Cage! Дженнди Тартаковски: когда стиль всему голова
Мы тут любим рассказывать о серьезных комиксах, милых комиксах, классических комиксах и других комиксах, которые не вписываются в каноническую песню о «развлечении для детей». Но не в этот раз. Сейчас поговорим об истории, где центральным элементом, от первой до последней страницы, является стиль. Речь о лимитированной серии Cage! аниматора Дженнди Тартаковски, который выступил в ней как сценаристом, так и художником.
Союз героя и автора не случаен. Люк Кейдж, как и его вечный компаньон Железный Кулак, был создан под влиянием кинокультуры 70-х, когда в моде были сначала фильмы о стереотипных крутых черных парнях (блэксплотейшн), а потом и азиатские экшны о боевых искусствах. В результате персонажи получились довольно поверхностными и второстепенными, долгое время выезжая исключительно на актуальности, после чего глубоко засели на скамейке запасных. Отсутствие серьезных драматических триггеров в судьбе героев Marvel попыталась заменить авторским стилем — художникам и сценаристам позволялось делать с Кейджем что угодно, превращая его то в угрюмого гангстера из Гарлема, то в добродушного семьянина (сюжетная линия с Джессикой Джонс помогла Люку вернуться в высшую лигу). Приглашение Дженнди попало в самую точку.
Геннадий Тартаковски — довольно известный в кругах любителей анимации художник и режиссер. Эмигрировав из СРСР в раннем возрасте (не самостоятельно, с родителями) и сменив имя на Дженнди, он постепенно прокладывал себе путь в индустрии. Успех ему принесла работа с каналом Cartoon Network. Там он создал легендарных «Самурая Джека» и «Лаборатории Декстера», а также оказался в режиссерском кресле «Суперкрошек». Дальше был переход под крыло Lucasfilm и сериал «Звездные войны: Войны клонов», полнометражная анимация (трилогия «Монстров на каникулах») и триумфальное возвращение на Adult Swim с финальным сезоном «Самурая Джека», который оценили как критики, так и фанаты. В это же время Marvel предложили ему поработать над лимитированной серией о Кейдже.
Cage!, который получился в итоге, никак не вписывается в каноны современных комиксов. История о том, как Люк Кейдж ищет пропавших супергероев, очень простая и поверхностная. Персона антагониста, как краеугольный камень любого произведения, гротескная и комичная. Яркий и характерный угловатый рисунок всячески пытается затмить остальные элементы, перетягивая на себя одеяло. Для человека, не знакомого с комиксами, работа может показаться банальной, глупой и чересчур цветастой. И он будет прав, так как прелести творения Тартаковски лежат глубже.
Во-первых, сценарий, несмотря на линейность, напичкан множеством отсылок разной степени сложности. Дженнди, поклонник Marvel, жонглирует как известными, так и малознакомыми персонажами, выдавая множество гэгов и аллюзий, ориентированных и на хардкорных любителей издательства, и на читателей, видевших разве что фильмы MCU и «Людей Икс». Само путешествие героя построено по классическим канонам Cartoon Network начала 2000-х — максимум неожиданных сюжетных поворотов и сюрреалистичных ситуаций.
Во-вторых, рисунок. Те, кто в детстве (или юношестве) смотрел работы Тартаковски, сразу же узнают характерный стиль аниматора. Не имея возможности использовать динамику движения, он выжимает максимум из давно забытого комиксного искусства — ономатопеи или передачи звуков словами. «БЭНГ», «КРЭШ», «СКРЭТЧ» и остальные штампы в связке с изображениями дают невероятный эффект погружения, который обычно не ощущается в графических историях. Удивляет умение художника работать с размещением панелей на странице — не имея никакого опыта, Дженнди создает очень динамичный темп, который нагнетается малым количеством слов и огромным количеством действий.
В-третьих, атмосфера. Учитывая отсутствие опыта работы с комиксами, аниматор игнорирует современные тренды индустрии, делая из Cage! ретро-круиз, который демонстрирует все лучшие качества графического формата, не превращаясь в суровую драму с длинными монологами и глубокой моралью. Лимитированная серия напоминает, что в комиксах существует не только сценарист, но и художник, который иногда может играть первую скрипку.
Приключения Люка Кейджа от Тартаковски — это смешной, прекрасно нарисованный, стильный и лёгкий трип, который ни в коем случае нельзя воспринимать серьезно. Иначе сломаете весь кайф.