Назад в Вестерос: обзор на первый сезон «Игры престолов»
14 апреля на канале HBO стартует финальный сезон «Игры престолов» – шоу, которое уже называют «последним сериалом, который смотрит весь мир». Чтобы подготовиться к эпичной развязке самого обсуждаемого телесобытия в мире, мы решили пересмотреть все предыдущие сезоны и вспомнить, что же происходило во время многолетней битвы за Железный Трон. Рассказываем, что нужно помнить перед началом финала.
В это сложно поверить, но когда-то «Игра престолов» не считалась настолько влиятельным шоу, как сейчас – отзывы на первый сезон были преимущественно положительными, но рецензентов смущал фэнтезийный сеттинг. Дело в том, что до этого HBO прославился как канал, показывающий «серьезные» сериалы о жизненных приключениях мрачных антигероев. «Прослушка», «Дэдвуд», бессмертный «Клан Сопрано» – это были «взрослые шоу», впечатляющие своей реалистичностью. Когда HBO решили вложиться в фэнтезийный сериал, рассказывающий о вымышленной средневековой земле, рыцарских турнирах и драконах, критики были настроены скептично. «Если вас не смущает эстетика «Драконов и подземелий», то этот сериал, возможно, и стоит глянуть», – писали о первом сезоне в New York Times. «Но большинство из нас предпочли бы, чтобы HBO прекратили заигрывать с дешевой фантастикой и вернулись к сериалам, для просмотра которых нам не приходится учить новые языки».
Королевская гавань
Сколько бы мы не шутили о том, что бедному Шону Бину постоянно приходится умирать, трагическая сюжетная линия Неда Старка вгоняет в тоску даже при повторном просмотре. Отец семейства Старков раз за разом выбирает путь, который и приводит его к кончине – соглашается на предложение короля Роберта (Марк Эдди), переезжает в Королевскую Гавань, доверяет скользкому лорду Бейлишу (Эйдан Гиллен) и ставит слишком много неудобных вопросов. Например – расследует подозрительную смерть своего предшественника и узнает правду о детях Серсеи (Лина Хиди) и Джейме (Николай Костер-Вальдау). Но самая большая ошибка прямолинейного Неда – то, что он вступил в открытую конфронтацию с королевой. Мотивация у Старка была хорошей – он искренне надеялся, что Серсея заберет своих детей и сбежит из столицы. Но если в «Игре престолов» есть мораль, то она звучит примерно так: не стоит недооценивать женщину, которая пытается защитить своих детей. Будь они ее настоящими отпрысками или детенышами дракона.
Должна признаться, в этом сезоне мне было уж слишком легко сочувствовать Серсее – сценаристы очень хорошо поработали над ее трогательным финальным диалогом с Робертом Баратеоном. Только представьте себе, как это жутко – выйти замуж за пьянчугу, который не просто изменяет со всеми подряд, но и годами напролет думает о покойной девушке. Конечно, это не оправдывает дальнейшие действия героини, но добавляет глубины персонажу.
Конечно, план Неда не срабатывает – сначала Роберта Баратеона смертельно ранит кабан, затем Старка предает Мизинец (нет, ну как можно доверять мужчине, влюбленном в твою жену?), а на трон садится Джоффри (Джек Глисон). Конфликт между двумя семьями превращается в настоящую войну – юный Робб Старк (Ричард Мэдден) собирает армии Севера и выступает против незаконного молодого короля. Возможно, Старки и Ланнистеры (Джоффри сложно назвать Баратеоном) смогли бы договориться – у каждой из сторон по несколько ценных заложников. Все портит молодой и противный Джоффри – коронированный психопат требует немедленной казни Неда Старка, нарушая все обещания, данные Сансе и Серсее. Арья (Мэйси Уильямс) сбегает из столицы и осознает свою главную цель в жизни – отомстить за смерть отца.
Север
Сколько бы мы не шутили о том, что бедному Шону Бину постоянно приходится умирать, трагическая сюжетная линия Неда Старка вгоняет в тоску даже при повторном просмотре. Отец семейства Старков раз за разом выбирает путь, который и приводит его к кончине – соглашается на предложение короля Роберта (Марк Эдди), переезжает в Королевскую Гавань, доверяет скользкому лорду Бейлишу (Эйдан Гиллен) и ставит слишком много неудобных вопросов. Например – расследует подозрительную смерть своего предшественника и узнает правду о детях Серсеи (Лина Хиди) и Джейме (Николай Костер-Вальдау). Но самая большая ошибка прямолинейного Неда – то, что он вступил в открытую конфронтацию с королевой. Мотивация у Старка была хорошей – он искренне надеялся, что Серсея заберет своих детей и сбежит из столицы. Но если в «Игре престолов» есть мораль, то она звучит примерно так: не стоит недооценивать женщину, которая пытается защитить своих детей. Будь они ее настоящими отпрысками или детенышами дракона.
Должна признаться, в этом сезоне мне было уж слишком легко сочувствовать Серсее – сценаристы очень хорошо поработали над ее трогательным финальным диалогом с Робертом Баратеоном. Только представьте себе, как это жутко – выйти замуж за пьянчугу, который не просто изменяет со всеми подряд, но и годами напролет думает о покойной девушке. Конечно, это не оправдывает дальнейшие действия героини, но добавляет глубины персонажу.
Конечно, план Неда не срабатывает – сначала Роберта Баратеона смертельно ранит кабан, затем Старка предает Мизинец (нет, ну как можно доверять мужчине, влюбленном в твою жену?), а на трон садится Джоффри (Джек Глисон). Конфликт между двумя семьями превращается в настоящую войну – юный Робб Старк (Ричард Мэдден) собирает армии Севера и выступает против незаконного молодого короля. Возможно, Старки и Ланнистеры (Джоффри сложно назвать Баратеоном) смогли бы договориться – у каждой из сторон по несколько ценных заложников. Все портит молодой и противный Джоффри – коронированный психопат требует немедленной казни Неда Старка, нарушая все обещания, данные Сансе и Серсее. Арья (Мэйси Уильямс) сбегает из столицы и осознает свою главную цель в жизни – отомстить за смерть отца.
Восток
Как бы сложно не было Джону скучать на Стене, а Сансе – дрожать от страха в Королевской Гавани, кое-кому пришлось еще хуже. Дейенерис (Эмилия Кларксон) была буквально продана собственным братом Визерисом, ее изнасиловали в свадебную ночь, а затем ведьма убила ее мужа и еще нерожденного малыша (в этом виновата сама Дэнни, но все же). Но, как говорится, все что нас не убивает, делает нас сильнее. В случае с Дейенерис, свирепее – девушка восстала из пепла с твердым решением отомстить всем обидчикам и завоевать все Семь Королевств. И с крохотными, но многообещающими драконами.
Какой бы раздражающей не была героиня Кларксон в последних сериях первого сезона (верить ведьме, чью деревню ты только что сожгла, серьезно?), сцена ее торжественного возрождения – одна из самых духоподьемных во всем сериале.
Отсылки и намеки
Кто бы мог подумать, что сериал не просто станет хитом, а затянется на восемь сезонов, старт каждого будет настоящим праздником для телезрителей по всему миру? Судя по всему, именно на это и рассчитывали шоураннеры проекта. Пересматривая первый сезон, то и дело замечаешь, насколько хорошо продумана общая сюжетная канва. Даже дебютная серия напичкана пасхальными яйцами и намеками на дальнейшие события.
— Первый эпизод особенно полон ценной информации: мы знакомимся с Белыми Ходоками, узнаем жуткую тайну Серсеи и Джейме и впервые слышим фразу «зима близко». Еще одна важная отсылка скрывается в первой половине серии – нам рассказывают о трагической судьбе Лианны Старк. Важность этой истории остается неочевидной вплоть до шестого сезона (если вы не увлекаетесь фанатскими теориями, конечно), когда мы узнаем, что девушка была матерью Джона Сноу.
— Монолог Мизинца в борделе часто считается примером того, как HBO любят впихивать голые тела и провокативные сцены даже в те моменты, где можно было бы без них обойтись. На самом деле, к нему стоит прислушиваться повнимательнее – лорд Бейлиш буквально прямым текстом признается в том, что ему не стоит доверять, и рассказывает о своих зловещих амбициях. Жаль, что этого не слышали Старки.
— Прощаясь с Джоном, Нед говорит интригующую вещь – «Когда мы увидимся в следующий раз, мы обязательно поговорим о твоей матери». Конечно, Джон больше никогда не увидел своего приемного отца, но сцена лишний раз намекнула на то, какую роль сыграет происхождение героя Харрингтона.