Эпизод шестой
Невероятно, но треть долгожданного нового сезона «Твин Пикса» уже показана. Рассказываем, насколько мы приблизились хоть к какой-то разгадке.
Ну привет, Дайан
Главное событие шестого эпизода, несомненно, появление Дайан — персонажа, которого фанаты шоу четверть века как мечтали наконец-то увидеть во плоти. Теперь мы точно знаем, что Дайан — не плод воображения Купера, а настоящий человек. Мало того, своим экстравагантным макияжем и элегантностью наряда она гораздо больше напоминает фатальную женщину из нуара, чем ожидаемую многострадальную секретаршу. Не зря ведь Купер когда-то описывал свою напарницу как «что-то среднее между святой и певицей в кабаре».
В роли загадочной Дайан, как и подозревали многие фанаты, прекрасная Лора Дерн. У музы и подруги Линча, кстати, в этом году настоящий карьерный камбек — она успела появиться и в «Звездных войнах», и в «Большой маленькой лжи». Приятно знать, что Голливуд понемногу отказывается от присущего ему эйджизма. Не сомневаемся, что героиня Дерн окажется одним из ключевых для сезона персонажей. Во-первых, если кто-то догадается, что злой доппельгангер не является Купером, то это — она. Во-вторых, надеемся, что Дайан сможет помочь настоящему Дэйлу вернуться в его привычное состояние.
Кстати, ее встреча с Альбертом происходит в заведении «Бар Макса Фона», несомненно названном в честь шведского актера фон Сюдова. Фон Сюдов известен, прежде всего, работой с Ингмаром Бергманом, но также появлялся в «Дюне» Линча.
Несмотря на то, что сознание возвращается к Куперу долго и мучительно, агент не потерял способность находить важную информацию нестандартными методами. Его детские каракули в рабочих файлах, на первый взгляд, бесполезны, но на деле каким-то образом помогают боссу. Как рисунки лестниц и ступенек выручают страховщика, неизвестно, но сцена напоминает старые времена, когда молодой Купер искал имя подозреваемого, бросаясь камнями в стеклянные бутылки. Кроме того, нарисованные Купером ступеньки могут отсылать к лестнице, по которой агент подымался из Черного Вигвама.
Еще одно напоминание о прежней жизни агента — его интерес к памятнику ковбоя и восторг при виде полицейского жетона. Надеемся, Купер прислушается к совету Однорукого (тот просит его «проснуться и не умирать») и скоро придет в себя. Впрочем, странно обвинять Линча в «затягивании» сюжетной линии с неспособным на полноценную активность Купером. 25 лет в Черном Вигваме — опыт, эквивалент которому сложно найти за пределами фантазии Линча.
Тем временем Дженни-И рассчитывается с преступниками, которые пытались убить ее мужа. Место встречи — улица Мерлина и Гвиневры. К слову, отсылки к артурианским легендам — не редкость в «Твин Пиксе»: тут уже упоминался и двор Ланселота, и Гластонбери Гроув (так называется круг сосен, где находится вход в Черный Вигвам). Знаменитый круг, кстати, назван в честь места захоронения самого легендарного короля Артура.
Несмотря на оплаченный долг, от проблем Купер еще не избавился. Данкан Тодд (Патрик Фишлер) отсылает карлику-убийце фотографии Купера и женщины, организовавшей первое покушение на Дагги Джонса. Судя по тому, как жестоко карлик расправился с женщиной, Куперу стоит быть осторожным. Кстати, помните, как во второй серии у Тодда спрашивали, как он позволяет «этому мужчине делать такие страшные вещи»? Готовы поспорить, что «этот мужчина» — никто иной как лже-Купер, заказавший убийство двойника.
Возвращаясь в Твин Пикс
В прошлой серии мы познакомились с Ричардом Хорном — неприятным юношей, скорее всего являющимся сыном Одри Хорн. В этой серии мы узнаем, что Ричард собирается продолжать семейную традицию контрабанды наркотиков через канадскую границу. Под кайфом и разгневанный встречей с неуравновешенным наркоторговцем по имени Рэд, Ричард сбивает ребенка насмерть и скрывается с места преступления.
Сцена смерти мальчика интересна по нескольким причинам. Во-первых, мы видим, как душа ребенка пролетает мимо электрического столба (кстати, именно того столба, который появлялся в трейлер-парке в «Огонь, иди за мной»). Электричество несет скрытый смысл в мире Линча: Купер вернулся из Вигвама через розетку, а таинственное мерцание лампочек уже стало однозначным символом присутствия сил зла. Во-вторых, свидетелем аварии становится упомянутый владелец трейлер-парка, Карл Родд (Гарри Дин Стэнтон).
Карл — более важный персонаж, чем может показаться на первый взгляд. В его трейлер-парке жили Ронетт Пуласки и Тереза Бэнкс, одни из первых жертв Боба. Сам же Карл был последним человеком, который видел агента Честера Десмонда живым (один из героев «Огонь, иди за мной»). Вдобавок, если верить «Тайной истории Твин Пикс» Марка Фроста, Карл в детстве пропал на несколько дней в лесу с двумя одноклассниками, одной из которых была Мэгги Коулсон, более известная как Дама с поленом. Дети на некоторое время попали в Черный Вигвам и вернулись оттуда с загадочными отметками на коленях. Пока сложно предугадать, какую именно роль Карл сыграет в третьем сезоне, но можно уверенно сказать, что его познания о Черном Вигваме окажутся полезными. Кроме того, место происшествия — тот самый перекресток, где Лора со своим отцом когда-то встретили Однорукого.
Еще одна любопытная деталь: во время разговора с Карлом, мужчина по имени Майк рассказывает о своей жене Линде, которая является ветераном с инвалидностью. Но та ли это Линда, о которой Купера предупреждал Великан еще в первом эпизоде? И как она связана с Ричардом?
Находка в участке шерифа
Линда — не единственная жертва войны. В этой серии мы узнаем о сыне нового шерифа, покончившего с жизнью в армии. Видимо, именно эта трагедия сломала психику постоянно недовольной и срывающейся на крик жены шерифа Трумена. Страдания родителей впоследствии смерти детей — чрезвычайно важная тема для «Твин Пикса». Скорбь Сары Палмер по дочери и медленная потеря рассудка Лилэнда были одними из самых душещипательных аспектов «оригинального» «Твин Пикса». В этой же серии мы дважды становимся свидетелями того, что делает с родителями гибель детей.
Впрочем, чуть более радостные события в этом эпизоде тоже происходили. Хоук, не забывая о подсказке Дамы с поленом, нашел в уборной полицейского участка несколько листов бумаги. Неужели это вырванные страницы из дневника Лоры Палмер, где она написала, что хороший Купер остался в Черном Вигваме? Линч не спешит раскрывать все (или, хотя бы, какие-то) карты, но, увеличив кадр с находкой Хоука, можно увидеть, что внизу страницы написано «ох, Энни».
Вердикт: В «Твин Пиксе» Линч нередко заигрывал с тематикой влияния телевидения на зрителей. Стоит вспомнить хотя бы сериал «Приглашение к любви» (пародия на «Дни нашей жизни»), который с упоением смотрели герои первых сезонов. Или вебкаст доктора Джакоби, который вечерами смотрит Надин. Шестая серия, ровно как и весь сезон – не целостная история, а скорее образ телевидения как такового, монотонное клацанье условного зрителя между тремя каналами не в силах остановиться ни на одном из них.
Комментарий восторженного редактора:
Я уже совершенно не берусь ничего объяснять в «Твин Пиксе». Просто с интересом наблюдаю. Расскажу о двух интересных моментах из шестого эпизода. Прежде всего — ужасающая сцена убийства маленького мальчика. В пределах сериала эта смерть смотрится пугающе бессмысленно. Линч, как известно, пренебрегает традиционной драматургией, из-за чего его фильмы далеки от реальности в своем абсурдном сюжетостроении. Сцена смерти ребенка — пожалуй, самое реалистичное, что когда-либо снимал Линч. Никакой логики, никакого смысла, как это часто бывает в действительности.
Уже который эпизод подряд не могу не обращать внимание на то, как Линч подходит к музыкальному оформлению сцен, связанных с таинственными преступниками, организовавшими покушение на Дагги Джонса. В шестой серии к ним присоединился карлик с отверткой. Музыка в этих сценах звучит подчеркнуто громко, даже слишком, как для типичного саундтрека в кино. Она резко вступает и неожиданно прерывается. Ни о каких плавных входах и монтаже звука вообще речи нет. Тяжелые рэп-речитативы или гитарные рифы сшибают с ног. Для Линча, склонного в третьем сезоне «Твин Пикса» цитировать собственные приемы из предыдущих фильмов, это новый кино-маневр.
Ключевые моменты:
— Рисунки Купера, отдаленно напоминающие карту Черного Вигвама. Каким образом они могут помочь начальнику страховой компании?
— Находка Хоука. Внимательные зрители наверняка заметили слова «ох, Энни» внизу страницы.
— В прошлой серии нам показали Ричарда Хорна, а в этой упомянули Линду. Являются ли они теми Ричардом и Линдой, о которых в первой серии говорил Великан?
— Теперь мы можем с уверенностью заявлять, что Дайан — не плод воображения Купера, а настоящая женщина. И какая! Надеемся, она уж точно сможет пролить свет на странное состояние агента.