«Секретные материалы»: Эпизод второй

После просмотра первой серии нового сезона «Секретных материалов» казалось, будто детище Криса Картера окончательно потеряло актуальность, а сам шоураннер забыл, за что зрители вообще полюбили Малдера и Скалли. К счастью, второй эпизод не повторил большинство ошибок предшественника. Вместо этого нас порадовали возвращением чрезвычайно важного персонажа и даже припугнули любимой страшилкой создателей «Чёрного зеркала». А главное — позволили хоть на некоторое время забыть об ужасном сюжетом твисте первого эпизода.
Звонок друга
Предыдущая серия закончилась на тревожной ноте: Курильщик оказывается потенциальным насильником и отцом сына Даны, на мир надвигается жуткая опасность, а видения Скалли намекают на смерть Малдера в ближайшем будущем. Впрочем, в «Секретных материалах» всегда проводилась отчетливая грань между мифологическими сериями и эпизодами, рассказывающими не связанные с общим нарративом истории. Поэтому когда мы снова видим Дану и Фокса, они мирно дремают на диване, временно забыв о надвигающемся апокалипсисе и поисках Уильяма. Спокойный сон прерывает звонок – с Малдером пытается связаться по видеочату его старый и якобы давно погибший друг Роберт Лэнгли, один из «Одиноких стрелков»*. Любопытный факт: на стоящей у Малдера фотографии «Одиноких стрелков» присутствует лишняя таинственная фигура. Если присмотреться, то можно узнать в нем «этого человека» – героя интернет-загадок, который якобы снится разным людям по всему миру. Пока непонятно, является ли это ключом к разгадке сюжетной линии или просто игривым намеком на любовь друзей Малдера к странным историям. Долго размышлять над внезапным возвращением не приходится – в дом врываются неизвестные в масках.
Главное достоинство серии – то, что Малдеру и Скалли снова позволили делать то, что у них получается лучше всего: расследовать загадочные события, виртуозно стрелять по злодеям и, конечно, спорить и перешучиваться. Если в первом эпизоде Дана играла роль классической «девы в беде», то во втором она опять становится высококвалифицированным агентом с отличными боевыми навыками и отменным чувством юмора. Между тем, никакое мастерство не поможет защитить дом от десятка русских наемников. В мире «Секретных материалов» отлично отображаются страхи американцев: если в ранних сезонах опасность представляли инопланетные вторжения и правительственные заговоры, то сейчас антагонистами становятся вездесущие и всесильные русские агенты. Насчет влиятельности наемников сомневаться не приходится – их боится даже заместитель директора ФБР Уолтер Скиннер (Митч Пиледжи).
Жизнь после смерти
Напомним, что в девятом сезоне «Одиноких стрелков» похоронили как героев после их самопожертвования чтобы спасти человечество от штамма смертельного вируса. Несмотря на это, графический спин-офф, вышедшей под чутким руководством Криса Картера, намекал на то, что троица сфальсифицировала свои смерти и теперь скрывается от властей в подземном помещении под кладбищем. Когда Скиннер с многозначительных выражением лица сообщил Маллдеру и Скалли, что «они похоронены в Арлингтоне», казалось будто авторы шоу вновь собираются разыграть прием внезапно выжившего персонажа. Но все гораздо сложнее: загадки на могильных камнях и энциклопедический ум Скалли приводят агентов к старому нераскрытому делу о здании, с которого якобы велась слежка за жителями Нью-Йорка.
К ужасу Малдера, его драгоценные файлы давно оцифрованы и доступны для любых разведывательных служб США, хотя сейчас это и играет агентам на руку. Правда, выглядит эта база данных так, будто на дворе все еще 1990-е. Интересно, это обычная оплошность постановщиков, или минутка ностальгии по хакерскому прошлому «Одиноких стрелков»? С помощью спрятанных в папках документов герои выходят на профессора Кару Хэмби, которая и рассказывает агентам о тайной программе, участником которой был Лэнгли. Выяснилось, что десятки ученых работали над созданием симулированной реальности, а после смерти получили возможность жить в ней вечно. Да, прямо как в «Сан-Джуниперо», только тут мертвые могут связываться с живыми, хотя это и чрезвычайно сложно.
«Секретные материалы» никогда не стеснялись эксплуатировать технологический прогресс как источник опасности для человечества: в одной из серий пятого сезона даже проскальзывала идея загрузки сознания в компьютер. Но забавно наблюдать за тем, как шоу пытается не отставать от современных тенденций и страшилок нашего поколения. Правда, в то же время сценаристы немного изменяют характеры давно полюбившихся зрителю героев. Зная Лэнгли, уж очень сложно поверить в то, что этот вечный бунтарь согласился перенести свое сознание в цифровой рай, созданный зловещей корпорацией. Впрочем, странность классических персонажей сериала можно объяснить с помощью маловероятной, но интригующей теории. Возможно лицо «этого мужчины» на фотографии «Одиноких стрелков» – намек на то, что вовсе не десятый, а одиннадцатый сезон является сном или галлюцинацией Скалли? Ведь, если верить интернету, видят этого человека исключительно во сне. Но не будем забегать наперед.
Луддиты атакуют
Как мог догадаться любой фанат «Черного зеркала», цифровой загробный мир совсем не так хорош, как его рисуют. По словам Лэнгли, «тут никто не умирает от рака, The Ramones играют каждый вечер и никогда не ссорятся, но все это необходимо немедленно уничтожить». Чтобы выключить компьютеры, поддерживающие симуляцию, нужно ворваться в то самое здание в Нью-Йорке, которое соединено тайным тоннелем со штаб-квартирой ФРБ. План для этого у Малдера и Скалли, конечно, бестолковый, но он дарит нам лучшую отсылку к «Ганнибалу» в истории сериалов. Проводя «арестованного» Фокса в туннель, Дана заявляет, что он «более безумный, чем сам Ганнибал Лектор». Учитывая фильмографию Джиллиан Андерсон, она-то уж точно знает.
Главной злодейкой, пославшей русских наемников за Малдером и Скалли, оказывается загадочная Эрика Прайс, о котором известно лишь то, что раньше она была на стороне Курильщика. В ее довольно шаблонном диалоге с Фоксом присутствует один любопытный момент. Когда он гипотетически спрашивает, пустили бы его и Скалли в симуляцию, убей он своего отца, заметно, что Малдер понимает привлекательность этой идеи. Скорее всего, поэтому в итоге компьютер отключает именно Дана. Несмотря на все ее научные достижения и дипломы, одной из важнейших черт персонажа всегда была религиозность. Если Малдер в определенных обстоятельствах вполне мог бы согласиться на предложение Эрики, то Скалли точно не нужен цифровой рай.
В лучших традициях «Секретных материалов», серия заканчивается намеком на то, что борьба еще не окончена. Эрика и ее помощники куда-то исчезли вместе с компьютерами, а за минуту до титров Малдер получает еще один звонок от Лэнгли, который просит уничтожить еще и резервные копии устройства. Но самое интригующее авторы шоу припасли на последние секунды эпизода – вместо Лэнгли на экране смартфона появляется беловолосый наемник, которого убила Скалли. Скорее всего, это лишь хитрый ход, чтобы заставить зрителей не расслабляться. Но было бы забавно, если бы одним из антагонистов стал мертвый злодей, строящий героям козни с того света.
Вердикт: Невероятно, но вторая серия буквально во всем лучше предшественницы: сонные монологи заменили остроумными перепалками, сюжет стал внятным и затягивающим, даже Дэвид Духовны начал пытаться выражать какие-то эмоции кроме скуки. Любопытно, что будет с этой сюжетной линией дальше. С одной стороны, у «Секретных материалов» есть несколько раздражающая традиция заканчивать серии на интригующей ноте и намеке на то, что злодей сбежал, а герои так и не справились со своей миссией до конца. С другой – если резервная копия не будет уничтожена, то бедному Лэнгли еще долго страдать в поддельном раю. Судя по промо третьего эпизода, в ближайшем будущем авторы не планируют возвращаться к этому вопросу. А если Картер все же возьмется двигать сюжетную линию с Эрикой Пирс и симуляцией, каким образом она будет сосуществовать с аркой Курильщика?
Комментарий недовольного редактора
Странно, но сюжетный поворот, обеспечивший второму эпизоду столько очарования, на самом деле можно считать его большим проколом. В сцене на арлингтонском кладбище Малдер размышляет у могилы Глубокой Глотки: «Он мертв, потому что мир тогда был таким сложным и опасным. Кто бы мог подумать, что мы оглянемся с ностальгией и скажем, что те времена были значительно проще». Весь второй эпизод – это борьба «Секретных материалов», как артефакта 90-х, с техногенным будущим. Возвращение к «Одиноким стрелкам» – еще один трогательный подарок фанатом, ровно как и классическое развитие сюжета в стиле «Малдер и Скалли идут по следу». Вот только чем дальше двигается рассказ, тем абсурдней становится позиция, которую для себя выбрали главные герои: компьютерные симуляции – это ненастоящая жизнь, к черту ее, надо отключить питание. В мире, где «Черное зеркало» учит принимать пугающие перспективы будущего и размывает понятие подлинности среди физического и цифрового, «Секретные материалы» все еще отказываются надевать очки виртуальной реальности просто потому что это страшно. Крис Картере неплохо использует ностальгию как инструмент, осталось научиться совмещать ее с картиной 21-го века.