Берлинале 2018: Непотопляемый Уэс, одержимый Паттинсон и роковая Юппер

Автор Vertigo

Холодно, хочется кофе, вокруг люди с одинаковыми сумками, на которых изображен медведь, бегут среди современных кварталов Рotsdamer Рlatz. Так начинается типичное утро журналиста на 68-м Берлинском кинофестивале. Наверняка так же оно начиналось и на первом. Должны же быть вечные ценности. Как, например, фирменный стиль Уэса Андерсона, немеркнущая красота Изабель Юппер, любовь девушек к Роберту Паттинсону, типичные фестивальные фильмы Берлинале и злободневная повестка — в этом году борьба с харрасментом. Где-то посреди всего этого находится наш корреспондент Ольга Сидорушкина, которая смотрит кино под небом Берлина специально для Vertigo.

Уэса Андерсона в Берлине любят. Он уже во второй раз открывает фестиваль — в 2014-м здесь прошла премьера «Отеля “Гранд Будапешт”», который получил Гран-при жюри, а еще тут показывали в конкурсе «Семейку Тененбаум» (2001) и «Водную жизнь» (2004). В этот раз фестиваль впервые за многолетнюю историю открылся анимацией и логично, что это новая работа Уэса Андерсона «Собачий остров» (Isle of Dogs).

Япония, недалекое будущее, мэр Кобаяси — коррупционер, котофил и собаконенавистник приказал вывести всех собак на безлюдный остров-свалку, где бывшие домашние любимцы должны доживать век, поедая отходы. Все жители префектуры одурманены пропагандой и только храбрый мальчик Атари отправился на поиски своего друга Спотса. Признаться честно, на фильм с таким синопсисом идешь с опасением «А не слишком ли это мило?». Согласитесь, противостояние дети и собаки vs взрослые и коты очень похоже на запрещенный прием. Но Андерсон сумел соблюсти баланс сладкого, всего оказалось в меру: и его любимой темы поиска семьи, и друзей, и меланхоличной музыки, и симметрии, и шуток, и Билла Мюррея. Добавьте к этому японский стиль, отсылки к Куросаве и Миядзаки, актуальную и уместную линию политики, и у вас готова увлекательная и смешная анимация, на которую можно будет пойти в украинских кинотеатрах в июне. Мечтаем и надеемся на сеансы «Собачьего острова» в оригинале, так как голоса Тильды Суинтон, Брайана Крэнстона, Скарлетт Йохансон, Эдварда Нортона, Джеффа Голдблюма и многих других выдающихся актеров добавляют фильму еще пару очков.

Фильм Андерсона включен в основной конкурс фестиваля, но непонятно, как он должен конкурировать с остальными фильмами. «Собачий остров» совершенно не похож на другие ленты из этой секции. Основная программа Берлинале, традиционно, состоит по большей части из типичного фестивального кино на актуальную тему, фильмов немецких режиссеров и проходных работ, неясно как тут оказавшихся. В общем, как говорят журналисты, «смотреть нечего». Но они так говорят каждый год (работа такая), так что и удивляться не стоит. Хотя действительно, в этом году больших режиссерских имен и заведомо хитовых фильмов почти нет. Тем интереснее узнать, кто победит.

  • Уэс Андерсон и актерский состав «Собачьего острова»
  • Уэс Андерсон
  • Слева: Тильда Суинтон, Уэс Андерсон и Грета Гервиг. Справа: Билл Мюррей
  • Изабель Юппер
  • Гаспар Ульель
  • Вотан Вильке Мёринг, Ирис Бербен, Хелен Миррен, Эль Фаннинг и Хайке Макач

В конкурсе Берлинале уже показали тягучий, но красивый фильм «Наследницы» (Las herederas) из Парагвая о двух пожилых разорившихся лесбиянках, одна из которых попала в тюрьму, а вторая внезапно начала подрабатывать личным водителем. Кино о созависимости, абьюзивных отношениях и желании вырваться на свободу. Красиво, но немного скучно.

Был несовершенный гибрид черной комедии и вестерна «Девица» (Damsel) от режиссеров братьев Зеллнер — история об одержимом любовью Сэмюэле (Роберт Паттинсон), который собрался найти «украденную» даму сердца (Миа Васиковска), подарить ей кольцо, карликовую лошадь, спеть серенаду и обручиться, но не взял в расчет один важный фактор — желания самой девушки. Под «Девицей» так и хочется поставить хештег Metoo. Кстати, буквально каждую заметную звезду спрашивают об отношении к движению против харрасмента, и все, безусловно, сдержанно выражают свою поддержку. А Изабель Юппер сказала, что стала актрисой, чтобы играть нетипичные роли и подавать женских персонажей в другом ракурсе. По иронии судьбы она приехала на премьеру французской картины «Ева» (Eva) режиссера Бенуа Жако, где играет роковую женщину, расчетливую проститутку, которая сводит с ума амбициозного драматурга (Гаспар Ульель). К сожалению, несмотря на многообещающий закрученный сюжет, фильм получился невнятным, а Изабель Юппер выглядит в нем отфотошопленной. Сейчас у «Евы» самые низкие оценки в рейтинге кинокритиков, который составляет Screen International. Тем не менее эта одноименная экранизация романа Джеймса Хедли Чейза скоро выйдет в украинский прокат, так что можно будет оценить кино самостоятельно.

О другой острой теме говорит новый фильм «Транзит» (Transit) немецкого режиссера Кристиана Петцольда, который в Германии сейчас очень популярен (на всех показах аншлаги!). Это запутанная экранизация романа Анны Зегерс о беженцах времен Второй мировой войны, снятая в атмосфере современной Франции, что поначалу сбивает с толку. Этот контрастный прием заставляет проводить параллели между сегодняшней повесткой и временами второй мировой, но в остальном выглядит искусственно. Правда, стоит отметить исполнителя главной роли актера Франца Роговски, (его все называют немецким Хоакином Фениксом и не зря, они действительно очень похожи), у которого есть шансы получить Серебряного медведя за лучшую мужскую роль.

Пока других явных претендентов на победу нет, но впереди нас ждет филиппинец Лав Диас, Гас ван Сент с драмой о карикатуристе колясочнике с Хоакином Фениксом в главной роли, а еще норвежский фильм о теракте Андерса Брейвика, документальная лента о беженцах и, конечно же, украинское кино от Марыси Никитюк.

Текст: Ольга Сидорушкина
Фото: Евгений Карев

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: