Даже сатирики иногда грустят

Гас Ван Сент начал карьеру как надежда американского независимого кино, герой ЛГБТ-сообщества и главный любимчик рок-музыкантов (к слову, его одноклассники основали группу Talking Heads). Снятая на собственные деньги дебютная лента «Дурная ночь» считается инди-классикой, в «Аптечном ковбое» сыграл легендарный битник Уильям С. Берроуз, а «Мой личный штат Айдахо» поразил Венецию. Но за головокружительным успехом последовала череда провалов. Смерть Ривера Феникса поставила крест на многообещающем проекте Ван Сента – ленте об Энди Уорхоле, и режиссер посвятил другу провокативную и неудачную комедию «Даже девушки-ковбои иногда грустят».

Следующий фильм, «Умница Уилл Хантинг», стал хитом, но подорвал репутацию Ван Сента как режиссера «не для всех». Дальше – «Харви Милк», неоднозначный ремейк «Психо», эксперименты и мистическое «Море деревьев», которое так освистали в Каннах, что дистрибьюторы попросту отказались его прокатывать. Не удивительно, что для своего триумфального возвращения Ван Сент решил закончить давний проект «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» – ленту о том, как сложности и душевные (а иногда – и очень даже телесные) травмы могут стать катализатором для внутренних перемен.

Сложно сказать, какой была бы лента, сними Ван Сент ее двадцать лет назад. Можно предположить, «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» был бы похожа «Общества мертвых поэтов» – духоподъемная и трогательная картина с фирменной смесью юмора и серьезности Уильямса

У Джона Каллахана (его в ленте играет Хоакин Феникс, чью карьеру Ван Сент почти собственноручно запустил больше двадцати лет назад) была тяжелая и странная жизнь. Родители от него отказались еще в младенчестве, а приемная семья так и не стала родной. В 12 лет Джон начал пить, а в 21 попал в жуткую автокатастрофу, оказался парализованным ниже груди и еще сильнее ударился в пьянство. А затем произошло то, что можно условно назвать чудом – Каллаган вдруг обратился за помощью в общество Анонимных Алкоголиков и начал приводить свою жизнь в порядок. В этом мучительном процессе его спасало одно – черное чувство юмора, которое в итоге и принесло Джону славу карикатуриста.

Уже будучи чрезвычайно известным сатириком, Каллахан написал автобиографию, права на которую почти немедленно выкупил Робин Уильямс. Актер даже предложил Гасу Ван Сенту снять экранизацию книги с ним в главной роли, но проект надолго завис и был реализован уже без Робина. Сложно сказать, какой была бы лента, сними Ван Сент ее двадцать лет назад. Можно предположить, что это было бы что-то вроде «Общества мертвых поэтов» – духоподъемная и трогательная картина с фирменной смесью юмора и серьезности Уильямса. Наберусь смелости сказать, что такая интерпретация жизни Каллагана была бы менее оригинальной, чем та, которую мы получили.

DON’T WORRY, HE WON’T GET FAR ON FOOT / Оригинальное название

113 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
30 августа 2018 / ПРЕМЬЕРА

фильм со Скалой / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Гас Ван Сент

СЦЕНАРИЙ:
Гас Ван Сент
Джон Каллахан

В РОЛЯХ:
Хоакин Феникс
Руни Мара
Джона Хилл
Джек Блэк
Марк Уэббер

ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic

Хоакин Феникс в очередной раз доказывает, что его не зря считают одним из лучших драматических актеров современности: он мечется в истериках, лихо гоняет в инвалидном кресле и хамит всем подряд, а затем с невероятной уязвимостью просит прощения и поддерживает больного наставника.

Хоакин Феникс в очередной раз доказывает, что его не зря считают одним из лучших драматических актеров современности: он мечется в истериках, лихо гоняет в инвалидном кресле и хамит всем подряд, а затем с невероятной уязвимостью просит прощения и поддерживает больного наставника. К слову о наставнике – Джона Хилл не совсем распрощался с привычным амплуа самоуверенного шутника, но под конец истории его персонаж становится чуть менее шаблонным. К сожалению, любовный интерес Каллахана в лице Руни Мары так и не оживает – героиня настолько стереотипная, что меня до конца ленты не покидало ощущение, будто за идеальным фасадом скрывается жуткая тайна, которая должна сделать персонажа чуть интереснее.

Лучшие моменты в «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» – сцены, в которых Ван Сент делает ставку не на трагизм истории, а на своеобразное чувство юмора художника и на мелкие, но важные детали его жизни. Лента снята в почти документальном стиле и преимущественно с помощью крупных планов. Зритель узнает все тонкости системы Анонимных Алкоголиков, особенности сексуальной жизни людей с инвалидностью и следит за созданием знаменитых карикатур Каллахана. Джон выступает и главным рассказчиком: о ключевых событиях мы догадываемся с его слов и видим, как с каждым монологом отношение художника к своей истории немного меняется.

Когда Ван Сент позволяет ленте стать слишком мелодраматичной, она начинает смахивать на одну из многих слезливых, но мотивирующих драм на Netflix.

В то же время, когда Ван Сент позволяет ленте стать слишком мелодраматичной, она начинает смахивать на одну из многих слезливых, но мотивирующих драм на Netflix. К счастью, режиссер почти всегда вовремя себя одергивает и возвращает истории необходимую дозу сарказма. Иногда Ван Сент и вовсе подмигивает своим старым поклонникам: коллег Каллахана по реабилитации играют иконы контркультуры Бэт Дитто и Ким Гордон. Еще один давний приятель режиссера, Дэнни Эльфман, отвечает за саундтрек фильма. Такой выбор композитора мог бы затянуть ленту еще ближе к территории очаровательных духоподъемные картин, но все обошлось – известный своими сказочными мотивами Эльфман написал сдержанную, но атмосферную музыку.

После многих лет метаний и экспериментов, Гас Ван Сент снял ленту, в которой инди-корни режиссера органично вплетаются в привлекательную для массового зрителя канву. Конечно, для людей, знакомых с творчеством и жизнью режиссера, история будет восприниматься немного по-особенному – факт работы Ван Сента с братом погибшего друга и то, что Гас лично знал уже Каллахана, прибавляет картине гораздо больше интимности. И все же, «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» – не эксперимент узкого круга ценителей, а вполне развлекательный фильм с затягивающим драматичным сюжетом и изобилием черного юмора.

Ratings in depth

  • #НужноУвидеть
4 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #НужноУвидеть
4 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: