Кексы и спички
Вот она — лучшая из стихотворных форм Джармуша. Режиссер работает в кино как настоящий авангардист и любитель свободного стихосложения. Его фильмы, как модернистская поэзия, — лишены отчетливого ритма и рифмы, динамики временами совсем мало, так же как и конфликта. Однако именно в «Патерсоне» Джармушу наконец отчетливей чем когда-либо удается заговорить о, казалось бы, неважном и промежуточном. Он незаметно наводит камеру на каждого. Режиссер стремится услышать будничные разговоры в рейсовом автобусе №23, в небольшом пабе, в местной прачечной и просто на улицах провинциального городка, где мелкие гангстеры дают честные советы.
Проводником (или даже «драйвером») в этой поэме повседневности становится герой Адама Драйвера, который делит со своим городом одно имя — Патерсон. Каждое утро Патерсон просыпается в постели с любимой женой Лорой, тихо, чтобы ее не разбудить, завтракает и сочиняет в уме стихи о спичечном коробке. Одевается, выходит из дома и идет на работу в автобусное депо, продолжая сочинять стихи. Перед тем как выехать на свой маршрут, Патерсон записывает в тетрадь несколько строк. Весь день он выуживает красоту города в разговорах пассажиров и в наизусть выученной архитектуре города. В это время Лора, не выходя из дома, выступает создателем красоты — печет кексы, учится играть на гитаре, красит в черно-белые орнаменты стены, шторы и даже собственную одежду.
С недавних пор наблюдательный Патерсон все чаще встречает близнецов, а точнее, с тех пор как Лоре приснилось, что у пары будут близнецы — лирический и очень незаметный сюрреализм Джармуша умудрился проникнуть и усесться на мягком сидении старого автобуса, и это прекрасно. Возвращаясь домой, Патерсон ужинает, гуляет с собакой — английским бульдогом Марвином, заходит в бар за кружкой пива, а вернувшись, снова ложится спать, обняв свою Лору.
Paterson / Оригинальное название
118 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
16 февраля 2017 / ПРЕМЬЕРА
драма / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Джим Джармуш
СЦЕНАРИЙ:
Джим Джармуш
В РОЛЯХ:
Адам Драйвер
Голшифте Фарахани
Nellie
Ризван Манжи
Dominic Liriano
Джейден Майкл
Бэрри Шебака Хенли
Тревор Пархэм
Трой Пархэм
ПРОКАТЧИК:
АРТХАУС ТРАФИК
Картина Джармуша состоит из 7 глав, которые показывают типичную неделю из жизни главного героя. Все эти дни немногим друг от друга отличаются. И все же, проживая неделю с Патерсоном, чувство рутины еще никогда не казалось таким сладким. Возможно, потому, что Джармуш берется в очередной раз доказывать красоту жизни в ее ежедневных ритуалах, и в «Патерсоне», как настоящий созерцатель, ищет подлинную поэзию в тех мелких деталях, которые другой режиссер вырезал бы на монтажном столе.
«Патерсон» кажется наиболее ритмичным и полным рифм произведением Джармуша. «Повторы и вариации — это как раз то, что меня цепляет и в поэзии, и в музыке, и в живописи. Будь то Бах или Энди Уорхол. Мне хотелось, чтобы в фильме эта стихотворная форма читалась как метафора всей жизни: каждый день – это лишь повторение предыдущего дня или будущего» — говорит режиссер в одном из интервью.
Как режиссер, Джим Джармуш, кажется, последний среди коллег, кто использует fade out (постепенное затемнение экрана в конце сцены). Во многом Джармуш остается ретроманом: главный герой принципиально не покупает смартфон, в местном кинотеатре показывают старое черно-белое кино, а владелец паба отказывается ставить у себя телевизор с трансляциями футбольных матчей. Но зачем им телевизор, если практически каждый вечер пара горе-влюбленных посетителей здесь разыгрывает шекспировскую трагедию.
Именно из таких зарисовок состоит вся изысканность фильма.«Патерсон» не прост в определении жанра, однако очень прост в своей подаче. Его бессюжетность как никогда близка к жизни, а глубина (возможно, не всеми замеченная) заставляет отказаться от любого сюжетного конфликта в пользу созерцательного портрета тихого и очень влюбленного в жизнь поэта Патерсона. Неспроста о его стихах знает только Лора и угрюмый бульдог Марвин, который, вероятней всего, вообще не любит поэзию.
Джармуш прячется за спиной у Адама Драйвера, зовет выдающегося поэта Нью-йоркской школы Рона Пэджетта написать те самые стихи, цитирует в «Патерсоне» Эмили Дикинсон, Уильяма Карлоса Уильямса, Фрэнка О’Хару, Уоллеса Стивенса и даже Метод Мэна из Wu-Tang Clan. А поэзия самого Джармуша, тем временем, выливается в особенную повествовательную форму фильма — его любимый метод сочинять стихи.
Ratings in depth
- #ПрямикомВКино