Последний круг на «Колесе чудес»

Первый фильм Вуди Аллена вышел на большой экран в 1965 году. Последний, скорее всего, мы увидели в 2018-м на большом экране. Обвинения Мии Ферроу, от которых он бегал более 25 лет, все же догнали режиссера, практически разрушив его карьеру. Актеры отказываются с ним работать, Amazon приостановил сделку на создание фильмов — дело идет к тому, что «Колесо чудес» станет финальной картиной Аллена. При всем желании найти здесь лебединую песню Вуди, лента скорее напоминает агонию человека, который не смог вовремя уйти на пенсию.
История рассказывает о Джинни (Кейт Уинслетт) — несчастной женщине среднего возраста, обремененной непослушным сыном, плохой работой и рутинным браком с пьющим мужем. Она встречает Микки (Джастин Тимберлейк) — молодого студента, работающего спасателем на Конни Айленде с которым начинает бурный роман. Неизвестно, куда приведут их эти отношения, ведь на доске появляется еще одна фигура — падчерица Каролина (Джуно Темпл), которую преследует мафия.
Неужели задание картины состояло исключительно в том, чтобы режиссер смог разукрасить мизансцену в цвета любимой баскетбольной команды — «Нью-Йорк Никс»?
Судя по по началу фильма, Аллен задумывал «Колесо чудес» как стилизацию под театральную постановку, которую в своей голове разыгрывает герой Тимберлейка. На это намекает и стартовый монолог студента-драматурга Микки, и классическое введение персонажей ремарками, и даже сцена знакомства с героями. Гипертрофированные эмоции вместе с громоздкими диалогами кажутся авторской задумкой, которая показывает мир сквозь призму начинающего постановщика. Вот только спустя некоторое время актеры выравниваются, а о наличии рассказчика напоминает исключительно закадровый голос, выплескивающий на зрителей страдания слишком влюбчивого первокурсника. Создаётся впечатление, что спустя 20 минут картины режиссёр совсем забыл о стилизации.
Вуди Аллен, никогда раньше не любивший эксперименты с мизансценой, в этот раз внезапно дорвался до освещения. Мягкий свет заката, который заливает окна Конни Айленда в начале фильма только подчеркивает ностальгическую атмосферу 50-х. Но чем дальше, тем непонятнее становится игра со светом. Теплый оранжевый и холодный синий иногда устраивают настоящие войны в кадре, заставляя усомниться в наличии скрытого режиссерского смысла этого приема. В результате эксперимент доходит до абсурда — списать на брак «световые сражения» не позволяет их количество. Неужели задание картины состояло исключительно в том, чтобы режиссер смог разукрасить мизансцену в цвета любимой баскетбольной команды — «Нью-Йорк Никс»?
Wonder Wheel / Оригинальное название
101 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
14 февраля 2018 / ПРЕМЬЕРА
биография, драма / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Вуди Аллен
СЦЕНАРИЙ:
Вуди Аллен
В РОЛЯХ:
Кейт Уинслет
Джастин Тимберлейк
Джуно Темпл
Джеймс Белуши
Тони Сирико
Стив Ширрипа
Макс Казелла
ПРОКАТЧИК:
Вольга Україна
Создается впечатление, что заготовки для картины Вуди писал еще в 70-80-х, будучи полным идей и желания создавать что-то новое.
Как только отвлекаешься от освещения и обращаешь внимание на историю, начинает казаться, что Аллен писал «Колесо чудес» скорее на автомате, даже не задумываясь о его качестве. Сюжетные повороты настолько заезжены и заштампованы, что удивляют фактом присутствия. Режиссер в который раз занимается самоповтором, не желая выходить за рамки своего творчества. Конфликт и развязка понятны с самого начала, чем методично разбивают любые надежды на сопереживание героям, а второстепенные персонажи появляются в кадре исключительно по прихоти автора. Схематичность событий в кадре разочаровывает: вот есть отчаявшаяся женщина, вот молодой и красивый любовник, а также милая падчерица, которая чем-то разозлила итальянскую мафию. Все очевидно с первого взгляда. Можно ли из такого набора собрать интересный рассказ? Конечно! Вот только Аллену, похоже, было лень.
При этом часть героев выписаны отлично — бывший алкоголик Хампти в исполнении Джона Белуши получается противоречивым, но вполне убедительным персонажем, который вызывает сочувствие своей искренностью. Герои Джуно Темпл и Джастина Тимберлейка хоть и не выдают драматический перформанс, но все равно грамотно выполняют отведенные им роли — милой девушки с большой ошибкой в жизни и слишком падкого на драму студента. Такой контраст между персонажами и сценарием создает впечатление, что заготовки для картины Вуди писал еще в 70-80-х, будучи полным идей и желания создавать что-то новое. Но все сюжетные проблемы меркнут перед героиней Кейт Уинслет.
Постоянная деструктивность главной героини не только уничтожает возможность сопереживать ей, но и вызывает острое желание увести остальных подальше от истеричной Джинни.
Актриса, вероятно, выдала одну из лучших ролей в своей карьере, убедительно сыграв… 80-летнего Вуди Аллена в теле 40-летней женщины. Режиссер решил не расставаться с образом невротика, адаптировав его для Уинслет. Вот только мастерство написания смешных диалогов он существенно растерял за последние 20 лет. В итоге вечно брюзжащая, ничем не довольная Джинни оказывается копией старика Монсингера из «Кризиса в шести сценах», но только с изрядной долей женоненавистничества, которую Аллен вписал в роль, не слишком завуалировано намекая на бывшую жену Мию Фэрроу. Постоянная деструктивность главной героини не только уничтожает возможность сопереживать ей, но и вызывает острое желание увести остальных подальше от истеричной Джинни.
В финале Аллен совершенно забывает о кульминации и катарсисе, возвращая всех героев на первоначальные позиции и оставляя зрителей ни с чем. Кажется, словно сценаристу надоело писать, а режиссеру — стоять на съемочной площадке, красиво стилизованной под 50-е. Иронично, но финальная картина постановщика так и не решается поставить точку в сюжете. Так же, как Вуди не решился самостоятельно поставить точку в своей карьере.
Ratings in depth
- #НеСтоилоСнимать