Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Черная пантера и все-все-все: краткая история темнокожих супергероев

От Лобо до Рири Уильямс

Выход на экраны «Черной пантеры» – отличный повод вспомнить об эволюции образа темнокожего супергероя в американских комиксах. Заодно обратим внимание на социальные условия, которые способствовали появлению более разнообразных персонажей, ведь массовая культура – отображение нашего общества.

1930-е

Несмотря на то, что темнокожие персонажи мелькали уже в самых ранних комиксах, изначально их изображение было довольно стереотипным и неоднозначным. Например, в комикс-серии 1934 года «Волшебник Мандрейк» (Mandrake the Magician) у главного героя был помощник-африканец, разодетый в шкуры экзотических зверей, но он играл скорее комедийную роль. Полноценные протагонисты африканского происхождения появились гораздо позже, на волне борьбы за гражданские права и популярности жанра «блэксплотейшн».

1940-е

Как это обычно и бывает, небольшие независимые издательства оказались прогрессивнее «большой двойки» (так фанаты называют Marvel и DC). Уже в 1947 году, за два десятилетия до появления Черной пантеры легендарный афроамериканский журналист Оррин Эванс создал антологию All-Negro Comics. Все истории в сборнике писались и рисовались темнокожими авторами, а сами герои совсем не напоминали привычных стереотипных дикарей в набедренных повязках. Например, одним из персонажей был Человек-лев, молодой африканский физик и тайный агент, учивший читателей не стыдиться своего происхождения. В All-Negro Comics присутствовали даже сильные женские персонажи, которые успевали и следить за модой, и отстаивать свои права. Эванс изначально планировал издать следом вторую часть антологии, но этого так и не произошло. По слухам, ни одна типография не захотела с ним работать, ведь успех комикса о темнокожих насторожил белых владельцев других комикс-издательств.

Хотя продажи антологии нельзя сравнивать с тиражами условного Супермена или Бэтмена, влияние Эванса было невероятным. Через пару месяцев после выхода All-Negro Comics другие журналы также начали печатать истории о темнокожих. В конце 1947 года популярное издание о педагогике Parents издало два выпуска комикса Negro Heroes о темнокожих общественных деятелях, позитивно повлиявших на историю Соединенных Штатов. Спустя некоторое время к тренду присоединились большие издательства вроде Fawcett Comics, начавшие выпускать драматическую серию Negro Romance. В отличие от All-Negro Comics, в этой серии почти не было приключенческих историй – вместо этого сценаристы фокусировались на трогательных или трагических рассказах о любви. С одной стороны, персонажи соответствовали западным представлениям о красоте и выглядели почти как очень смуглые европейцы. С другой – серия во многом ломала представления об интересах и поведении темнокожих: герои посещали колледж, совестно работали и ничем не отличались от других добропорядочных граждан.

Блэксплойтейшн – популярный в 70-х подвид эксплуатационного кино, в котором изображалась жизнь стереотипных «крутых чёрных парней».

1950-е

Даже легендарный сценарист и художник Уилл Айснер не единожды подвергался критике за неоднозначное изображение людей африканского происхождения. Особенно стереотипным был образ Эбони Вайта («белая слоновая кость»), темнокожего помощника героя Духа (The Spirit). Сам Айснер в интервью позже признавал, что его персонаж действительно базировался на шаблонных представлениях о повадках африканцев. Впрочем, на протяжении серии Эбони превращается в более разностороннюю личность, мы больше узнаем о его чувствах и переживаниях.

В 1950-х изображение темнокожих персонажей зависело не только от преимущественно белых сценаристов, но и от CCA – главного органа самоцензуры в комикс-индустрии. Периодически авторам запрещали издавать комиксы только потому, что главными героями были афроамериканцы. Согласно CCA, темнокожие допускались на страницах комиксов, однако наделять таких персонажей авторитетом и высоким статусом не разрешали. Сейчас это звучит дико, но не стоит забывать, что в 50-х все еще процветала сегрегация по цвету кожи. Когда мы думаем о борьбе за гражданские права темнокожих, кажется, будто все это было задолго до нашего времени, однако плачевные события происходили всего лишь чуть больше чем полвека назад.

1960-е

Какими бы строгими ни были формальные запреты, движение за гражданские права афроамериканцев давали свои плоды. В 1965 году появился первый темнокожий комикс-герой с собственной серией — Лобо. Впрочем, он не имел никакого отношения к известному злобному наемнику с дредами, а был обычным ковбоем без сверхъестественных способностей. В комиксах Marvel и DC примерно в это же время начали появляться хоть и второстепенные, но не слишком стереотипные персонажи-афроамериканцы. Сначала в патриотичной серии DC Our Army at War дебютировал решительный темнокожий солдат Джеки Джонсон (1961), а спустя два года – марвеловский джазмен и военный Гейб Джонс. К слову, последний был второстепенным персонажем в серии Sgt Fury and his Howling Commandos, в которой протагонистом был широко известный Ник Фьюри. Вот только герой, которого сейчас в MCU играет Сэмюэл Л. Джексон, в старых комиксах был белым. Примечательно, что и Джонс, и Джонсон – смелые воины, отнюдь не напоминающие комично пугливых африканцев из тогдашней поп-культуры.

Лобо, Джеки Джонсон и Гейб Джонс

Первый «мейнстримный» темнокожий супергерой появился в одном из выпусков «Фантастической четверки» 1966 года. Речь идет, конечно же, о Черной пантере, который изначально фигурировал лишь в роли второстепенного героя, помогающего протагонистам. Забавный факт: Джек Кирби планировал назвать персонажа Угольным тигром, но Стэн Ли якобы придумал королю Ваканды более благозвучное прозвище. Через три года в комиксах Marvel дебютировал и первый афроамериканский супергерой (один из немногих темнокожих героев комиксов, у которого в кличке не было слова «черный») – помощник и друг Капитана Америки Сэм Уилсон, более известный как Сокол. Кстати, в оригинальной истории происхождения Сокола он получает свои механические крылья не от ЩИТа, как в фильме, а от Черной пантеры. Первый темнокожий супергерой DC, Черный гонщик, появился в 1971 году. Правда, является ли он настоящим героем – спорный вопрос, ведь Гонщик – антропоморфное олицетворение неизбежной смерти. Его миссия – приходить за Новыми Богами, когда истекает их время.

Черная пантера и Сокол

Уилл Айснер – художник и сценарист, который считается «отцом современного комикса». Его книга 1978 года «Контракт с Богом» считается первым графическим романом.

Люк Кейдж — один из первых темнокожих супергероев Marvel (впервые появился в 1971 году) и первый афроамериканец-протагонист в телевселенной Marvel и Netflix.

1970-е

Чёрная пантера почти сразу стал чрезвычайно популярным среди читателей комиксов, но герой обзавелся собственной серией лишь в начале 1970-х. Мода на «блэксплотейшн» и фанк вынуждала издателей придумывать новых, более «экзотических» персонажей. Во многом они олицетворяли стереотипы о жизни в гетто. Люк Кейдж, например, был чрезвычайно темпераментным, обладал ограниченным словарным запасом, называл всех встречных «братьями» и «сестрицами» («bruh» и «sistah»). В то же время происхождение этих персонажей – критика проблем, с которыми сталкивались реальные афроамериканцы.

Люк Кейдж получил свои сверхспособности в результате проведенных над ним тюремных экспериментов. Более обсуждаемая сторона этой сюжетной линии – как и многие темнокожие, Люк был заключен по фальшивым обвинениям в распространении наркотиков. Есть и менее очевидная отсылка – к трагически известному исследованию Таскиги. В рамках этой медицинской программы, длившейся с 1932 по 1972 год, пациентов из числа бедного афроамериканского населения заражали сифилисом, чтобы проследить развитие всех стадий заболевания. Опыты не остановили даже в конце 40-х, когда пенициллин стал стандартным методом лечения сифилиса. Больным не сообщали об этом и следили, что бы те не получали лечение в других больницах. Прекратить исследование удалось лишь 1972 году, после утечки данной информации в прессу. Как и подопытным в Таскиги, Люку не сообщают цель экспериментов, проведенных над ним. Его происхождение – идеализированная история того, как издевательства угнетателей не только не сломили, но и сделали афроамериканца сильнее.

Еще один темнокожий супергерой, который впервые появился в 1970-х – Джон Стюарт, архитектор и один из Зеленых Фонарей. Изначально в DC хотели назвать персонажа Линкольном Вашингтоном. Дело в том, что когда рабам позволили носить фамилии, многие из них решили назваться в честь первого президента, хотя его отношение к рабству было весьма неоднозначным (с одной стороны, он писал о том, что страдания темнокожих — жуткое зрелище, а с другой — признавал право американцев владеть рабами). Эта фамилия до сих пор является одной из самых распространенных среди темнокожего населения, но ассоциируется, прежде всего, с временами до эмансипации. Неудивительно, что художник «Зеленого Фонаря» Нил Адамс отказался так называть своего персонажа.

Если мужчины-афроамериканцы все же фигурировали в комиксах еще до 1960-х, темнокожих женских персонажей практически не было вплоть до начала движения за гражданские права. Ярким примером самодостаточных и могущественных героинь, которые появились в 1970-х, была Ороро Манро, более известная как Шторм. Шторм не только стала лидером Людей Икс, но и некоторое время правила Вакандой, выйдя замуж за Черную пантеру.

Люк Кейдж, Джон Стюарт и Ороро Манро

1980-е

1980-е во многом продолжали тренд, который начался в предыдущем десятилетии. Одним из важнейших новых персонажей был Киборг, также известный как Вик Стоун. Виктор — сын ученых, работавших над чрезвычайно опасными технологиями. Когда в их лабораторию врывается опасное существо из параллельного измерения, Вик оказывается его жертвой. Отцу удаётся его спасти лишь с помощью новой технологии по кибернетическому усовершенствованию тела Виктора. Несмотря на популярность героя, некоторые читатели критиковали его создателей за то, что они изобразили афроамериканца лишь наполовину человеком.

1990-е

Сценарист и художник Фрэнк Миллер вошёл в историю прежде всего как создатель «Города грехов» и «300». Впрочем, он также придумал одну из самых ярких комикс-героинь африканского происхождения. Марта Вашингтон — смелая молодая девушка, которая вынуждена любой ценой выживать в жестоком антиутопическом мире. Изначально Марта появилась в культурной мини-серии Give Me Liberty, а позже стала главной героиней серии успешных ван-шотов. В одном из них, например, Марта попадала в космос, а в другом и вовсе рассказывал о героической смерти персонажа. В 1994 году о девушке вышла еще одна мини-серия, Martha Washington Goes to War. Любопытная деталь: история о Марте на войне – весьма своеобразный оммаж классической антиутопии «Атлант расправил плечи».

2000-е и 2010-е

Сейчас, возможно, принято ругать современные кинокомиксы за «излишнюю толерантность», но, по правде, большинство супергеройских фильмов существенно отстают от прогрессивных первоисточников. Пока в Голливуде снимают первый фильм в киновселенной Marvel с темнокожим протагонистом, в комиксах место Тони Старка давно занято Рири Уильямс – юной американкой с невероятным интеллектом. Более того – тот самый Сокол (Сэм Уилсон) заменил Стива Роджерса на должности Капитана Америки, а новым Человеком-пауком стал афро-латиноамериканец Майлз Моралес. Стоит признать, что с анимационными фильмами дела обстоят лучше, чем с игровым супергеройским кино – уже в этом году выйдет полнометражный анимационный фильм о Человеке-пауке пуэрториканского происхождения. Между тем иногда персонажей, которые в комиксах задумывались белыми, на экране исполняют темнокожие актеры – подобное произошло, например, с Ником Фьюри в «Мстителях» или с Валькирией в «Тор: Рагнарек».

Рири Уильямс (Железный Человек), Сэм Уилсон (Капитан Америка) и Майлз Моралес (Человек-паук)

Что стоит за подобными переменами в комикс-индустрии? Нет, не захватившие всемирную власть либералы. Дело, скорее, в желании завоевывать новые рынки, заинтересовать новых читателей и рассказать истории, которые смогут зацепить максимально широкую аудиторию. Сейчас комиксы читают не только белые мужчины, так что сценаристы ориентируются не только на них. Судя по успеху «Черной пантеры», в будущем нас ждет больше кинокомиксов о людях разных этничностей. Наверняка это сделает мир супергеройского кино только лучше, ведь существует уйма интересных персонажей, чьи истории до недавнего времени незаслуженно оставались в тени.

Give me liberty (1990) — один из комиксов Фрэнка Миллера, заставивших читателей массово говорить об издательстве Dark Horse. Действие происходит в антиутопический Америке, где царит беззаконие.