Эпизод 4: «Величайшая из историй»

«Американские боги»  –  Сезон 2  –  Серія 4/8

<Третья серия

Весь сезон

Четвертая серия обычно бывает для сериала переломной — фигуры очерчены, персонажи расписаны, мотивация готова, так что наступает время действия. Новый эпизод «Богов» действительно отличается от предыдущих — тут и мощный диалог о расовой проблеме, и интересное представление нового мифа. Вот только без «но» не обойтись. Давайте по порядку.

Открывающая сцена знакомит нас с влюбленным в технологии парнем, который умудряется заставить компьютер писать музыку не хуже Баха. Визуально его связывают с Техномальчиком, так как именно тот является божественным воплощением технологий. В то же время шоураннеры оставляют яркий визуальный вопрос — это миф помог человеку создать что-то новое или именно желание парня добавить в холодный мир нулей и единиц чистого творчества породило бога? Ответ нам дадут в конце серии.

Тень, прибывший в Каир, тем временем развлекается с Бастет — египетской богиней любви, женской красоты и плодородия. Вот вам интересный факт: во времена ранних династий фараонов она изображалась с головой львицы. Почему? Потому что кошки тогда еще не были одомашнены. Позже львиная сущность существовала параллельно, ассоциируясь с агрессией. В части верований Бастет и Тот являются сестрой и братом, по матери Хатхор.

Среда забирает своего телохранителя в Сент Луис на встречу с еще одним богом. Даже не знаем, как трактовать Деньги — все же новым мифом его назвать язык не повернется. Так или иначе, миф нам представляют очень удачно. Тут и ретроградность Тени, и девочки-герлскауты как образ кристально чистого пожертвования денег, и метафора мира, который останавливается, когда речь заходит о финансах. Разговор мистера Мира, Одина и Денег подчеркивает нейтральность последнего в любых вопросах — ему не нужно занимать чью-то сторону для получения прибыли.

Параллельно с этим происходит драма имени Техномальчика. Тот, пытаясь исправить оплошность с Аргусом, отправляется к своему старому другу из открывающей сцены и предлагает создать новую систему слежения, говоря преимущественно метафорами. В итоге парня отвлекает Медиа, а Мистер Мир, показав несостоятельность молодого бога, уничтожает его. Это можно было бы трактовать как ответ на вопрос, который мы поставили ранее. Выходит, что именно создание технологии породило миф, а не наоборот. Как только человек, создавший его, отвернулся (смотря на геометрические фигуры?), Техномальчик потерял силы.

Если честно такое сюжетное решение звучит сомнительно. В первом сезоне парень был могуществен, но молод, горяч и амбициозен. Во втором мы видим его как мелкую пешку Мистера Мира, которая никак себя не проявляет и выступает исключительно посыльным. И это при том, что вера человечества в технологии куда четче и яснее, чем вера в глобализацию. Да и чрезмерно метафорическое общение в стерильном белом помещении превратило сцену в одно длинное «Что?». Особенно, когда в это же время происходил куда более контрастный диалог.

Сразу нужно сказать, что разговор Ананси, Билкис и Тота обсуждать смысла нет. Почему? Потому что для нас это не более чем красивые слова — мы живем вне американского контекста и тем более вне контекста афроамериканцев. А умом такие проблемы понимать глупо. Стоит только акцентироваться на том, что пока это одна из лучших сцен за весь второй сезон. Особенно в том, как четко и хладнокровно Ананси разбивает аргументы более миролюбивого Тота. Особой глубины сцене добавляет тот факт, что все трое богов — африканцы, существовавшие задолго до появления США.

Теперь же о «но». Я не зря разделил эпизод на три отдельных сцены. Странные игры новых шоуранеров с повествованием разбивают сериал на куски, которые очень сложно свести вместе. Медитативность повествования, которая обычно достигается неспешным темпом и необходимостью детального изображения мотивации/событий, здесь отсутствует. Из-за непонимания причинно-следственных связей в действиях героев происходящее рассыпается, а неровный темп только ухудшает ситуацию. Например здесь у нас довольно бодрый эпизод с участием Тени и Одина оттеняется крайне медленным противостоянием новых богов и сильной, но крайне выбивающейся из общей сюжетной канвы дискуссией о расовой дискриминации.

Такие вот дела.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: