«Секретные материалы»: Эпизод первый

3 января 2018 года произошло чрезвычайно важное событие для всех гиков и любителей 90-х – легендарный сериал Криса Картера «Секретные материалы» вернулся на экраны, хотя десятый сезон планировался как последний. Многие фанаты отнеслись к возвращению спецагентов с долей скептицизма – несмотря на хорошие рейтинги, предыдущий сезон во многом оказался разочарованием. Смогли ли шоураннеры сохранить любовь старых поклонников и завоевать новое поколение телезрителей? Нашел ли клиффхэнгер десятого сезона логическую развязку? И что произошло с Малдером, который в финале, кажется, умирал? Давайте обо всем по порядку.
Как и самые сильные «мифологические» серии оригинальных сезонов, премьера сосредоточена на центральном антагонисте – Курильщике (Уильям Б. Дэвис). Если вы в детстве невнимательно смотрели шоу (или обращали больше внимания на еженедельных монстров и гадали, когда же Малдер и Скалли поцелуются), то напоминаем: злодей является не только заклятым врагом, но еще и отцом агента Малдера. Хотя в конце девятого сезона все уверены, что Курильщик погиб, в финальной сцене десятого оказывается, что загадочный антагонист все же жив. Мало того – это он сфальсифицировал приземление на Луну, убил самого Джона Ф. Кеннеди, а теперь планирует истребить человечество с помощью вируса инопланетного происхождения.
Десятый сезон заканчивается на более чем пессимистичной ноте – чудовищная зараза распространяется по земному шару, Скалли пытается найти от нее лекарство, но не успевает спасти смертельно больного Малдера. Если вы сейчас в недоумении смотрите на экран и пытаетесь понять, когда любимый сериал детства превратился в некое подобие мексиканской драмы, то у нас плохие новости. Дальше только хуже. Но если фразы и действия героев кажутся вам слишком циничными или странным, напоминайте себе о том, что фирменная заставка в конце титров превращается во фразу «я хочу лгать». Возможно, у событий первого эпизода есть двойное дно.
Немного предыстории
К счастью, Фокс Малдер (Дэвид Духовны) не погиб, а истребляющая человечество чума – лишь галлюцинации Даны Скалли (Джиллиан Андерсон). Начинается премьера с крупного плана глаза Джиллиан Андерсон – Крис Картер известен своей любовью к подобной символике и метафорическому использованию частей тела. Но погодите радоваться – дело не просто в паре видений. Беcсознательного агента госпитализировали, а в ее мозге выявили множество аномалий. Во время обсуждения загадочного недомогания Даны происходит сцена, неплохо задающая тон всему эпизоду. Наблюдая за монитором, на котором видна активность коры головного мозга Скалли, заместитель директора ФБР Уолтер Скиннер (Митч Пиледжи) приходит к выводу, что агент пытается коммуницировать с коллегами. Вспышки на мониторе – зашифрованное кодом Морзе послание с загадочным текстом «найдите его». Кого, спросите? Конечно, Уильяма – сына Малдера и Скалли, которого в младенчестве отдали на усыновление. Если эта сюжетная линия сериала для вас в тумане, то напоминаем: ребенка отдали не просто так, были подозрения, что он носитель инопланетного ДНК, и что злодеи во главе с Курильщиком попытаются найти Уильяма и проводить на нем эксперименты.
Даже если на секунду отбросить запутанный сюжет (не волнуйтесь, к нему мы еще обязательно вернемся), то сложно абстрагироваться от впечатления, будто эпизод снят откровенно лениво и без энтузиазма со стороны актеров и съемочной команды. Почти одна четвертая всего экранного времени занята сценами вдумчивого разглядывания потолков и сопутствующими закадровыми монологами: начинается серия речью Курильщика, а уже спустя пятнадцать минут мы слышим трогательную начитку Малдера. Впрочем, в мире Криса Картера монологи явно обладают чудодейственной силой – как только Фокс заканчивает думать о том, почему он не смог защитить близкого человека, Дана приходит в чувства. И сразу же объясняет, как нужно спасать мир.
Все дороги ведут к «Синдикату»
Оказывается, галлюцинации Скалли – видения страшного будущего, которое неизбежно воплотиться в реальность, если Курильщику никто не помешает. Чтобы произвести сыворотку от надвигающейся чумы, необходимо найти Уильяма – того самого ребенка Даны и Фокса. Так что Скиннер был почти прав, вот только неверно понял, о ком именно говорила Скалли. Несмотря на нехарактерный скептицизм, Малдер решает проверить теорию партнерши, а заодно – действительно ли жив его отец. Правда, как только агент покидает больницу, его начинают преследовать, но для такого искусного водителя, как Фокс, это не проблема – после небольшой погони, нескольких аварий и еще одного внутреннего монолога, он оказывается на хвосту у ничего не подозревающего водителя.
Проехав три штата и ворвавшись в дом незнакомца, Малдер узнает, что его привели не к самому Курильщику, а к злодеям помельче. Помните зловещий «Синдикат», таинственную организацию, пытающуюся помочь инопланетянам колонизировать Землю? Она все еще существует, и теперь готова помочь Малдеру убить своего отца. Сами же инопланетяне потеряли интерес к порабощению человечества, ведь на планете иссякают ресурсы. Несмотря на сумасбродные сюжеты, иногда Крис Картер способен на неплохую социальную критику.
Тем временем, Дана пытается отыскать Уильяма, но тщетно – в ее состоянии невозможно пройти и пару метров, не теряя сознание. Одна из главных проблем эпизода – то, насколько нехарактерно ведут себя герои. В действиях уравновешенной и рациональной Скалли мало логики, а сценаристы будто забыли, что перед нами персонаж с медицинским образованием. Спустя десять минут героиня Джиллиан Андерсон опять оказывается в больнице – кажется, Картер решил сделать из первоклассного агента ФБР даму в беде.
Сюжетный твист Курильщика
Несмотря на то, что эпизод состоит из сплошных странностей, последние пять минут действительно шокируют самого спокойного зрителя. Курильщик и его помощница (внезапно переметнувшаясь на темную сторону коллега Малдера и Скалли Моника Рейс) предлагают Скиннеру способствовать истреблению человечества. Не просто так, в обмен на помощь Скиннер получит иммунитет от чумы, а Скалли и ее ребенок останутся в живых. Конечно, сначала есть сомнения, не навредит ли Курильщик Дане, но тут происходит главных сюжетных твист эпизода.
Оказывается, Уильям – не сын Малдера, а его брат. Погодите, сейчас все объясним. В пятнадцатой серии седьмого сезона Курильщик предлагает поделиться с Даной чудодейственным лекарством, исцеляющим все болезни. Аргументировал это злодей тем, что он уже старый человек, осознал свою смертность и хочет сделать мир чуть лучше. Несмотря на изначальные сомнения и странное требование никогда не говорить об их общении Малдеру, Скалли соглашается на предложение. Рецепт лекарства она в итоге не получает, но в серии происходит один чрезвычайно важный момент – во время их совместного путешествия с Курильщиком Дана просыпается в его кровати. По словам антагониста, он лишь перенес агента туда, когда она уснула в машине. Теперь же Курильщик утверждает, что Скалли забеременела с помощью «его науки». Можно предположить, что он вылечил бесплодие агента, но в разговоре со Скиннером злодей заявляет, что Уильям – его биологический сын.
Последняя сцена эпизода вызвала негативную реакцию у фанатов, которые обвинили Картера в чрезмерной драматизации и даже в мизогинии. На самом деле, сексуальное насилие – сложная тема, которая должна раскрываться обдуманно и с учитыванием переживаний жертвы. Просто намекать на то, что главная героиня была изнасилована и родила ребенка от врага ради остроты сюжета – несомненно дурной тон. В то же время еще до конца непонятно, говорил ли Курильщик правду, а если говорил, то в дальнейшем есть возможность, что сценаристы подойдут к этой теме со всем уважением и осторожность.
Вердикт: посмотревшие все эпизоды наперед критики уверяют, что первая серия – худшая во всем сезоне. Цитируя Фокса Малдера, «Хотелось бы в это верить», потому что пока возвращение любимых спецагентов явно не дотягивает до наших ожиданий.
Комментарий разочарованного редактора
О сюжете поговорили, а теперь обсудим, каким провалом оказалась первая серия с точки зрения постановки. Телевидение умирало у меня на руках, истекая кровью. Тот, кто придумал звуковое оформление эпизода, ничего не знает о ритме повествования. В «Секретных материалах» оно несется без остановки: ни одной логической паузы для нагнетания саспенса, ни одного затишья для вменяемого диалога. Любая из сказанных реплик звучит как панчлайн, потому что поставлена под неутихающий музыкальный ряд. Из-за этого весь эпизод похож на продолжительный трейлер без сути, зато с кучей продакт-плейсмента бренда Mustang. Я насчитала четыре виртуозно снятые сцены с авто, одна из которых (погоня) длится бесконечные три минуты.
Закадровый текст Малдера – какой-то кошмарные сон наяву, провалившаяся попытка оммажа классическим нуарам, которая больше походит на элементарную неспособность режиссера пользоваться визуальным сторителлингом. Дэвид Духовны, по-видимому, страдает от паралича лица, потому что демонстрировать эмоции актеру все еще удается с трудом. В таком случае о переживаниях героя можно лишь рассказать в виде внутреннего монолога. Прости, Малдер, но ты не Хамфри Богарт.
Образ Курильщика – отдельный разговор. Привыкнуть к карикатурности этого злодея к 11-му сезону все равно не получается. Самым выразительным художественным приемом остается сигарета, а это уровень аматорского театра. Моника здесь вообще берет на себя роль сюжетного девайса, чтобы антагонист не говорил с пустотой, и на том спасибо. Попытка сыграть на паранойе в лучших традициях «Мистера Робота» страдает от собственной банальности и не резонирует с актуальными проблемами действительности. Речи Курильщика звучат как послания любителям носить шапочки из фольги, не больше.
Такое впечатление, что съемочная команда взялась делать первую серию под угрозой расправы – все равно как, лишь бы снять. Теперь и меня заставить посмотреть вторую серию можно будет только таким образом.