В сигарном дыму событий
Май 1940 года. Гитлеровские войска в невероятном темпе захватывают Европу. Правительству Великобритании остается только читать депеши о капитуляции стран и с ужасом наблюдать, как их армия оказывается окружена врагом. Когда кажется, что кроме переговоров ничего не осталось, на пост премьер-министра Соединенного королевства назначают Уинстона Черчилля. А у него свои мысли касательно участия в войне.
Байопик Джо Райта изначально считался темной лошадкой. Тема Дюнкерка поднималась в фильме Нолана, фигура легендарного британского премьера всем приелась, а превращение худосочного Олдмана в располневшего старика выглядело сомнительным даже на словах, не то что на деле. Да и сам режиссер после «Искупления» ничем не запомнился, кроме провала с «Пэном». Но, как оказалось, контроверсивная фигура Черчилля помогла Райту напомнить всем о своих талантах. Хотя сомневаюсь, что возвращение в высшую лигу было бы таким ярким без Олдмана.
«Актер актеров», как многие его называют, сначала не хотел играть Черчилля. Во-первых, пугало чувство ответственности. Во-вторых, сказывалась огромная разница в физических кондициях. Но Райт оказался убедительным. Олдман год провел в исследованиях, постоянно оставаясь в образе Черчилля, и судя по интервью, превратился в самого преданного фаната премьер-министра. Результатом стала блестящая роль, которая уже принесла актеру «Золотой глобус» и награду Ассоциации кинокритиков. К сожалению, даже самый качественный дубляж не позволяет в полной мере ощутить образ Черчилля, поэтому советуем смотреть ленту в оригинале.
Стоит отметить второстепенных актеров, которые, спрятавшись в сигарном дыму, смогли подчеркнуть образ политика. Кристин Скотт Томас великолепно сыграла Клементину Черчилль, у Бена Мендельсона вышел нехарактерно приземленный образ короля Георга VI, а Лили Джеймс, кажется, намного уютнее в роли британской девушки 1940-х, чем миленниала.
Любопытным ходом сценариста Энтони МакКартена стало смещение акцентов с войны на личность Черчилля. В итоге главным антагонистом фильма оказался не Гитлер, противостояние с которым происходит на фоне, а соперники Уинстона из Консервативной партии — Невилл Чемберлен и виконт Галифакс. Это помогло убрать лишний пафос из картины (хотя он, безусловно, есть) и добавить фильму актуальности. Политические интриги во время войны, знакомо, разве не так? Кроме того, правильно расставленные акценты по ходу повествования убирают двусмысленность утверждения «да — войне». Вовремя добавленные патриотические нотки хоть и повышают градус пафоса в кульминационной сцене, но в то же время помогают провести линию между понятиями «нападение» и «защита собственной земли». Удивительно, но с этой точки зрения для Украины фильм оказывается важнее, чем для Британии.
Darkest Hour / Оригинальное название
125 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
18 января 2017 / ПРЕМЬЕРА
историческая драма / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Джо Райт
СЦЕНАРИЙ:
Энтони МакКартен
В РОЛЯХ:
Лили Джеймс
Гари Олдман
Бен Мендельсон
Кристин Скотт Томас
Стивен Диллэйн
Пип Торренс
Сэмюэл Уэст
Рональд Пикап
Ханна Стил
Эдриан Роулинз
ПРОКАТЧИК:
B&H FILM DISTRIBUTION COMPANY
Если исполнители ролей Чемберлена и Галифакса, Рональд Пикап и Стефен Диллэйн очень похожи на своих прототипов, то Олдмана превратила в Черчилля команда японского гримера Кацухиро Суджи, которого актер вспоминает в каждом интервью. Результат работы сложно переоценить — несмотря на огромное количество крупных планов, заметить изъяны мейкапа невозможно. Многие эксперты уже назвали маску Черчилля новым шагом во всей индустрии (а кинокритики даже вручили фильму награду за лучший грим).
Ставя во главе работу Олдмана и его гримера, может показаться, что «Темные времена» — не больше чем бенефис выдающегося актера. Однако Джо Райт окутал свою главную звезду по-настоящему оригинальными визуальными решениями.Так потрясающая работа со светом подчеркнула изменения в образе Черчилля — от изгоя, отданного на съедение и до надежды целого народа.
Строение картины вокруг одного персонажа, ее упор на диалоги и акцент на политической борьбе делает фильм абсолютным антиподом «Дюнкерка» Кристофера Нолана, где слова заменялись действием, а деперсонализация возведена в абсолют. При этом они отлично играют дуэтом — сражение со временем на одной стороне Ла-Манша перекликается с мечущимся в поисках решения Черчиллем на другой.
Единственное, в чем можно упрекнуть фильм — это в классическом пафосе войны, который хоть и был приглушен удачным сценарием, но иногда прорывается наружу канонадой войск вермахта. Также бросается в глаза существенное обеление фигуры премьер-министра — мимолетные фразы о былых ошибках позволяют киношному Черчиллю предстать в куда лучшем свете, чем в реальной жизни. Но с другой стороны, чего еще ждать от байопика?
В итоге мы получили отлично поставленную историю об одном из величайших политических лидеров ХХ века. Гари Олдмен уверенно идет к «Оскару», а вы не менее уверенно поспешите в кинотеатр — пропускать такой перформанс, да еще и с настолько явным социальным подтекстом, никак не стоит.