Эпизод двенадцатый
Даже несмотря на долгожданное возвращение нашей любимой героини, двенадцатая серия «Твин Пикса» получила почти универсальную нелюбовь от самых преданных фанатов. Кому-то эпизод показался слишком медленным и скучным, кому-то — непонятным. Но мы уверены – в нем есть над чем поразмышлять.
Возвращение блудной дочери
Наконец-то, спустя 11 серий, фанаты оригинального «Твин Пикса» получили то, о чем мечтали 25 лет. Правда, триумфальное возвращение Одри Хорн (Шерил Фенн) оказалось совсем не таким, каким мы его себе представляли. Мало того, что Одри замужем за незнакомым нам карликом по имени Чарли, ее единственная сцена была медленной и слишком загадочной. В худшем понимании этих слов. Мы узнаем о пропавшем любовнике Одри. Последним его видела женщина по имени Тина, к которой Одри явно испытывает вражду. Чарли нехотя соглашается расспросить Тину и узнает во время телефонного разговора нечто важное и неприятное. Что именно? Ни мы, ни Одри пока что этого не узнаем.
Напряженную и монотонную сцену можно понимать по-разному. Самое очевидное объяснение — Чарли узнал от Тины об автокатастрофе Ричарда и не решается сообщить грустную новость Одри. Любовник Билли, возможно, тот самый Билли, с которым в седьмом эпизоде должен был встретиться помощник шерифа Энди. Как мы помним, карлик упоминает о краже грузовика Билли, а Ричард ведь сбил ребенка на ворованной машине.
Еще одно возможное объяснение — разговор происходит в голове все еще коматозной Одри. Тогда понятно, почему сцена настолько зловещая и статичная, а сама Одри постоянно повторяет, что хотела бы скорее уйти отсюда. Карлик-муж и вещие сны — попытка ее сознания воссоздать то, о чем она не единожды слышала от агента Купера. Конечно, в таком случае происхождение Ричарда остается непонятным. То, что женщина в коме может родить — маловероятно, хоть мы и наблюдали подобное чудо в «Убить Билла» Квентина Тарантино. Впрочем, точно неизвестно, действительно ли Ричард является сыном Одри. С одной стороны, шериф называет парня внуком Хорна-старшего, но это может быть лишь вежливым нежеланием напоминать Бену о грехах его прошлого. Тем более, если Ричард — действительно сын Одри, то почему шериф первым делом сообщает Бену о его преступлениях, а не матери разыскиваемого?
Еще одна любопытная деталь — за спиной Одри мы видим сборник стихотворений Т. С. Элиота, в котором первый стих начинается словами: «Time present and time past аre both perhaps present in time future. And time future contained in time past.» Если все эти события происходят с Одри наяву, то остается вопрос — когда они происходят, в прошлом, настоящем или будущем? (опять отсылка к словам Майкла в Красной комнате в первом эпизоде: «Is it future, or is it past?»)
Розы и бордо
Благодаря агенту Розенфельду, мы наконец-то узнаем, что «Голубая роза» — подразделение ФБР, расследующее паранормальные события, такой себе аналог подвала Малдера и Скалли. В отделе работали Купер, Розенфилд и Дезмонд, а руководителем «Голубой розы» был Филипп Джеффрис (Дэвид Боуи). Тамара Престон и Даян тоже зачислены в ряды паранормальных расследователей, хотя все понимают, что секретарша Купера — предательница. В этой серии Линч еще больше подчеркивает связь Даян с Черным Вигвамом: цветовая гамма ее одежды напоминает о Красной Комнате, появляется Даян из-за красной шторы и произносит знаменитую фразу «let’s rock». Кстати, в отеле, где находятся агенты ФБР, лежит такой же ковер, как и в отеле «Оверлук» из кубриковского «Сияния». Тонкий намек или просто дань уважения одному из любимых режиссеров Линча?
Даян вспоминает координаты, записанные на руке покойной Рут и они, вполне предсказуемо, ведут в Твин Пикс. Тут напрашивается вопрос — почему она не сообщила координаты лже-Куперу? Возможно, мы выдаем желаемое за действительное, но вдруг Даян ведет не двойную, а тройную игру и втерлась в доверие доппельгангеру, чтобы спасти настоящего Дэйла? Как бы там ни было, все дороги ведут в Твин Пикс, и ключ от номера агента Купера в отеле «Грейт Нотерн» на это прозрачно намекает.
У Гордона Коула новая пассия — француженка, немного напоминающая Изабеллу Росселлини в «Синем бархате». Сцена, в которой девушка медленно собирается, а Альфред сдержанно ждет, пока она покинет номер, может показаться еще одной насмешкой Линча над нетерпеливыми фанатами. Возможно, это отсылка к «Огонь, иди за мной», в котором девушка в красном платье жестами передавала агенту Дезмонду сообщения от Коула. Тогда Гордон назвал ее «дочерью сестры своей матери», а сейчас сообщает, что француженка приехала к «подруге матери, у которой дочь пропала». Еще одна деталь, подтверждающая эту теорию, — слова Гордона о том, что в мире существует шесть тысяч языков. Вероятно, один из них — как раз язык тела.
В Твин Пиксе все плохо
Если сквозной идеей первых двух сезонов сериала была мысль о том, что зло где-то рядом, то в третьем сезоне зло уже среди нас и чувствует себя вполне комфортно. Особенно наглядно Линч показывает эту мысль на примере жителей самого Твин Пикса: в городке процветает наркоторговля и преступность, а сами горожане страдают от необъяснимых болезней. Но присутствие зла проявляется не только в убийствах и паранормальных событиях. Одна из самых пугающих сцен в этой серии сталкивает нас лицом к лицу с вполне привычным явлением — бедностью. Владелец трейлер-парка Карл просит одного из своих обедневших постояльцев не продавать собственную кровь, несмотря на то, что времена тяжелые. Пожалуй, в этом состоит одна из основных идей возвращения «Твин Пикса» — демоны демонами, но настоящее зло — то, на что друг друга обрекают люди. Кстати, эта идея созвучна с философией нуара — любимого жанра Дэвида Линча. Ведь самой пугающей мыслью в этих фильмах как раз является тезис о том, что монстрами могут оказаться не маньяки в лесу, а безобидные граждане или даже сам протагонист.
Еще один намек на то, что в Твин Пиксе творится неладное — сцена перед титрами, в которой группа молодых людей обсуждает сложности отношений. Единственного парня в компании по дороге в бар столкнул с трассы неизвестный водитель. Наши ставки, конечно, на Ричарда Хорна, хотя это вполне мог быть и лже-Купер, спешащий в Твин Пикс. Забавно, что молодежь в придорожном баре пьет «Хайнекен» — сам Линч не единожды выступал против рекламы в кино. Мало того, поклонники «Синего бархата» наверняка помнят, что именно это пиво ненавидел психопат Фрэнк.
Лучше всех чувствует присутствие сил зла Сара Палмер (Грейс Забриски), которая еще во втором сезоне показала себя сильным медиумом. Увидев в продуктовом сушенную индейку, мать покойной Лоры начинает предвещать беды и просит продавцов немедленно уехать из городка. Непонятно, чем именно индейка так напугала Сару, но логотип на упаковке отдаленно напоминает рисунок демонической матери. Сама Лора упоминала об этой птице в фильме «Огонь, иди за мной», жалуясь, что чувствует себя «индейкой в кукурузном поле». В доме Палмеров все так же угрожающе гудит вентилятор и что-то гремит на кухне — возможно, дровосеки из Черного Вигвама поселились в бывшей обители Боба.
Вердикт: «Твин Пикс» — уникальное явление в мире телевидения, и не только благодаря сплетению «несочетаемых» жанров или не хронологическому повествованию (кстати, Chromatics выступают во второй раз, подтверждая нашу теорию). Почти любую сцену из двенадцатой серии можно интерпретировать как минимум двумя способами, придумывая разные объяснения и находя детали, которые их якобы подтверждают. Как человек, выросший на «Пуаро» и «Коломбо», мне бы очень хотелось, чтобы в итоге мы получили один однозначный ответ на все вопросы. Но что, если этого так и не случится? Зная Линча, стоит мысленно готовится к тому, что однозначно правильных интерпретаций и ответов может попросту не существовать. Такого на телевидение еще точно не было, согласитесь.
Ключевые моменты:
— «Омерзительная двойка» (Тим Рот и Дженнифер Джейсон Ли) убивают директора тюрьмы. А над его домом, к слову, луна и звезда, напоминающая знаки на записке майора Бриггса.
— Зрители, которым надоел еле передвигающийся Дагги, можете ликовать — МакЛохлан появляется в серии буквально на несколько секунд, чтобы получить бейсбольным мячом по голове.
— Поведала ли французская пассия Коула Альфреду какую-то тайную информацию?
— Одри «вернулась», но почему она живет с каким-то незнакомым нам мужчиной? И что Тина рассказала Чарли? Вышла ли Одри из комы? Если нет, то чей сын Ричард?
— Что значит фраза Сары, сказанная потусторонним голосом помощнику шерифа: «Это чертовски плохая история, правда, Хоук»?