Ant-Man Ника Спенсера: большой переполох маленького героя
Существует стереотип, будто все стоящие внимания комиксы – непременно мрачные, провокативные истории об аморальных антигероях и сложных этических дилеммах. Действительно – классика жанра зачастую рассказывает об антиутопических мирах вроде Бэйсин-Сити, Города из «Трансметрополитена», альтернативного Нью-Йорка из «Хранителей» или Лондона Алана Мура в «V — значит вендетта». Протагонистами же чаще всего становятся циничные подонки вроде Фрэнка Касла или Джона Константина. Добрые комиксы, получившие признание, можно пересчитать по пальцам: тут «Соколиный Глаз» Мэтта Фрэкшна, «Скотт Пилигрим» Брайана О’Мэлли и «Утка Говард» Чипа Здарски.
«Человек-муравей» (2015) замечательно вписывается в эту традицию. Во многом творение Ника Спенсера напоминает «Соколиный Глаз» – тут тоже красочно описываются будни одного из самых недооцененных Мстителей, а приключения часто обретают абсурдный оттенок. Но главное сходство в том, что и Скотт Лэнг, и Клинт Бартон – персонажи поближе к простым людям нежели благородным супергероям, они искренне пытаются стать лучше. Скотту это удается с трудом, ведь пороков у него хватает с лихвой. Муж из него получился не очень, так что теперь Лэнг разведен. Он занимался преступной деятельностью, еще и настолько неудачно, что попал за решетку. К счастью для персонажа, сценарист дает ему моральный компас – дочь, которая верит в папу и всячески помогает ему сойти со скользкого пути. Комикс, конечно, напичкан приключениями и юмором, но главная сюжетная линия – трогательные и очень реалистичные отношения Скотта и маленькой Кэсси.
При всей своей эмоциональности, «Человек-муравей» никогда не превращается в слезливую мелодраму, а точно балансирует на грани напряженного, динамичного комикса-ограбления и легкой комедии. Тут почти нет пафосных баталий за мир во всем мире, ведь Скотт слишком занят заботой о дочери и попытками найти легальную работу (с переменным успехом). Самое необычное – то, что в комиксе поначалу даже нет настоящего суперзлодея, а Лэнг вынужден сражаться с собственными страхами и неуверенностью. Когда же у Скотта появляются более осязаемые враги, сценарист и художник выдают захватывающие боевые сцены, в которых герой находит новые способы использования своих необычных умений.
А теперь хорошая новость для новичков! Комикс точно понравится читателям, которые не знают слишком много о второстепенных персонажах мира Marvel – сценарист Ник Спенсер не перегружает историю отсылками к старым сюжетным линиям и малоизвестным героям. Вместо этого он наполняет диалоги референсам к современной поп-культуре и удачными каламбурами.
С любым другим художником тексты Спенсера рисковали бы выглядеть слишком громоздко (сценарист любит длинные монологи в стиле фильмов мамблкор), но Рамон Росанас настолько удачно работает с композицией, что места хватает и для визуальной составляющей, и для текста. Еще одна причина похвалить художника – то, как он экспериментирует с размерами главного героя: иногда Скотт занимает чуть ли не всю страницу, а иногда его сложнее отыскать, чем знаменитого Волли. Все это добавляет комиксу дополнительную легкость и динамику.
Комиксы о малоизвестных супергероях редко становятся хорошим материалом для знакомства со вселенными Marvel или DC, но «Человек-муравей» – отличное исключение из правил. Для того, чтобы оценить историю Скотта Лэнга, необязательно знать биографию персонажа, достаточно просто любить веселое, духоподьемное чтиво с искрометными диалогами и трогательной моралью. А такое сложно не любить.