Берлинале 2018 : торжество дебютантов, недоумение критиков и Золотой медведь

Искреннее недоумение — главная эмоция этого Берлинского кинофестиваля, особенно если говорить о наградах. «Золотого медведя» получил дебют румынской режиссерки Адины Пинтилие «Не прикасайся ко мне», у которого был самый низкий рейтинг среди критиков, а фаворит смотра «Утойя 22 июля» остался ни с чем. Почему так сложилось, кто и за что получил награды, рассказывает наш специальный корреспондент Ольга Сидорушкина.

Берлинале в этом году оказался непростым: программа была сформирована так, что со второй половины фестиваля сил на эмпатию почти не оставалось, а фильмы показывали все сплошь тяжелые: то о хаосе и Хайдеггере, то о беженцах и геноциде. Одна из таких сложных, но запоминающихся работ фестиваля (после первого же показа слава о ней разнеслась по всему Берлину и, чтобы попасть на сеансы, нужно было заранее занимать очередь даже при наличии билета) — китайский фильм «Слон сидит спокойно». Четырехчасовой неспешный рассказ о безнадежности существования простых людей в современном Китае, чьи малейшие попытки вырваться из окружающей серости и злобы, тянут за собой ужасные последствия. Но еще более печальная история у автора этого фильма — 29-летний дебютант Ху Бо, который написал два романа (очень популярны в Китае) и снял фильм, еще до премьеры покончил собой. Забирать награду — специальное упоминание жюри и приз ФИПРЕССИ в секции Форум, приехала мать режиссера.

Сразу два приза ушло в Парагвай, у которого в Берлине случился настоящий прорыв национальной кинематографии. «Наследницы» дебют режиссера Марсело Мартинези — первый парагвайский фильм в истории конкурса получил премию Альфреда Бауэра за открытие новых горизонтов в кино и Серебряного медведя за лучшую женскую роль (Ана Брюн). Напомню, это драма о двух пожилых лесбиянках, одна из которых ненадолго садится за долги в тюрьму, а вторая внезапно ощущает от этого облегчение и понимает, как долго ей не хватало свободы. История тонкая, рассказанная без неуместной сентиментальности или спекуляции на теме гомосексуальности (по сути, то же самое могло быть и в гетеросексуальной паре), но вот открывает ли она новые горизонты? Скорее поддерживает важный диалог о женщинах и их самоопределении, что крайне актуально сегодня. В подтверждение этому можно привести и слова Аны Брюн, которая посвятила свою награду женщинам Парагвая.

Лучшим актером назвали юного розовощекого француза, Антони Бажона, который сыграл в необязательной ленте «Молитва» (режиссер Седрик Кана) роль наркомана, ставшего на путь истинный. Таким образом, жюри проигнорировало самого интересного молодого актера Германии, Франца Роговски (вы могли его видеть у Ханеке в «Хеппи-энде»), который исполнил главные роли сразу в двух конкурсных фильмах: «Транзите» Кристиана Петцольда и трогательной истории «Между рядами» Томаса Штубера об одиночестве и привязанностях работников большого супермаркета.

Награду за художественный вклад получила художник-постановщик и костюмер фильма Елена Окопная за фильм «Довлатов» Алексея Германа младшего. Елена скрупулезно восстанавливала почти исчезнувшую эпоху 70-х (для фильма даже специально печатались обои!), так что приз более чем заслуженный, хотя наверняка его авторы ожидали большего. «Довлатов» был у критиков в тройке лидеров.

Приз за лучший сценарий непредсказуемо достался любопытной мексиканской трагикомедии Алонсо Руиспаласиоса «Музей» о крушении юношеских иллюзий. Это история о двух друзьях, которые не могут найти свое место в жизни и то ли из чувства протеста, то ли из желания ввязаться авантюру и заработать деньги, решают ограбить музей и вынести оттуда бесценные артефакты Майя. Путешествуя с украденным по современной Мексике, среди древних пирамид, грязных баров и роскошных отелей Акапулько, герой Гаэля Гарсиа Берналя проделывает путь от восторга и эйфории до разочарования и жертвенности. Правда, путь этот не всегда логичный от чего возникает ощущение, что фильм разваливается на несколько частей.

Приятным сюрпризом стал приз за лучшую режиссуру Уэса Андерсона «Собачий остров», о котором мы писали ранее. Сам Уэс не смог приехать на церемонию, но его медведя забрал Билл Мюррей, который стал главной звездой вечера, так как он единственный, кто на этом слишком серьезном фестивале мог позволить себе иронизировать и держаться легко. Спасибо, Билл!

  • Алонсо Руиспаласиос и Мануель Алькала, награда за лучший сценарий («Музей»)
  • Билл Мюррей, награда Уэсу Андерсону за лучшую режиссуру («Собачий остров»)
  • Адина Пинтилие, Золотой медведь («Не прикасайся ко мне»)
  • Малгожата Шумовска, Гран-при жюри («Рыло»)
  • Ана Брюн и Марсело Мартинези, премия Альфреда Бауэра за открытие новых горизонтов в кино и Серебряный медведь за лучшую женскую роль («Наследницы»)

Еще одна награда, за которую мы искренне рады — Гран-при жюри (по сути, второй по значимости приз фестиваля) за «Рыло» Малгожаты Шумовской. Вокруг этого с виду простого фильма не возникло никаких споров, сплошное единодушие жюри, критиков и зрителей. Шумовска сняла черную комедию о провинции в родной Польше, описывая ее так точно, едко и с любовью, что в героях, чье сознание застряло где-то между средневековьем и телевикториной, можно узнать и украинские реалии. Это история о «первом парне на деревне» Яцеке, который любит тяжелый рок, живет в большой семье, встречается с местной красоткой и работает на строительстве самой большой статуи Иисуса Христа в мире, которая даже больше чем в Рио-де-Жанейро.

На стройке с ним происходит несчастный случай, в результате которого Яцек изуродован и ему делают сложную операцию по пересадке лица. Теперь местные дети дразнят его Рыло. Новый облик Яцека заставил жителей маленькой деревни тоже перемениться: его бросает девушка, мать вызывает экзорциста, а сестра пытается опекать. Шумовска прошлась по всем проблемам современной Польши от религии, правых настроений и телевидения до неудержимого желания гордиться родиной во что бы то ни стало. Эти проблемы оказались универсальными не только для стран Восточной Европы. На пресс-конференции бразильский журналист начал свой вопрос со слов: «Я из Рио-де-Жанейро, где находится теперь уже вторая по величине в мире статуя Иисуса, и я вас очень хорошо понимаю». Будем надеяться, что фильм покажут на Одесском кинофестивале, в нашей стране его будет полезно посмотреть хотя бы в терапевтических целях.

Ну и наконец о главном — победителем Берлинале 2018 стал самый неоднозначный фильм смотра. Одни его воспевали как поэзию новой, только зарождающейся телесности, другие — ругали, уходя с сеансов в отвращении. «Не прикасайся ко мне» румынки Адины Пинтилие — экспериментальная картина на грани кино, документалистики и искусства. Режиссерка не рассказывает какие именно сцены в фильме были постановочные, а какие — нет, об этом мы можем только догадываться.

Сюжет построен вокруг нескольких героев, исследующих свою телесность, и открыто говорящих о своей интимной жизни. Центральная линия принадлежит актрисе Лоре Бенсон, она играет женщину, которая неспособна к телесным контактам, боится раздеться и уж тем более заняться с кем-либо сексом. Лора начинает исследование своего тела, время от времени беседуя об этом с режиссером. Она общается с немолодым транссексуалом, ходит на встречи к специалисту по сексуальным практикам, наблюдает за замкнутым альбиносом из Норвегии и инвалидом, который несмотря на диагноз спинальная мышечная атрофия, живет активной сексуальной жизнью и не стесняется говорить об этом. Монологи всех этих людей, как реальные так и вымышленные, меняют восприятие себя Лорой и заставляют зрителя обращаться к личному опыту, погружаясь в свои комплексы, табу и страхи.

Сама Пинтилие назвала свой фильм призывом к диалогу и сказала, что полностью готова к неоднозначным реакциям аудитории: «Наш фильм — зеркало, которое мы даем человеку, где он может увидеть свои возможности». По предварительной информации посмотреть в это зеркало сможет и украинский зритель, так как фильм планируется к показу в Украине. Увидим ли мы остальных спорных и заслуженных лауреатов Берлинале 2018, пока не известно.

Текст: Ольга Сидорушкина
Фото: Евгений Карев

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: