – то, что Вуди не согласился на проверку полиграфом, а позже прошел процедуру со специалистом, которого нанял адвокат режиссера. В суде результаты этого теста отказались принимать в качестве доказательства.
Интересно, что никто не требовал проверять полиграфом свидетельства Мии Фэрроу. Возможно, одна из причин – то, что ее слова подтвердила домработница, которая удивилась внезапному двадцатиминутному исчезновению Вуди и Дилан. Одна из нянь заявила, что видела, как Вуди сидит на диване, а Дилан странно лежит, положив голову ему на колена. Учительница французского, которая в тот день занималась с девочкой, сообщила, что Дилан тогда была без нижнего белья, что показалось ей странным. Сам же Вуди всячески отрицал, что вообще хоть раз поднимался на чердак, где якобы произошли обсуждаемые события. По словам режиссера (и множества его фанатов, защищающих Аллена в интернете), он страдает от клаустрофобии, и физически не смог бы находиться в настолько тесном помещении. Позже, когда следователи нашли на чердаке его волосы и отпечатки пальцев, Вуди изменил свои показания и признался, что пару раз там все же был.
Судья заканчивает свой вывод словами о том, что мы вряд ли узнаем правду о событиях четвертого августа 1992 года (тогда, по словам Дилан, Вуди отвел ее на чердак дома и совершил акты сексуального насилия). Тем не менее она уверена, что отношение Аллена к его приемной дочери было «совершенно неуместным», и что необходимо принимать меры, чтобы защитить от него девочку. Чуть позже в интервью прокурор, рассматривавший дело, сказал, что у него было достаточно причин, чтобы начать против Аллена полноценное расследование. В итоге он все же решил не мучать и так пережившую серьезный стресс Дилан, заставляя ее давать дополнительные показания.
В 1997 году приемная дочь Мии Фэрроу Сун-и Превен вышла замуж за Вуди Аллена, а спустя некоторое время пара усыновила двоих детей.
Вуди Аллен и Миа Фэрроу в фильме «Нью-йоркские истории», 1988.
Обратная сторона медали
Что говорит обо всем этом сам Вуди Аллен? В 2014 году режиссер написал для The New York Times колонку, в которой выложил свою версию событий. Правда его слова не всегда совпадают с выводами судьи и показаниями следователей. Например, Вуди заявляет: «Я встречался с Мией 12 лет и она ни разу не намекала на неподходящее поведение с моей стороны». Впрочем, известно, что именно из-за неподобающих проявлений симпатии он и начал ходить к психологу. Режиссер также пишет, что согласился на проверку детектором лжи, как только ее потребовали, но это не соответствует реальности. Главный аргумент Вуди в пользу своей невиновности – выводы судебно-медицинской экспертизы, которую судья поставила под сомнения. В придачу к тому, что в команде медиков не было ни единого психолога или психиатра, а отчет подписал доктор, который сам не видел Дилан, есть еще одна аномалия. Заметки социальных работников, которые обследовали девочку, без каких либо объяснений уничтожили, не представив суду.
Справедливости ради стоит отметить, что среди аргументов Аллена есть и внушающие чуть больше доверия. Например, он напоминает читателям о том, что они с Сун-И усыновили двоих детей. Учитывая огласку истории с Дилан, можно предположить, что социальные работники тщательно наблюдали поведение Вуди с детьми, прежде чем разрешить ему их усыновить.
Еще один защитник Аллена – Мозес Фэрроу, второй ребенок, усыновленный Мией. Мозес не единожды заявлял о том, что все обвинения – попытка его матери отомстить Вуди. «Мать и меня убедила ненавидеть отца за то, что он разрушил нашу семью и развращал мою сестру. И я действительно ненавидел его на протяжении многих лет. Но теперь я понимаю, что она таким образом мстила ему за то, что он влюбился в Сун-И», – сообщил он журналу People в 2014 году. По словам Мозеса, Дилан с удовольствием проводила время с приемным отцом и всегда радовалась, когда он приходил. Все изменилось лишь тогда, когда Мия начала убеждать детей в том, что Аллена нужно бояться.
Селена Гомес, Ребекка Холл и Тимоти Шаламе пожертвовали свои гонорары за фильмы Аллена в фонд движения #MeToo.
Причины и последствия
Если обо всем было известно еще двадцать лет назад, то почему Дилан Фэрроу только сейчас попала на свое первое ТВ-интервью? Почему актеры, десятилетиями работавшие с Вуди Алленом, только сейчас начали сожалеть об этом?
История с Харви Вайнштейном и движение #MeToo стали показателем изменений в нашем обществе. Если раньше осужденный в Америке Роман Полански мог спокойно получить «Оскар», то сейчас такую ситуацию невозможно и представить – посмотрите, как быстро отреагировала Киноакадемия на ситуацию с Джеймсом Франко.
Последствия для Вуди очевидны – все больше актеров высказывают сожаление о сотрудничестве с режиссером: Грета Гервиг («Римские приключения»), Колин Ферт («Магия лунного света»), Хлое Севиньи («Мелинда и Мелинда»), Эллен Пейдж («Римские приключения») извинились за работу с Алленом и поддержали Дилан. Мира Сорвино, получившая в 1996 году «Оскар» за роль в фильме «Могучая Афродита», написала Фэрроу открытое письмо, в котором назвала съемки в ленте ошибкой. Селена Гомес, Ребекка Холл и Тимоти Шаламе пошли дальше, пожертвовав гонорары за фильмы Аллена в фонд движения #MeToo.

Селена Гомес и Вуди Аллен на съемках фильма A Rainy Day in New York.
Тех, кто еще не успел раскаяться, критикуют коллеги. Особенно досталось звезде нового фильма Вуди Джастину Тимберлейку, который пришел на церемонию награждения «Золотой глобус» со значком Time’s up, но так и не прокомментировал свою работу с обвиняемым в сексуальном насилии режиссером. Хотя большинство звезд, работавших с Алленом, высказали поддержку Дилан Фэрроу, у режиссера есть и защитники. В первую очередь – Дайан Китон, которая заявила, что верит Вуди, поскольку он является ее другом. Аллена также поддержал Алек Болдуин.
Конечно, тут имеет место не только мораль, но и банальная расчетливость: работать с неоднозначными кадрами себе дороже. К примеру, Amazon начинает постепенно тормозить сотрудничество с Вуди, и судьба его следующей ленты A Rainy Day in New York пока непонятна. Возможно, стриминг выпустит фильм практически без пиара, или же вообще откажется от дистрибуции. Известно, что студия в 2015 году подписала с Алленом контракт на производство пяти фильмов и уже выделила 25 миллионов долларов на новую картину, так что неясно, как компания будет выкручиваться из неловкого положения. Кроме этого, сообщается, что у Вуди проблемы с подбором актерского состава для нового фильма – актеры не спешат работать с неоднозначной личностью.
Директора французского дистрибьютора «Колеса чудес» уже успели раскритиковать за его колонку, защищающую режиссера. В материале для издания Le Point Стефан Селерье заявил, что Вуди случайно пострадал от движения #MeToo, и что режиссера не стоит сравнивать с людьми вроде Харви Вайнштейна. Видимо, есть вероятность, что Вуди последует примеру Романа Полански и продолжит свою карьеру в Европе. Понятно одно – о спасении репутации в США нечего и говорить.
Франко получил «Золотой глобус» как лучший актер комедии и казался одним из самых очевидных номинантов на «Оскар-2018». Впрочем, после обвинений в харрасметне от бывших студентов, Джеймс оказался вне списка претендентов на звание лучшего актера.