Эпизод шестнадцатый

Хотя ни одна серия третьего сезона «Твин Пикса» откровенно не разочаровала, шестнадцатый эпизод оказался даже лучше, чем мы надеялись. Купер по-настоящему вернулся, Даян показала свое истинное лицо, Эдди Веддер сыграл в придорожном баре, а Одри танцевала под джаз. Да, именно этого мы так долго ждали.
Прощай, сын мой
На протяжении предыдущих серий мы видели, как лже-Купер убивал незнакомцев и женщин, нанимал киллеров и (почему-то) возил в багажнике собачью лапу. Но истинный масштаб его бездушности открылся лишь в этой серии. Во-первых, мы получили подтверждение того, что доппельгангер – отец Ричарда и, видимо, изнасиловал Одри во время визита в ее больничную палату. Во-вторых, злой Купер совершенно спокойно принес собственного сына в жертву, отправив его на верную смерть.
Ричард, естественно, погибает, а свидетелем (правда, лишь номинально – он держит бинокль не той стороной) убийства становится Джерри Хорн. Сам доппельгангер отправляет нехарактерно веселое (со смайликом!) сообщение Даян, намекая, что раскусил её ловушку.
Возвращение Купера
Нам пришлось ждать 25 лет и 15 серий, но он вернулся – настоящий, решительный и невероятно добрый Купер. Первым делом он попросил Майка создать еще одного Дагги, чтобы Дженни-И и Сонни Джиму не было слишком одиноко, когда настоящий Купер уедет сражаться со злом в Твин Пиксе. Если вы переживаете, что Джонсы опять окажутся с азартным и неверным пьяницей, то не стоит –предыдущий двойник (на самом деле – тульпа, но об этом понятии мы поговорим чуть позже) был создан из частицы злого Купера, а нового Майк создаст из волос настоящего Дэйла. Так что Дженни-И и Сонни Джим, скорее всего, получат решительную и милую копию агента Купера, а не еще одного полноватого лентяя. Доброта Купера к «семье», которую он знал буквально неделю, становится мощной демонстрацией его полной противоположности доппельгангеру, готового убить собвенного отпрыска.
Так как во время своей «спячки» Дэйл полностью осознавал, что творится вокруг, агенту не приходится заново узнавать о недавних событиях. Решительно запихиваясь бутербродами, он вооружился, надиктовал Бушнеллу (начальнику Дагги) сообщение для Гордона Коула, попросил братьев Митчем подготовить самолет. И все это – под заглавную тему сериала. Мы и без этого еле сдерживали слезы, но музыка Анджело Бадаламенти стала финальным штрихом – возвращение Купера было всем, о чем мы так долго мечтали.
К слову, разговор Купера с Джонсами происходит на фоне игрального автомата, одного из тех, на которых агент не так давно выиграл семье колоссальные деньги. Но еще интересней то, что на автомате нарисован жук-скарабей – символ возрождения и возвращения из мира теней. Купер возродился из теней, а двое смертельно опасных, но очень харизматичных персонажей, отчалили в мир иной. «Омерзительная двойка» Тима Рота и Дженнифер Ли намеревалась расправиться с семьей Джонсов, но после спора о парковке их расстрелял неожиданно кровожадный сосед Дагги. Вся сцена с этой парой – будто один большой оммаж фильмам Тарантино. Что, кстати, демонстрирует цикличность вдохновения в мире кино – самого Квентина нередко обвиняют в том, что «Настоящая любовь» и «Прирожденные убийцы», к котором он писал сценарий – попытка повторить «Диких сердцем» Линча.
Даян берет пистолет
Если в руках Купера оружие становится символом его возвращения и готовности встать на стражу добра, то Даян с пистолетом в руках – наверняка плохой знак. Получив сообщение от лже-Купера, загадочная секретарша отправляется исполнить свое последнее задание – убить Коула и его коллег. Но, как мы и подозревали, Даян – не просто подлая злодейка, она пребывает под властью доппельгангера, хотя и чувствует угрызения совести. Помните, мы писали о том, что это, возможно, и не настоящая Даян, а какая-то ее злая копия? Мы были почти правы – в тот жуткий вечер, когда доппельгангер изнасиловал секретаршу, он отвез ее на заправку (ту самую, где находится бакалейная) и создал из нее тульпу.
Если слово «тульпа» кажется вам знакомым и навевает мысли о еще одном культовом телешоу, вы совершенно правы – в массовую культуру это буддистское понятие ворвалось благодаря «Секретным материалам». Тульпа – физическая манифестация мысли, воображаемое существо, которое «оживает» благодаря силе веры в него. Образ тульп широко используется и вне научной фантастики – они появляются в рассказе Борхеса «В кругу руин», и даже в би-би-сишном «Шерлоке».
Но если та Даян, которую мы знали – всего лишь существо, созданное из частицы секретарши Купера, то где настоящая? Судя по легкости, с которой лже-Купер расправляется с людьми вокруг, он мог ее попросту убить. Но последние слова тульпы, «Я в отделении шерифа», намекают на то, что Даян еще жива, и возможно, она и есть той раненой женщиной, которую недавно нашел Энди. Правда, тогда непонятно, почему настоящая Даян совсем не похожа на Лору Дерн.
Танец Одри
Во время выступления в придорожном баре Эдди Веддера (солист Pearl Jam тут выступает под своим настоящим именем – Эдвард Луис Северсон) мы видим напуганную и растерянную Одри, которая ищет своего любовника. Но как только Веддер заканчивает свою песню, начинает играть знакомая мелодия – «Танец Одри». Толпа расступается, а Одри, будто в трансе, начинает кружиться на танцполе. Мы давно не видели настолько прямых отсылок к оригинальным сезонам – танец совершенно не изменился за все эти годы.
Возвращение Одри было одним из самых противоречивых и непонятных моментов во всем третьем сезоне. У неадекватности Купера хотя бы были причины, а вот агрессивная и странная мисс Хорн для многих фанатов оказалась просто неприятным сюрпризом. Но когда Одри начала танцевать под тот самый медленный джаз, все стало на свои места, хоть и ненадолго. Гармонию прервала драка, которую мы уже видели в предыдущей серии. Испуганная Одри бросилась к Чарли, требуя, чтобы он забрал ее из бара. Но вместо ответа последовала вспышка яркого света, а Одри оказалась в незнакомой нам белой комнате, лицом к зеркалу. Похоже, что не один Купер проснулся после комы в этой серии, а «человеком, видящим сны», о котором говорила Моника Белуччи, оказалась мисс Хорн.
Пробуждение Одри произошло под электрический треск – возможно, ее привела в чувства смерть сына, а может, Линч просто в очередной раз подчеркивает символическое значение тока. Белые стены и отсутствие макияжа тоже намекают на то, что она находится в какой-то больнице, но самое любопытное – наличие на ее лице небольших шрамов. Как мы помним, Одри пережила взрыв в банке, поэтому было странно видеть ее нетронутой. Если она действительно была в коме, но очнулась, то это вполне объясняет разницу во внешности.
Вердикт: шестнадцатая серия – прекрасный пример того, за что мы любим «Твин Пикс» и самого Линча. На протяжении часа история трансформировалась из черной комедии в мистический детектив и семейную драму так плавно, что нам осталось кивать и повторять: «так умеет только Дэвид». И действительно – только он мог подарить нам Эдди Веддера, поющего на телевидении и сделать Джима Белуши действительно смешным (простите нас, фанаты «Кудряшки Сью» и «К-9»). А главное – никто другой не мог бы сделать настолько долгожданные ответы органичной частью повествования, а не просто косточками, брошенными фанатам. Несмотря на количество загадок в третьем сезоне, совершенно нет ощущения, что нужно досмотреть, чтобы «собрать» все ответы и разгадки.
Ключевые моменты:
– Ричард мертв, а лже-Купер действительно оказался его отцом.
– Настоящий Купер вернулся.
– Кажется, Одри вышла из комы.
– Даян оказалась тульпой – физической манифестацией мысли, созданной лже-Купером. Остается гадать, жива ли настоящая Даян.