Почему испортилась «Игра престолов»

Сезон «Игры престолов» закончился, можно выдохнуть и осмыслить все на трезвую голову. Оказывается, и это шок для всей редакции, «Игра престолов» – неидеальный сериал! Что же не так в жизни Вестороса на экране, разобрался Кирилл Пищиков. Как всегда предупреждаем – будут спойлеры, не смотрели – не читайте.

На этой неделе закончился последний на данный момент сезон главного тв-шоу десятых. Хотя финальные две серии были невероятно захватывающими и увлекательными, я прежде хочу написать о том, почему «Игра престолов» в пятом и шестом сезонах стала намного хуже.

Казалось бы, причина очевидна – после четвёртого сезона создатель «Песни Льда и Пламени» Джордж Мартин больше не принимает участия в создании сериала. Раньше писатель единолично работал над сценарием одной серии в каждом сезоне, но сейчас никак – «Ветра Зимы» (продолжение серии – прим. редакции) сами себя не напишут.

Но если честно, вряд ли роль Мартина в шоу была настолько велика, что после его ухода всё начало разваливаться. Дело скорее в том, что к финалу третьего сезона сценаристы и продюсеры Дэвид Бэньофф и Дэн Вайс дошли до одного из ключевых событий как сериальной, так и книжной вселенных. Красная свадьба стала шоком для всех, кто не читал книги, и эффект от этого шока был лавинообразный – рейтинги следующего сезона подскочили кардинально. И вместо того, чтобы дать отдохнуть зрителю, Беньофф и Вайс продолжили играть на шок-эффектах ради дальнейшего роста рейтингов, и какое-то время это работало.

Но там где Джордж Мартин в книгах делает паузу, даёт всем персонажам отдышаться и подумать над тем, что вообще произошло, продюсеры Игры престолов об этом не думают совершенно. Их тоже можно понять, всё-таки язык кинематографа – не язык литературы, и то, что дедушка Мартин написал, не вместить на экране при всём желании. И всё с «Игрой престолов» было бы хорошо – лишняя рефлексия порезана, и можно показывать историю одними лишь действиями.

 

По факту же в последних сезонах мы получаем шоу, в котором мотивации героев не только противоречат своим книжным аналогам, но и оказываются высосанными из пальца. Так, например, непонятно для чего Станнису Баратеону сжигать свою дочь, если он сам же в сериале ранее говорит о том, что она – самое ценное, что у него есть. И какой бы могущественной искусительницей ни была Мелисандра, невозможно поверить, что Станнис сделал бы это. Мало того – жертва оказывается бессмысленной, ведь король с Драконьего Камня вчистую проигрывает битву Болтонам. Но ведь Станнис считается одним из лучших военачальников Вестероса, как он мог так глупо слиться? Пускай даже его бросили почти все. Объяснение простое – Баратеона нужно было убрать из сюжета, чтобы открыть дорогу Джону Сноу и устроить в итоге эпичную Битву бастардов.

Или пример уже из шестого сезона – Дорн. В начале Песчаные Змейки во главе с любовницей Оберина Мартелла убивают законного правителя Дорана Мартелла и его сына Тристана. И тут на вопрос: «Зачем?», уже так просто не ответишь, как в случае со Станнисом. Разве Доран бы не согласился на предложение Вариса поддержать Дейнерис? Тогда для чего было убивать этого персонажа? Ради шок-эффекта, конечно. И сожжение Ширен собственным отцом – из той же оперы. Но пичкая каждую серию неуместными и немотивированными убийствами, хорошей драматургии не построить. Красная Свадьба оттого и ценна была, что нам давали привыкнуть к Роббу и Кейтлин на протяжении нескольких сезонов. Именно потому был такой сильный эмоциональный эффект от подобного события. Но когда убивают Дорана Мартелла, который едва засветился в пяти сериях, никакого сочувствия или переживания ты не чувствуешь.

Кроме всего прочего, первый сезон настраивал на то, что любой персонаж «Игры престолов» не находится в безопасности. Даже тот, кто считается главным протагонистом – достаточно вспомнить Неда Старка. Однако сейчас, когда история движется к финалу, все иначе. Джон Сноу, Дейнерис, Тирион, Джейме и Серсея, ну и Арья с Сансой – никто из них не умрет. Смиритесь, Красной свадьбы больше не будет. И чем дальше история продвигается, тем меньше ты переживаешь за судьбы героев. Плюс оказывается, смерть еще не означает конец пути (Джон Сноу и Бенджен Старк передают привет!) . Тут, конечно, есть вина создателей сериала, непонятно зачем афиширующих повышение зарплат главным звёздам. Серьезный такой спойлер.

«Однако сейчас, когда история движется к финалу, все иначе. Джон Сноу, Дейнерис, Тирион, Джейме и Серсея, ну и Арья с Сансой – никто из них не умрет. Смиритесь, Красной свадьбы больше не будет».

Хотя бог с ними, с этими шок-эффектами и контрактами звёзд. Любому телесериалу трудно к шестому сезону поддерживать дух первого сезона и адекватность. Так было с «Lost`ом», с «Героями», «Побегом» и ещё кучей других шоу. Ругать «Игру престолов» только за это было бы глупо. Проблема тут гораздо банальнее и проще, чем может показаться.

«Игра престолов» – прежде всего фэнтези, пусть и не такое эпичное, как тот же «Властелин Колец», но всё-таки фэнтези. Это значит, что помимо интересных персонажей, сюжета и драмы, тут должен быть большой, объёмный и проработанный мир. И вот с этим у творения Дэвида Бэньоффа и Дэна Вайса большие трудности.

В пятом и шестом сезонах (за исключением некоторых сцен и серий) из шоу чуть ли не полностью пропадает движение – нам больше не показывают перемещения героев, вместо этого идёт монтажная склейка. Петир Бейлиш из Долины Аррен перемещается на Север в Кротовий Городок неподалёку от Стены. Или Варис, который в финальной серии шестого сезона успевает сгонять в Дорн, а потом не иначе как телепортируется на корабль Дейнерис, чтобы пафосно стоять рядом перед её вторжением в Семь Королевств. Те же Грейджои, которые моментально доплывают от Железных Островов до Залива Работорговцев. И такие примеры в отношении пятого-шестого сезонов можно приводить ещё очень долго.

«В пятом и шестом сезонах (за исключением некоторых сцен и серий) из шоу чуть ли не полностью пропадает движение – нам больше не показывают перемещения героев, вместо этого идёт монтажная склейка».

Тем не менее, сначала элемент путешествия присутствовал постоянно – персонажи куда-то двигались, шли с какой-то целью. Их диалоги раскрывали либо героев, либо окружающий мир (а для фэнтези раскрывать окружающий мир очень важно), но с каждым сезоном перемещений героев в кадре становилось всё меньше и меньше. Сейчас же все происходит с помощью монтажной склейки. В крайнем случае нам все же покажут привал персонажей по пути, где они либо стоят и разговаривают, либо сидят и разговаривают.

Представьте себе «Хоббита» или «Властелина Колец», в которых все перемещения/злоключения героев в дороге беспощадно вырежут. Оставят только сцены во время привалов, где герои будут обсуждать отношения друг с другом. Не очень картинка получается, верно?

И с «Игрой престолов» именно это и произошло. В последних сезонах нам уже даже не показывают какие-то элементарные вещи, вроде того как персонажи садятся на корабль или же седлают лошадей. Можно попытаться оправдать создателей тем, что хронометраж не резиновый и такие вещи приходится вырезать, но если большая часть серий наполнена неуместными экспозициями, то подобное не работает ни разу.

По существу, «Игра престолов» превратилась в шоу, в котором герои встречаются друг с другом, плетут интриги, периодически убивают друг друга, но в основном просто болтают стоя или сидя в разных интересных и не очень локациях. И это довольно печально, хотя последние две серии и сокращение седьмого и восьмого сезонов дают надежду на то, что глупых и пустых экспозиций мы в финальных тринадцати сериях наблюдать не будем.

«По существу, «Игра престолов» превратилась в шоу, в котором герои встречаются друг с другом, плетут интриги, периодически убивают друг друга, но в основном просто болтают стоя или сидя в разных интересных и не очень локациях».

001

Автор:

Кирилл Пищиков

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: