Эпизод пятый
Среди тех немногих подсказок, которые Дэвид Линч дал нам перед выходом нового «Твин Пикса», две были особенно важными. Во-первых, третий сезон во многом связан с фильмом-приквелом «Огонь, иди со мной». Во-вторых, не стоит ожидать привычной для ТВ структуры, так как сериал гораздо больше похож на фильм, разбитый на 18 эпизодов. Пятая серия в очередной раз подтверждает правдивость этих слов. А заодно — дает нам еще больше пространства для придумывания собственных теорий.
Страховой агент Дэйл Купер
Агент Купер все еще сам не свой: он еле связывает слова в предложения и плачет, глядя на сына Дагги (связано ли это с тем, что на мальчике красная кофта, напоминающая о Вигваме?). Тем не менее, мы становимся свидетелями мучительного возвращения в былую форму. Помогает с этим, в первую очередь, кофе — Купер буквально выхватывает напиток из рук коллеги (поклонники оригинального «Твин Пикса» наверняка улыбнулись, услышав в этой сцене фразу о «чертовски хорошей чашке кофе»). Самое страшное в моментах с растерянным Купером — то, как окружающие его люди не замечают, что с ним что-то не то.
Дагги Джонс (симулякр Купера) тоже был агентом, правда, страховым. Но само слово «агент», услышанное из уст начальника (Дон Мюррей), на секунду напоминает Дэйлу о его прошлом. Кстати, это — не единственная причина внимательно смотреть сцену разговора Купера с начальником. Если вы разглядывали висящий на стене офиса плакат, то наверняка заметили еще одну отсылку к ранним работам Линча. «Башнелл» — имя ментора и друга Линча, Башнелла Килера. Первая операторская и режиссерская работа Дэвида — короткий фильм «На паруснике с Башнеллом Килером» («Sailing with Bushnell Keeler»).
Хотя Купер не совсем понимает тонкости новой работы, у него обнаруживается еще один дар — видеть ложь собеседников. Похоже, интуиция и необыкновенное везение агента возвращаются, хоть и в немного гиперболизированной форме.
Но самым важным толчком к возобновлению памяти Купера оказывается памятник ковбою. В отличие от предыдущих серий, которые неизменно заканчивались музыкальным номером в придорожном баре, эта заканчивается созерцанием памятника Купером. (Кстати, внимание Купера приковано не только к оружию ковбоя, но и к его ботинкам. Обувь явно имеет какое-то особенное значение: из Черного Вигвама Купер вышел босым, а Майк в свое время вселился в торговца туфлями). Стоит ли воспринимать это как знак, что мы скоро опять увидим бодрого и сообразительного агента?
В пятой серии мы снова возвращаемся к молниеносному темпу двух премьерных. Нам вскользь показывают кусочки из жизни героев, чьи сюжетные линии должны вот-вот пересечься. Владелец казино (Джим Белуши) подозревает менеджера в том, что он в сговоре с проигравшим дом Купером. Знакомый нам мальчик (тот, который живет с наркозависимой матерью) наблюдает за тем, как взрывается машина Дагги Джонса. Темнокожая секс-работница находит у себя в автомобиле ключ от отеля «Грейт Нортен» и бросает его в почтовый ящик. А наемники, которые пытались убить Дагги, связываются с женщиной по имени Хайди. Та, в свою очередь, звонит заказчику. Хотя его нам не показывают, лежащий в глиняной миске приемник скоро окажется очень важным.
Что там в Твин Пиксе?
В самом Твин Пиксе все по-старому, и это впечатление только усиливается после знакомства с молодым поколением жителей города. Стив Бернетт (наверняка знакомый по фильму «Прочь» Калеб Ландри Джонс) — современная версия юного Бобби Бригса. Иными словами, наркозависимый неудачник, проваливающий собеседования и не способный написать собственное резюме. Кстати, возможный работодатель Стива — повзрослевший Майк Нельсон, одноклассник Бобби и Лоры и бывший парень Донны. Пассия Стива (титры подсказывают, что они — муж и жена) — Бекки (Аманда Сейфрид), дочь все еще работающей в том же дайнере Шелли Джонсон. Судя по тому, как Бекки выпрашивает у матери деньги и спускает их на кокаин, мы имеем дело с потенциально новой Лорой Палмер. Особенно наталкивает на эту мысль прекрасный кадр, когда Бекки под кайфом едет со своим парнем в машине: ее белокурые волосы развиваются на фоне красного сидения. Единственное, чего не хватает — знаменитой музыки Бадаламенти.
Мы также узнаем, что доктор Джакоби стал видеоблоггером-конспирологом, продающим золотые лопаты доверчивым зрителям (среди которых — Надин и Джерри Хорн). Пожалуй, это самая логичная эволюция персонажа из всех возможных. А заодно — блестящая сатира на современное американское общество и готовых поверить в любые заговоры параноиков.
Но самый интригующий молодой житель городка — Ричард Хорн (пока неизвестно, кто он — сын Одри или ее кузен). Этот юноша на протяжении пятиминутной сцены вызывающе затягивается сигаретой «Морли» (любимый бренд Курильщика в «Секретных материалах»), дает взятку заместителю шерифа Трумана и пристает к незнакомке. Пожалуй, слово «пристает» не передает психопатических наклонностей героя — он хватает девушку за горло и обещает «смеяться пока будет ее иметь». В «Твин Пиксе» мы уже видели достаточно неприятных молодых мужчин, но и Бобби, и даже Лео далеко до Ричарда Хорна. Он скорее напоминает героя Денниса Хоппера в «Синем бархате». Кстати, помните подсказку Великана из первой серии? «Ричард и Линда». Кажется, с Ричардом нас только что познакомили.
Из Буэнос-Айреса с любовью
Тем временем, полицейские в Южной Дакоте сделали важное открытие: в желудке жертвы находилось кольцо Дагги Джонса. Кусочки пазла медленно сходятся, хотя пока еще рано говорить, что они нам покажут. В этом плане последнее творение Линча напоминает «Гражданина Кейна», в котором зритель раз за разом возвращается к уже известным ему историям, но открывая новые детали и приближаясь к целостной картинке. Не зря Дэвид не единожды высказывал свое восхищение работами Орсона Уэллса.
Тем временем, злой Купер все еще находится в тюрьме, а Боб все еще с ним. Не сомневаемся, что если бы в 1992-ом у Линча были бы соответствующие технические возможности, знаменитая сцена у зеркала напоминала бы то, что мы увидели сейчас.
Один из самых важных моментов серии — телефонный звонок злого Купера. Во-первых, там есть отсылка к фильму-приквелу (мы с каждым эпизодом все больше убеждаемся в его важности для понимания третьего сезона). Слова Купера о том, что он «не будет звонить мистеру Строуберри» напоминают нам о похожей сцене в «Огонь, иди за мной», в которой герой заявляет, что он «не будет говорить о Джуди». А звонит Купер в Буэнос-Айрес, скорее всего, агенту Филиппу Джеффрису (в приквеле его играл Девид Боуи). Кстати, туда же звонила и женщина, организовавшая покушение на Дагги Джонса. Складывается впечатление, будто Дагги был создан специально для того, чтобы его место занял Купер, которого бы и убили наемники. Но как в этом всем замешан Джеффрис? И насколько наивно надеяться, что герой Боуи «посмертно» появится в сериале?
Федеральный агент Тамара Престон (Криста Белл) замечает, что отпечатки злого Купера не совпадают с теми, которые в базе данных и начинает что-то подозревать. Тем временем, в Пентагоне обескуражены очередным появлением следов погибшего 25 лет назад Гарленда Бриггса. Наша теория: так как злой Купер был последним человеком, который видел Бриггса живым, возможно ли что он как-то поменялся с ним отпечатками пальцев? Это бы объяснило, откуда берутся следы давно погибшего Бриггса и почему ФБР только сейчас обнаружило исчезнувшего Купера.
Вердикт: Если воспринимать «Твин Пикс» как полноценный (хоть и довольно длинный) фильм, то пять вводных серий — условный эквивалент первого акта, в котором мы знакомимся с действующими лицами, а частицы сюжетных линий начинают переплетаться. И вот, кусочки пазла неибзежно соединяются в единую картину. Хотя пока сложно сказать, что нам нарисует Линч, выглядит все это весьма многообещающе.
Комментарий восторженного редактора:
К пятой серии терпеливых зрителей «Твин Пикса» может поубавиться, просто потому, что Линч послал к чертям стандартную драматургическую композицию. Сюжетостроение режиссера скорее интуитивное, но в любом статичном кадре история все равно будет рассказана. Пока что Линч умудрился двигаться исключительно вглубь, расширяя сюжет вместо его развития и постоянного движения.
Если вы решили пересмотреть свое отношение к творчеству Дэвида Линча, просто напомню — там, где сюжет в «Твин Пиксе» проседает, обязательно найдется место для проявления фирменного стиля режиссера. Диалог патологоанатома с двумя полицейскими — игра с «коэновской криминальной комедией». Обращаясь к стилистике «Фарго», Линч, фактически, цитирует сам себя, ведь Коэны в свое время вдохновлялись бытовым абсурдом «Твин Пикса». Совершенно не важный для сюжета, но продолжительный диалог шерифа Трумена с женой о протекающих трубах в доме — деконструкция американского семейного быта, над которым так любит измываться режиссер. Ну и, конечно же, кайфующая в машине Бэкки — любимый операторский прием Линча. Крупными ракурсными планами, слегка деформирующими лицо, режиссер баловался во «Внутренней империи», в «Шоссе в никуда» и в «Синем бархате».
Ключевые моменты:
— Злой Купер и агент Джеффрис как-то замешаны в покушение на Дагги Джонса.
— Целые две загадки с отпечатками пальцев: следы Бриггса регулярно появляются четверть века после его смерти, а отпечатки злого Купера не совпадают с теми, которые в базе данных.
— Является ли Ричард Хорн тем человеком, о котором говорил Великан?
— Станет ли Бекки современной версией Лоры Палмер?