Эпизод шестой: «Убийство богов»
«Американские боги» никак не хотят двигать сюжет вперед, но от окончательного превращения в визуальную лекцию по философии сериал спасает юмористическая составляющая.
Нельзя снимать сериал о богах и не трогать христианство. Но «Американские боги» даже это делают вызывающе — убивая мексиканского Иисуса (напомню, что Среда говорил о множестве Иисусов, так как потребность в них высока). Открывающая сцена поднимает вопрос истинности веры, ведь неизвестные американские ксенофобы расстреливают нелегалов с оружия, гравированного цитатами из Библии. Авторы шоу прозрачно намекают, что носить символы веры не означает верить.
Первые несколько минут туго набиты религиозными отсылками. Хождение по воде, пробитые руки Христа, и его «распятая» поза с кровоточащим сердцем на груди. Еще большей символичности добавляют пули «Вулкан», о которых мы узнаем позже.
Но пока вернемся к Среде и Тени, которые убежали из участка. Последний, к слову, все еще очень удивлен происходящим и показывает невероятную проницательность, до сих пор не разгадав истинную личность своего начальника (которого уже напрямую назвали Одином в прошлой серии). Мун рассказывает боссу об ожившей Лоре, но тот не сильно проявляет интерес, а потом еще и быстро увозит подчиненного от стремительно догоняющей их подружки.
Это оказывается отличным ходом, так как мы наконец-то получаем сюжетную линию, которая не дает заснуть. Речь, конечно же, о новообразованном трио Лора-Суини-Салим (парень, полюбивший джина). Мертвая подружка и лепрекон вообще пока претендуют на звание лучшей пары сериала, добавляя визуальному шоу Фуллера хоть немного огня своим юмором.
Оказывается, что джин не забрал жизнь Салима, а подарил ему новую — возможность работать таксистом. Правда парню очень понравилось общаться с божеством, так что он разыскивает его в США. В результате знакомства троица скатывается в экзистенциальный кризис поиска своего места в жизни, что приводит их в Луизиану к родителям Лоры. Зачем? Чтобы она мысленно послала их и уехала обратно. Фуллер показывает чудеса затягивания сценария.
Тем временем Среда с Тенью прибывают в городок Вулкан, чтобы встретиться со старым другом Одина. Им оказывается местный индустриальный магнат, хромающий на одну ногу. Видать потому, что в детстве мама сбросила его с Олимпа, сочтя слишком хилым. Да, мы говорим о Гефесте или, как его называли в Древнем Риме, Вулкане. К слову, мамой была Гера.
Вулкан — древнеримский бог огня, вулканов и покровитель кузнецов. Был полностью списан с древнегреческого бога Гефеста.
При встрече оказывается, что римский бог отлично себя чувствует благодаря собственному оружейному заводу, на котором иногда случаются несчастные случаи, сопоставимые с падением в вулкан (расплавленная сталь = лава). Горожан периодические смерти не пугают — Фуллер и Гейман пользуются актуальной политической повесткой и показывают типичный центр США, где свобода ассоциируется исключительно с дядюшкой Кольтом и его друзьями. Для усиления образа, все вулканцы (привет, Спок!) одеты в черную милитари форму с красной повязкой — явная отсылка к диктаторским режимам, которые поддерживает культ силы. Не удивительно, что несколько смертей в год их не смущают. Главное, чтобы завод исправно производил главный атрибут госпожи Свободы — оружие.
Хоть Среда и знал о том, что его друг — собственник мануфактуры, измена товарища для него оказывается новостью. Тот переметнулся к новым богам и стал богом оружия (сделал то, чего не сделал Среда в прошлой серии). Теперь вера людей в оружие и боеприпасы от Вулкана обеспечивает мифу отличную жизнь. Но он все равно зачем-то клянется Одину в верности и кует для него меч, попутно упрекая того в глупости отказа от сделки.
Результат очевиден — Среда, ведомый желанием помочь всем старым богам, а не только себе (он об этом вспоминает в диалоге с Вулканом, говоря, что божественного меда хватает не всем), приносит предателя в жертву, отрезая тому голову свежесделанным мечем. Довольно глупая смерть, которая разве что напугала Тень. Надеемся, последствия будут видны в следующей серии.
Учитывая, что Вулкан не появлялся в книге, можно говорить что главным заданием эпизода было освещение политической повестки. Напомню, что во время предвыборной гонки Клинтон-Трамп велась активная дискуссия касательно ограничений в оружейном законодательстве. Проблема назрела в американском обществе давно — история последнего 10-летия знает достаточно случаев массовых расстрелов в общественных местах.
Эпизод — это сатира на консервативное американское общество, которое словно застряло во временах индустриальной революции. Причем это касается не только остроты оружейного вопроса, но и все еще болезненных тем ксенофобии/расизма. Впервые шоураннеры настолько явно говорят о политике.
Мистер Вуд — древний бог дерева, который сейчас работает с новыми мифами.
Ключевые моменты:
— Убийство богов. В этой серии впервые показали смерть мифических существ, хотя они исчезают только когда о них забывают. Но, что интересно, в обоих случаях оружие было необычным — Иисуса убили пули Вулкана, а самого бога огня убили специально выкованным мечом. Осталось дождаться объяснений, если они будут.
— Дерево. Таинственное дерево из прошлой серии — это мистер Вуд, который в книге был приспешником мистера Мира. Судя по словам Среды, бог возник из веры человечества в деревья. Учитывая то, что древесина долго была главным стройматериалом, а теперь активно используется в декоре и фурнитуре, этот довольно размытый мифический герой неплохо устроился.
— Виселица. Петля, которую Вулкан показывает Тени — это не только напоминание о его линчевании. Это еще один атрибут американской глубинки, где расизм все еще считается обыденностью.
Иисус — центральная личность в христианстве и предсказанный в Ветхом Завете Мессия, сын божий, ставший искупительной жертвой за грехи людей.
Превью седьмой серии: