Эпизод пятый: «Твой лимонный аромат»
После передышки сериал со скрипом начал двигать сюжет, представил нового бога и добавил юмора
Мы опять вернулись к обычному положению вещей. В этот раз открывающая сцена рассказывает о смерти богов. Она неминуема, если о них забывают. Кроме того, в кадре появляется наш знакомый бизон. Здесь он олицетворяет американскую землю, на которую прибывает первобытное племя.
Встреча Лоры и Тени. Последний не особо удивился подобному развитию событий, быстро раскусив причину возвращения жены из мира мертвых. Сцена итогового примирительного поцелуя интересна в двух аспектах. Во-первых, формально это некрофилия, а значит шоу замахнулось на лавры Николаса Рефна. Во-вторых, она на пальцах объясняет, что центральную роль в возвращении Лоры из мира мертвых сыграла не столько монета (она всего лишь инструмент), сколько чувства Тени.
Параллельно мы видим встречу Техномальчика и Медиа, которая в этот раз предстает в образе Зигги Стардаста (сценический образ Дэвида Боуи). Богиня отчитывает мальца за линчевание Тени и велит извиниться перед Средой и его миньоном, вспоминая о мистере Мире. С ним мы встретимся чуть позже, но остановимся на речи Медиа (которая практически полностью состоит из цитат Боуи). Она вспоминает о «нападении марсиан в 1938-м» и «человеке, который висит в небе».
Первое — намек на известный радиоспектакль «Война миров», который в 1938-м году поставил Орсон Уэллс в эфире станции CBS. Американцы, привыкшие доверять медиа, поверили в нападение марсиан на Землю и устроили настоящую панику, покидая дома или баррикадируясь с оружием.
Второе — отсылка к персонажу Дэвида Боуи майору Тому, который благодаря медиа получил собственную жизнь, появляясь не только в творчестве музыканта, но и во многих произведениях мировой поп-культуры. Оба примера — яркая иллюстрация власти Медиа над миром.
Мистер Мир — верховный новый бог, который олицетворяет глобализацию и тотальную информатизацию мира.
Комментарий осторожного редактора:
«Американские боги» вот уже пятую серию подряд занимаются представлением героев и расстановкой сил. Сюжет практически не двигается, но мощные образы и колкие диалоги до сих пор работают. Такое себе попурри из истории и быта Соединенных Штатов Америки. Что еще важно — в новом эпизоде авторы отошли от книги, теперь и читавшие роман тоже вопросительно смотрят на экран.
Ключевой момент — диалог Медиа, Техномальчика и мистера Мира с Одином (раскрытие героя Иэна Макшейна произошло без особого пафоса). Здесь стоит поговорить о внешности новых богов. Она прекрасно коррелирует с историей США — современные божества являются успешными, молодыми, белыми людьми, возникшими из мультикультурного наследия старых богов. Стоит отметить Медиа, богиню, которая уже устаревает, отчего пытается запомниться молодому поколению ностальгическими цитатами (Люси Рикардо, Дэвид Боуи, Мэрлин Монро). Устаревание современных богов вообще является едва ли ни главной для них проблемой (Техномальчик из романа 2001-го года и Техномальчик в 2017-м — две большие разницы). Нил Гейман дико доволен, что экранизация выходит именно сейчас — раньше ТВ не готово было к такому смелому шоу, плюс технологический бум играет на руку создателям.
Ну и пару слов в защиту филлерной четвертой серии. Буквально с первых кадров пятого эпизода понятна задумка авторов. Не будь такой длинной истории о прошлом Лоры и Тени, нам было бы трудно почувствовать удивление главного героя. Мертвую жену наделили новой полноценной сюжетной аркой, да и вообще, ее экранное время ничуть не меньше времени Тени — Фуллер же обещал расширить женские роли.
События в участке, куда забирают Тень и Среду, наконец-то хоть немного двигают сюжет вперед. Мы знакомимся с мистером Миром в исполнении Криспина Гловера, который появляется вместе с Медиа в образе Мэрилин (монолог отсылает к теории заговора. Многие считают, что актрису убило ЦРУ из-за её связей с Кеннеди).
Новый бог, который представляет глобализацию, пытается договориться с Одином, попутно окончательно раскрыв его личность (если кто еще не догадался). Сделка, которую он предлагает, крайне любопытна. Персонаж Гловера обещает Среде создать новый культ Одина, назвав его именем военную систему. Учитывая, что мы говорим о боге войны, это кажется оправданным. Тем более, что Медиа упоминает актуальный конфликт с Северной Кореей (вспомните артиллерийские учения, за которыми следили войска США и Южной Кореи). Но, как позже объясняет сам Среда, все совсем не так, как себе представляют современные мифы.
Старик проводит линию между старыми и новыми богами. Если вторые всего лишь занимают время людей, то первые давали им жизненную цель. Именно этим и объясняется живучесть старых мифов, которые зависят в первую очередь от человеческой веры, а не от количества упоминаний, кликов или поисковых запросов. Поэтому Медиа настолько переменчива, Техномальчик очень спешит, а мистер Мир пытается договориться с Одином — у новых богов нет базиса, они существуют в переменчивом мире, который завтра может стать совсем другим. А вот воспоминания о старых богах останутся, что делают их весомой угрозой, и с ней лучше договориться.
Немного неясно, почему Тень так паникует после встречи с новыми мифами. Он уже встречался с Техномальчиком и Медиа, создавал снег и говорил с мертвой женой. Неужели этого мало, чтобы поверить в то, что мир не такой, каким его все видят? Судя по всему, материалистическая вера главного героя сильнее, чем можно было подумать.
Побег из участка сопровождается появлением загадочного бога, которые прорастает сквозь людей и пытается достать главных героев. Вполне возможно, что он как-то связан с Мировым древом Иггдрасиль и сном Тени, который нам показали в первой серии. Интрига!
Один — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов, бог войны и победы, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий.
Ключевые моменты:
— Паук. Маленький помощник Среды, которые открывает наручники — это Ананси, которого мы видели в начале второй серии. В книге он был одним из главных героев, но в шоу бог пока что предпочитает оставаться пауком.
— Юмористический эпизод с попыткой Безумного и очень невезучего Суини забрать у Лоры свою монету намекает на то, что нас ждет целая сюжетная линия. Судя по всему, это не последняя попытка лепрекона забрать свой артефакт.
— Не менее юмористический эпизод с разговором Среды и ворона отсылает нас к Хугину и Мунину, о которых мы рассказывали в предыдущем рекапе.
— Мистер Мир вспоминает о сне Тени. Его показали в первой серии — костяной лес, посреди которого прорастает Иггдрасиль.
Превью шестой серии: