Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

«Секретные материалы»: Эпизод десятый

«Моя борьба IV»

«Секретные материалы» закончились. Никогда не думали, что напишем это, но давайте в этот раз без продолжений, ребутов и возрождений. Несмотря на пару-тройку удачных серий одиннадцатого сезона, Крис Картер сумел расстроить самых преданных поклонников сериала и наглядно продемонстрировал, почему возвращения Малдера и Скалли было большой ошибкой. В то время как серии «монстр недели» напоминали нам о днях былой славы шоу, мифологические эпизоды стали олицетворением всех проблем его поздних сезонов. Но все же, повременим с итогами и поговорим непосредственно о десятой серии.

Время вспомнить о Уильяме

Припоминаете некоего Уильяма, сына Скалли и, как оказалось, Курильщика? Протагонисты внезапно решили, что их все же волнует грядущий апокалипсис и начали разыскивать юношу. В поисках им помогает Моника Риз, которая до недавнего была верной помощницей главного антагониста сериала, но спонтанно переметнулась на сторону агентов. Впрочем, информация, которую героям дает Моника, ошибочна, а мы так до конца и не понимаем замысел сценаристов. Пыталась ли загадочная женщина обмануть Малдера и Скалли? Или же она искренне хотела им помочь, но сама точно не знала местонахождение всемогущественного парня? По славной традиции «Секретных материалов», ответы на большинство вопросов зритель так и не получает.

Сам же Уильям не стал более приятным молодым человеком со времен своего предыдущего появления в сериале – он все так же считает свой смертельно опасный эксперимент безобидной выходкой и готов манипулировать и убивать всех вокруг. Тем не менее парень почему-то является ключом к будущему всего человечества и боится охотящегося на него Курильщика. В отличие от, допустим, Одиннадцатой из «Очень странных дел», Уильям с легкостью и без вреда для собственного здоровья буквально взрывает головы силовикам. В последний раз мы видели такие сверхъестественные способности разве что у Бога в «Догме» Кевина Смита. Учитывая, что текст после титров в этом эпизоде гласит Salvator Mundi («спаситель мира»), есть повод задуматься.

Скалли отдыхает

Под конец серии становится ясно, почему Дана сидит дома, пока ее напарник разыскивает Уильяма (спойлер: Скалли беременна). И все же, обидно, что в финальной серии главная героиня почти что бездействовала, пока все важные дела решал Малдер. Тем более что в предыдущих сезонах протагонистка в деликатном положении умудрялась спасать партнера и вытворять гораздо более опасные вещи, чем искать по Америке пропавшего сына.

К слову, скрывается Уильям не слишком умело – он вытаскивает целую пачку выигрышных лотерейных билетов и привлекает внимание людей Курильщика. К счастью, Малдер тоже узнает о невероятном везении и идёт по следу беглеца.

Cам план злодея непонятен – как он собирается поймать всесильного юношу, убивающего взглядом и превращающегося в монстров ради развлечения?Сценаристы тем временем демонстрируют чудеса последовательности – сначала они заставляют Уильяма покинуть родной городок, чтобы Курильщик не добрался до его друзей и близких, а потом решают, что герой соскучилась по дому и захотел вернуться. Более того – беглец сразу же идет к своим двум пассиям (тем самым, которых чуть не убил ранее в сезоне), будто ему совершенно наплевать на их безопасность. Не зря мы подозревали, что от парня не стоит ждать ничего хорошего.

Отцы и дети

Финальная встреча Малдера и Уильяма получается чуть более неловкой, если учесть, что мальчик знает своего настоящего отца, а Фокс искренне верит, что наконец-то нашел своего сына. И все же, это самая трогательная сцена во всем эпизоде. К сожалению, она быстро обрывается, когда в комнату влетает вооруженный до зубов отряд. Конечно, наемники бессильны против Уильяма, который их буквально размазывает по стенам отельного номера. Нет, серьезно, неужели они действительно надеялись взять его живьём?

Скалли тем временем заимствует пару ходов из арсенала напарника и сообщает СМИ о грядущем апокалипсисе. Даже удивительно, как Джиллиан Андерсон умудряется с серьезным лицом кричать в трубку о том, что «инопланетный вирус скоро истребит все человечество» и что ее источник – «сны». Возможно, сам факт того, что телеведущий верит явно абсурдным предсказаниям Даны – критика современных медиа, но сейчас отсутствие факт-чекинга явно играет на руку главным героям. Впрочем, директор ФБР Керш остается крайне недовольным выходкой и применяет самый бессмысленный метод наказания, в очередной раз закрыв отдел секретных материалов. Еще одна традиция, которую продолжает финальный эпизод – необъяснимое недоверие к Скиннеру. Когда Уолтер предлагает помочь Скалли, она ведет себя так, будто идентичная ситуация не повторялась раза три за этот сезон. Особенно обидно, что это происходит после замечательной серии «Котенок», в которой начальник, казалось бы, окончательно доказал свою верность протагонистам.

Бесславный конец

Любопытный факт: девушка, которая помогает Малдеру найти Уильяма, но сомневается в том, что он его отец – дочь самого Дэвида Духовны. К сожалению, на этом запас шуток в эпизоде иссякает, а серия превращается в настоящую мелодраму. Скалли разыскивает сына, тот пытается ее убедить в том, что это не стоит делать, а Курильщик насмерть сбивает Скиннера. На этом абсурдно-трагические события не заканчиваются: Уильям в облике Малдера погибает от руки злодея, а настоящий Фокс убивает отца. Удивительно, но Скалли остается настроенной оптимистически: она сообщает партнеру, что Уильям был не совсем его сыном, и что она беременна. В свете последних событий это звучит немного бессердечно, будто Дана предлагает забыть о Уильяме и просто начать заново. Конечно, нам не объясняют, каким образом бесплодная женщина зачала ребенка в пятьдесят. Точнее – объясняют, но в фирменной манере Криса Картера: «Это не просто невозможно, это более чем невозможно». Если вдруг через пару лет сообщат о ребуте «Секретных материалов», мы скажем то же самое.

Вердикт: Окончание культового сериала сложно назвать удачным, к сожалению. Несмотря на то, что в одиннадцатом сезоне хватает оригинальных и качественных серий, финал наталкивает на мысль, что шоу просто не нужно было возрождать. Вместо логической развязки зритель получил очередную семейную драму родом из 90-х, а вместо ответов на многочисленные загадки – еще пригоршню назойливых вопросов.