Марафон выходного дня: космос, великий и ужасный
Пока Дэмьен Шазелл меняет правила игры для изображения космических полетов, мы вспоминаем, кто эти правила создавал и даже не единожды нарушал. Проведите выходной, полностью погрузившись в пугающую и в то же время манящую черноту. Как поет Энтони Кидис: «Space may be the final frontier, but it’s made in a Hollywood basement».
1968
Космическая одиссея 2001 года
Реж. Стэнли Кубрик
Лучший научно-фантастический фильм ХХ столетия, лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда, возможно просто лучший фильм и одна из лучших работ Стэнли Кубрика. Слово «лучший» неизбежно приклеилось к «Космической одиссее», а сама лента настолько прочно вписалась в поп-культуру, что сюжет фильма Pixar «Валл-и» построен на референсах к экранизации Артура Кларка.
Что интересно, не всем критикам изначально понравилась работа Кубрика. C премьеры в Нью-Йорке ушло 250 человек, а великая Полин Кейл назвала режиссера большим ребенком, которому дали поиграться в любимой песочнице. Многим не понравилась излишняя визуальная помпезность и абстрактность повествования. Несмотря на это, большинство рецензентов высоко оценило картину, а сейчас сложно найти постановщика, который бы не называл «Космическую одиссею» одним из любимых фильмов.
1995
Аполлон 13
Реж. Рон Ховард
Девять номинаций на «Оскар» (две победы), 355 миллионов сборов, консультации NASA и все равно специалисты критиковали картину за неправдоподобность. Несмотря на то, что лента была основана на реальном событии, Рон Ховард максимально сместил акценты в сторону развлечения. В результате астронавты слушали «Let It Be» в исполнении The Beatles, который вышел на месяц позже старта миссии, некоторые детали полета были чрезмерно упрощены, а знаменитая фраза «Хьюстон, у нас проблема» на самом деле звучала как «Хьюстон, у нас появилась проблема» и говорил ее не персонаж Хэнкса, а герой Кевина Бейкона.
Интересно, что сцены невесомости в картине действительно снимались в невесомости — на борту самолета-лаборатории, где были оборудованы точные копии внутренних помещений «Аполлона». Реальный капитан миссии, Джеймс Ловелл, которого и сыграл Хэнкс, появился в фильме — он фактически пожимает руку самому себе в финале картины.
2013
Гравитация
Реж. Альфонсо Куарон
Сценарий к «Гравитации» написал сын Альфонсо Куарона, Хонас и даже хотел сам его снимать, но все же уступил право отцу. В результате получился один из лучших фильмов 2014 года, получивший семь «Оскаров» при десяти номинациях, в том числе в категориях «Лучший режиссер» и «Лучший оператор» (первая из трех подряд наград Эммануэля Любецки). Практически 60% фильма было сделано на компьютере, а актеры снимались в кубе, на который изнутри проецировался окружающий их космос. Все это было сделано для достоверности отражений в стеклах скафандров.
К слову, Хонас Куарон все же поучаствовал в проекте как режиссер — он снял короткометражку «Анингак», которая рассказывает об одноименном инуите, который общался с героиней Сандры Буллок по радиосвязи. Стоит упомянуть, что актриса была не первой кандидатурой на главную роль, кроме нее рассматривали Анджелину Джоли, Натали Портман, Блейк Лайвли, Марион Котийяр и другие. А вот Мэтта Ковальски изначально должен был сыграть Роберт Дауни-младший.
2014
Интерстеллар
Реж. Кристофер Нолан
Самый критикуемый фильм Нолана среди зрителей, в первую очередь за нереалистичную финальную часть картины. При этом с научной точки зрения картина заслужила множество комплиментов от астрофизиков, особенно за наглядную демонстрацию работы червоточины. Во многом за это стоит благодарить Кипа Торна, который выступил консультантом фильма.
Изначально картину должен был снимать Стивен Спилберг, который и нанял Джонатана Нолана для работы над сценарием. Разработка ленты длилась четыре года, во время которых знаменитый режиссер отказался от проекта, а ему на замену позвали Кристофера (по рекомендации брата). Тот сел помогать со сценарием и в итоге получилась история о любви и гравитации. Fun fact: одну из второстепенных ролей в «Интерстелларе» сыграл Тимоти Шаламе.
ДОЛЕТЕТЬ
ЗА