Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

«Секретные материалы»: Эпизод девятый

«Ничто не вечно»

Помните Уильяма, бунтаря-подростка и сына наших любимых федеральных агентов? А о нависающей над всем человечеством опасности? Мы об этом, конечно, помним, а вот Крис Картер, кажется, давно забыл о главной сюжетной линии сезона. Впрочем, как и сами Малдер и Скалли – вместо того, чтобы предотвратить апокалипсис (или хотя бы спасти давнего дружка Лэнгли), парочка спокойно выслеживает главу вампирской секты и философствует о Боге. Нам остается лишь кривиться от чрезвычайно кровавой предпоследней серии и предвкушать финал, в котором все сюжетные линии спонтанно сойдутся в одну, а герои наконец-то вспомнят о позабытых проблемах.

Джулиет, истребительница вампиров

Если первые минуты эпизода покажутся вам стилизацией под знаменитый сериал с Сарой-Мишель Геллар, не удивляйтесь – сценаристы, видимо, умышленно решили вспомнить девяностые. А заодно – шокировать зрителя красочными кадрами человеческих органов и крови. В центре событий оказываются двое медиков, проводящих незаконную операцию по изъятию внутренностей. Откуда мы знаем, что процедура вряд-ли санкционирована? Один из хирургов облизывает окровавленную поджелудочную. К несчастью для мужчин, на них тут же нападает загадочная девушка в черном, которая скрывается с контейнером для транспортировки органов.

Сердце и поджелудочная, как оказывается, предназначались не для пересадки, а в качестве пищи для секты вампиров. В первую очередь – для его взбалмошной предводительницы, восьмидесятилетней телезвезды Барбары Бьюмон (Фиона Врум). Несмотря на свой возраст, Барбара выглядит примерно так же, как и в пятидесятых – все благодаря строгой диете из перетертых в блендере человеческих органов. Странному способу омоложения ее обучил доктор Лювентис, единственный человек, способный усмирить избалованную и капризную женщину.

Сам же Лювентис не только поедает органы вместе со своей подопечной, но и пошел на шаг дальше – он буквально пришивает к себе юных девушек, вытягивая из них всю кровь. Благо, в ковене хватает доверчивых молодых людей, готовых пожертвовать жизнью ради высшей цели – им обещают не только вечную жизнь в ином мире, но и вечную красоту. К слову, одна из них – пропавшая сестра уже знакомой нам Джулии, и поэтому девушка и пытается отомстить вампирам.

Чувствуется, что шоураннеры пытаются оригинально использовать религиозные мотивы и раскритиковать слишком самовлюбленное современное поколение, но получается скорее странная смесь «Интервью с вампиром» и «Бульвара “Сансет». Как не старайся, а строгий католический символизм и высмеивание индустрии красоты вместе выглядят где-то так же органично, как и два тела, пришитых друг к другу.

Удивительное дело очков Малдера

Главное достоинство эпизода – то, что он исследует важную, но немного подзабытую сюжетную составляющую – веру Скалли. Разговоры Даны и Фокса в церкви – одни из самых трогательных во всем сезоне: агенты успевают обсудить общее будущее, вспомнить былую славу и поразмышлять о природе религии. А главное – мы узнаем покрытую мраком тайну Скалли: когда в детстве ее заставляли молиться за здоровье брата, Дана просила Бога о щенке. И, конечно, получила его.

Очки Фокса тоже явно должны были умилить зрителя и показать, что протагонисты с достоинством воспринимают собственную старость. Уловка не совсем удалась и напрашивается вопрос: как зрение Малдера так упало буквально за одну серию? Впрочем, это не единственная странность, связанная с его глазами: сценаристы утверждают, что всему виной возраст героя, но ведь Фокс был в очках еще во время первого знакомства с Даной! Все же, то, что агент наконец-то (прошло уже две серии) заметил новую стрижку напарницы – милая иллюстрация того, насколько расслабленными стали отношения между героями.

Расправа над бессмертными

Так как шоураннеры фокусируют наше внимание на ежедневной жизни культа, мы почти не узнаем ничего ни о готовящейся к мести Джулиет, ни о расследовании федеральных агентов. Если к интуиции, как к главному инструменту ФБР, мы уже привыкли, то вопрос о Джулиет стоит особо остро. Откуда эта девушка знает о том, что сестра находится именно в этой секте? Почему об этом (судя по их разговору) догадывается и священник, но не сообщает полиции о том, что в Бронксе орудуют похитители органов? Когда Джулия научилась истреблять вампиров и прыгать по крышам?

К сожалению, отсутствие ответов на эти вопросы совсем не означает, что мы хорошо осведомлены о мотивации самых вампиров. Вместо предыстории злодейки Барбары аудитории показывают музыкальный номер, а вместо историй о том, как в банду попала, например, сестра Джулиет – очередную отвратительную операцию. Шоураннеры ожидают, что мы поверим на слово в то, что подростки готовы на все ради красоты, даже если получат ее только после смерти. Идея не нова, но сейчас ее сложно воспринимать всерьез. И не только, потому что мы живем в эпоху бодипозитива и постепенного принятия разной внешности (и, на крайний случай, вполне доступных пластических операций). Существование каннибалов изображается настолько блеклым и безрадостным, что смысл их страданий остается непонятным. Зачем рисковать всем, отказываться от семьи и дружбы, если вечная жизнь ограничивается сонными просмотром телевизора в полумраке? Кроме того, из Барбары получается не слишком харизматичный лидер культа: она не скрывает, что ее молодость важнее всего остального, не поддерживает других вампиров даже добрым словом и не ставит перед последователями никаких высоких целей.

Прошлый эпизод мог расстроить немного очевидным символизмом, но радовал напряженной атмосферой. На этой же неделе серия удалась не только смехотворно напыщенной (кресты, сердца, мрачные разговоры о вечной жизни), но и чудовищно скучной. Даже схватка с вампирами выглядит затянуто – загнанный в угол доктор Лювентис успевает прочитать целую лекцию о своей теории. Самая печальная роль у Скалли – вместо того, чтобы драться с кровопийцами, наша героиня сваливается в мусоропровод, откуда ее на руках выносит доблестный напарник.

Вердикт: Девятая серия олицетворяет все, за что можно ругать сериал в худшие его моменты: надуманные сюжетные повороты, попытки оригинально использовать заезженный символизм и антагонисты с непонятной мотивацией. После таких эпизодов даже начинаешь радоваться, что до конца сезона осталось всего ничего.