Марафон выходного дня: Smells like teen spirit

Пока прокат покоряет лучшее сезонное кино для теплой поры – «Жаркие летние ночи» Элайджы Байнума, мы задумались о подростковых фильмах, которые отрицают стереотип бездумной кино-вечеринки. Выбрали для вас кино, которое только прикидывается тинейджерским, а на самом деле совмещает в себе разные жанровые направления и уникальное режиссерское видение.
2000
«Девственницы-самоубийцы»
Режиссер: София Коппола
Режиссерский дебют Софии Копполы – пастельная трагическая сказка (как можно догадаться по названию), которая самим фактом своего существования разрушает два стереотипа. Во-первых, то, что дети успешных режиссеров обязательно остаются в тени знаменитых отцов. Во-вторых, что подростковые фильмы непременно должны быть хоть немного поучительными и, желательно, с радужным концом.
В истории девушек семейства Лисбон нет ни счастливого начала, ни хэппи-энда. Младшая, Сесилия, буквально сразу после титров режет себе вены. В первый раз попытка оказывается неудачной, но во время вечеринки в честь своего выздоровления, девушка заканчивает начатое. Ее смерть становится катализатором дальнейших событий: строгие родители начинают еще сильнее оберегать дочерей, подавляя в них любые намеки на сексуальность и взросление, а соседские мальчики смотрят на загадочных сестер с повышенным интересом.
Главная претензия большинства критиков к фильму – мрачная тематика и «фетишизация» подросткового суицида. Если подобные сюжеты вызывают у вас дискомфорт, советуем заменить ленту еще одной работой Копполы, например, «Марией-Антуанеттой», которую, парадоксально, тоже можно считать подростковой драмой.
1983
«Рискованный бизнес»
Режиссер: Пол Брикман
Если бы не романтическая комедия Пола Брикмана, то карьера Тома Круза, вероятно, сложилась бы иначе, ведь именно после «Рискованного бизнеса» об актере заговорили как о звезде первой величины. Круз тут играет умного, но слишком правильного старшеклассника Джоэла Гудсона (да, сейчас такое сложно представить), которого родители оставляют дома одного на выходные. Решив немного «оторваться», Джоэл танцует в гостинной в белье, слушает громкую музыку и… вызывает на дом секс-работницу, которая ворует ценное стеклянное яйцо его матери. Дальше все идет по канонам жанра: погони на отцовской машине, пьяные вечеринки, драки с сутенерами и попытки убрать дом перед приездом родителей.
Сейчас сюжет кажется действительно «затертым», но это лишь потому, что «Рискованный бизнес» во многом и положил начало вышеупомянутым правилам жанра. В свое время лента была по-настоящему новаторской – один из величайших критиков современности Роджер Эберт даже назвал фильм лучшей картиной 1983 года.
1988
«Смертельное влечение»
Режиссер: Майкл Леманн
Несмотря на дурацкую локализацию (и непереводимое название), черная комедия Майкла Леманна совсем не о пагубной страсти и не о любовных треугольниках. В центре сюжета сатирического фильма группа популярных школьниц, трое из которых по странному стечению обстоятельств тезки. В их компании есть еще и Вероника (Вайнона Райдер), которая не сильно в восторге от жестоких выходок подруг, но вынуждена проводить с ними время. Как минимум пока не встречает загадочного новичка Джей Ди (Кристиан Слейтер). Вот только он, скорее всего, гораздо опаснее всех королев школы вместе взятых.
«Смертельное влечение» провалилось в прокате, но получило статус культового фильма. Во многом тут виновата тематика ленты – комедия полна убийств подростков и даже не пытается донести до зрителя привычную мораль о вреде насилия. Изначально картина показалась многим слишком мрачной, но позже она задала тон последовавшей волне фильмов о и для тинейджеров. Правда, циничный настрой не стал мейнстримным – после событий 1999 года в школе «Колумбайн», жестокие истории о подростках с оружием в руках стали моветоном. Сейчас же творение Леманна выглядит как провокационная критика культуры 80-х, буллинга и американской школьной системы.
2001
Донни Дарко
Режиссер: Ричард Келли
Определить жанр этого фильма так же тяжело, как и понять, что на самом деле произошло с протагонистом, и, главное, когда. Зато в одном насчет «Донни Дарко» мы уверены точно — постановщик картины Ричард Келли закладывал в свой полнометражный дебют значительно больше, чем тинейджерский дух, так что в результате у нас есть фильм об апокалипсисе и путешествиях во времени.
Главный герой — парень со странным именем и набором неврозов в исполнении Джейка Джилленхола. Он страдает сомнамбулизмом, который, тем не менее, однажды спасает ему жизнь. Странное существо в маске кролика будит Донни посреди ночи, уводит из дома и говорит, что конец света наступит ровно через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд. В этот момент на его комнату падает отвалившаяся турбина самолета. Или все же не падает?
Кусочки жанровых направлений у Келли сложились в мозаику настоящего философского кино, первая версия которого длилась 2,5 часа. С премьеры на «Сандэнсе» зрители уходили, так и не поняв, что именно хотел показать режиссер. Хоррор в духе Стивена Кинга? Фантазию в лучших традициях «Алисы в стране чудес? Тинейджерскую трагедию в стиле «Девствениц-самоубийц»? Или, может, мистический триллер, отсылающий чуть ли не к «Шестому чувству»? Как результат, релиз на DVD обеспечил картине культовый статус и совершенно того не планируя, стал манифестом поколения.
1955
«Бунтарь без причины»
Режиссер: Николас Рэй
Многие помнят «Бунтаря без причины» исключительно как последний фильм Джеймса Дина. Выход картины случился уже после роковой автокатастрофы, которая забрала жизни многообещающей 24-летней звезды Голливуда. Как результат, ажиотаж вокруг ленты о подростках-мятежниках подкрепился печальным актом бунта в жизни. В картине Джим остался жив после опасных уличных гонок, тогда как в реальности, любящий скоростную езду Джеймс, не справился с управлением. Стоит ли говорить, что с тех пор «Бунтарь без причины» даже слегка несправедливо всецело принадлежит Дину, тогда как лента сама по себе является прекрасной режиссерской работой Николаса Рэя.
Это история Джима — подростка, который вынужден постоянно менять школы из-за своего буйного нрава. Найти общий язык с родителями не получается, а неспокойная натура не дает просто так пройти мимо обидчиков — Джим обязан доказать местной школьной банде, что он не трус. К тому же в компании на него с интересом поглядывает Джудит, которую Джим мечтает завоевать. Есть еще безнадежный друг Платон, который смотрит на Джима, как на идола и нуждается в спасении еще больше.
Лента опередила свое время, никто в 50-х не говорил о тинейджерах так честно и без ширмы консерватизма, за которой прятались истории о типичных школьниках в те времена. Николас Рэй снял настоящую экзистенциальную трагедию об отшельниках общества. Назревающее контркультурное движение, которое вот-вот разразится сексуальной революцией ближе к 60-м, здесь, по сути, только подает голос.
1993
«Под кайфом и в смятении»
Режиссер: Ричард Линклейтер
За школьный гедонизм с пивом, рок-н-роллом и марихуаной в нашем марафоне отвечает Ричард Линклейтер. Потому что ни один тинейджерский топ не может обойтись без stoner-комедии. «Под кайфом и в смятении» хоть и безалаберное подростковое кино, в то же время — пример образцового фильма от Линклейтера: причудливые и чересчур жизненные диалоги, попытка понять и отхватить кусочек скоротечного времени, удовольствие от возможности быть «здесь и сейчас» чтобы назвать свою эпоху отстоем, и возбуждение от надвигающегося будущего.
Фильм состоит из нескольких историй тинейджеров, которые берут все от последнего школьного дня перед летними каникулами. Действие происходит в 1976 году и подкреплено лучшими образцами рок-н-ролла тех времен. Выпускники готовят биты для крикета, дабы преподать урок своим преемникам, ну а те прячутся по углам чтобы избежать «посвящение» в жизнь старшеклассника. Одни герои переживают любовные драмы, другие не могут определиться с футбольной карьерой, ну а некоторым просто достаточно поговорить о том, что Джордж Вашингтон выращивал по всей стране травку.
«Под кайфом и в смятении» отчасти кажется фильмом, воспевающим буллинг и сексизм, пока не приходит понимание, что перед нами настоящая ода дуракам (в лучшем смысле этого слова) и временам, ушедшим навсегда. Бонусом у фильма впечатляющий актерский каст — юные Джейсон Лондон, Рори Кокрейн, Мэттью МакКонахи, Бен Аффлек, Адам Голдберг, Милла Йовович и многие другие.
ДОГНАТЬ