Даже сатирики иногда грустят
Гас Ван Сент начал карьеру как надежда американского независимого кино, герой ЛГБТ-сообщества и главный любимчик рок-музыкантов (к слову, его одноклассники основали группу Talking Heads). Снятая на собственные деньги дебютная лента «Дурная ночь» считается инди-классикой, в «Аптечном ковбое» сыграл легендарный битник Уильям С. Берроуз, а «Мой личный штат Айдахо» поразил Венецию. Но за головокружительным успехом последовала череда провалов. Смерть Ривера Феникса поставила крест на многообещающем проекте Ван Сента – ленте об Энди Уорхоле, и режиссер посвятил другу провокативную и неудачную комедию «Даже девушки-ковбои иногда грустят».
Следующий фильм, «Умница Уилл Хантинг», стал хитом, но подорвал репутацию Ван Сента как режиссера «не для всех». Дальше – «Харви Милк», неоднозначный ремейк «Психо», эксперименты и мистическое «Море деревьев», которое так освистали в Каннах, что дистрибьюторы попросту отказались его прокатывать. Не удивительно, что для своего триумфального возвращения Ван Сент решил закончить давний проект «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» – ленту о том, как сложности и душевные (а иногда – и очень даже телесные) травмы могут стать катализатором для внутренних перемен.
У Джона Каллахана (его в ленте играет Хоакин Феникс, чью карьеру Ван Сент почти собственноручно запустил больше двадцати лет назад) была тяжелая и странная жизнь. Родители от него отказались еще в младенчестве, а приемная семья так и не стала родной. В 12 лет Джон начал пить, а в 21 попал в жуткую автокатастрофу, оказался парализованным ниже груди и еще сильнее ударился в пьянство. А затем произошло то, что можно условно назвать чудом – Каллаган вдруг обратился за помощью в общество Анонимных Алкоголиков и начал приводить свою жизнь в порядок. В этом мучительном процессе его спасало одно – черное чувство юмора, которое в итоге и принесло Джону славу карикатуриста.
Уже будучи чрезвычайно известным сатириком, Каллахан написал автобиографию, права на которую почти немедленно выкупил Робин Уильямс. Актер даже предложил Гасу Ван Сенту снять экранизацию книги с ним в главной роли, но проект надолго завис и был реализован уже без Робина. Сложно сказать, какой была бы лента, сними Ван Сент ее двадцать лет назад. Можно предположить, что это было бы что-то вроде «Общества мертвых поэтов» – духоподъемная и трогательная картина с фирменной смесью юмора и серьезности Уильямса. Наберусь смелости сказать, что такая интерпретация жизни Каллагана была бы менее оригинальной, чем та, которую мы получили.
DON’T WORRY, HE WON’T GET FAR ON FOOT / Оригинальное название
113 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
30 августа 2018 / ПРЕМЬЕРА
фильм со Скалой / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Гас Ван Сент
СЦЕНАРИЙ:
Гас Ван Сент
Джон Каллахан
В РОЛЯХ:
Хоакин Феникс
Руни Мара
Джона Хилл
Джек Блэк
Марк Уэббер
ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic
Хоакин Феникс в очередной раз доказывает, что его не зря считают одним из лучших драматических актеров современности: он мечется в истериках, лихо гоняет в инвалидном кресле и хамит всем подряд, а затем с невероятной уязвимостью просит прощения и поддерживает больного наставника. К слову о наставнике – Джона Хилл не совсем распрощался с привычным амплуа самоуверенного шутника, но под конец истории его персонаж становится чуть менее шаблонным. К сожалению, любовный интерес Каллахана в лице Руни Мары так и не оживает – героиня настолько стереотипная, что меня до конца ленты не покидало ощущение, будто за идеальным фасадом скрывается жуткая тайна, которая должна сделать персонажа чуть интереснее.
Лучшие моменты в «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» – сцены, в которых Ван Сент делает ставку не на трагизм истории, а на своеобразное чувство юмора художника и на мелкие, но важные детали его жизни. Лента снята в почти документальном стиле и преимущественно с помощью крупных планов. Зритель узнает все тонкости системы Анонимных Алкоголиков, особенности сексуальной жизни людей с инвалидностью и следит за созданием знаменитых карикатур Каллахана. Джон выступает и главным рассказчиком: о ключевых событиях мы догадываемся с его слов и видим, как с каждым монологом отношение художника к своей истории немного меняется.
В то же время, когда Ван Сент позволяет ленте стать слишком мелодраматичной, она начинает смахивать на одну из многих слезливых, но мотивирующих драм на Netflix. К счастью, режиссер почти всегда вовремя себя одергивает и возвращает истории необходимую дозу сарказма. Иногда Ван Сент и вовсе подмигивает своим старым поклонникам: коллег Каллахана по реабилитации играют иконы контркультуры Бэт Дитто и Ким Гордон. Еще один давний приятель режиссера, Дэнни Эльфман, отвечает за саундтрек фильма. Такой выбор композитора мог бы затянуть ленту еще ближе к территории очаровательных духоподъемные картин, но все обошлось – известный своими сказочными мотивами Эльфман написал сдержанную, но атмосферную музыку.
После многих лет метаний и экспериментов, Гас Ван Сент снял ленту, в которой инди-корни режиссера органично вплетаются в привлекательную для массового зрителя канву. Конечно, для людей, знакомых с творчеством и жизнью режиссера, история будет восприниматься немного по-особенному – факт работы Ван Сента с братом погибшего друга и то, что Гас лично знал уже Каллахана, прибавляет картине гораздо больше интимности. И все же, «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» – не эксперимент узкого круга ценителей, а вполне развлекательный фильм с затягивающим драматичным сюжетом и изобилием черного юмора.
Ratings in depth
- #НужноУвидеть
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #НужноУвидеть