Оскар 2019: без ведущего, без политики и без проблем

Никто не знал, что будет с 91-й церемонией «Оскар». Награждение проходило без ведущего, но слухи о «тайном» хосте ходили вплоть до самого старта трансляции. Киноакадемия собиралась выдать трофеи в четырех технических номинациях в рекламной паузе, но потом случился скандал и их благодарственные речи нам таки показали. Красную дорожку захватил розовый тренд, но самое потрясающее платье оказалось у мужчины. Длительность торжества обещали сократить, но вышло аж на 12 минут меньше экранного времени. Подводим итоги «Оскара», вспоминая самые памятные моменты шоу.
https://youtu.be/CiFkVp-R088
Потерянный ведущий
91-я церемония «Оскар» показала то, в чем мы и так не сомневались — ее атмосферу делают не ведущий и хорошо срежиссированные гэги, а сами участники торжества. Церемонию открыли звезды SNL Майа Рудольф, Тина Фей и Эми Полер. Коллеги несколько раз сделали акцент на том, что официально хостами не являются, но на сцене все равно задержатся подольше, чтобы завтра утром USA Today напечатали их на первой полосе.
Мы то и без открывающего монолога знали, что Тина и Эми — идеальные «хозяйки вечера». Актрисы успели трижды провести «Золотой Глобус» и на нашей памяти, это лучшие три церемонии за последний десяток лет. Насчет Майи Рудольф тоже сомнений не было — в прошлом году она и Тиффани Хадиш были единственными звездами на сцене Dolby, кто сумел легко и без затяжных пауз шутить как о темнокожих, так и на колкие темы MeToo.
https://youtu.be/Jsi_Rd2OVFU
Совсем скоро эстафету у подруг подхватила Мелисса Маккарти, которой помогал Брайан Тайри Генри. Ребята вышли на сцену огласить победителя за «Лучший дизайн костюмов» и чтобы отметить всю утонченность профессии, надели самые нелепые в мире королевские костюмы. Добавьте сюда слова Маккартни с величественным лицом о том, как одежда не должна отвлекать от сюжета, а потом крупный план на перчатку-кролика, которой она пыталась открыть конверт.
В целом после церемонии мы теперь понимаем, почему на красной дорожке в этом году было много комиков — позвать спасать ситуацию без ведущего следовало именно их. Киган-Майкл Ки, к примеру, как настоящая английская леди спустился в зал театра Dolby с зонтиком в руках, прежде чем представил песню из фильма «Мэри Поппинс возвращается». Майкл Майерс и Дана Карви вышли представлять «Богемскую рапсодию», а на самом деле принесли на сцену немного вайба из картины Wayne’s World. Напомню, что именно этот фильм задал тренд горланить легендарный хит Queen в машине. Джеймс МакЭвой и Данаи Гурира давали наград за «Лучший звук», поэтому свою речь орали и шептали — оригинально.
https://youtu.be/RjYsTQvOvDw
Особенно выделился Тревор Ноа. Представляя «Черную пантеру» южноафриканский комик начал рассказывать о своей жизни в Ваканде, а потом процитировал Т’Чаллу на родном наречии Кхоса, переведя фразу как «В нынешние времена мы сильнее, когда сражаемся вместе, чем порознь». На самом деле он сказал «Белые не догадываются, что я вру».
Вечер имени Queen
https://youtu.be/XwbCfVEB5EM
Кто бы подумал еще в ноябре, после выхода «Богемской рапсодии» на большие экраны, что байопик о Фредди Меркьюри поднимется до таких высот. Напомню, что критики разнесли картину, назвав абсолютно банальным схематично склеенным на хайлайтах фильмом. Но бокс-офис ленты показал, что кино зрители все таки любят, и вероятней всего не за «гениальную» режиссуру Брайана Сингера и Декстера Флетчера, а только потому, что это Queen. Формула, как оказалось, сработала на всех уровнях — байопик вполне ложится в жанр условного мюзикла, вся картина празднует музыкальное наслаждение группы, а фанаты спешат в кино лишь бы увидеть, как воспроизвели знаменитый концерт Live Aid. Члены Киноакадемии оказались такими же людьми попроще — церемонию открывало живое выступление с «квинами» и Адамом Ламбертом (в июле ребята едут в мировое турне — лучшей площадки для тизера концертов не найти), а на счету фильма целых четыре награды — самое большое количество для номинанта в этом году (лучшая мужская роль, лучший монтаж, лучший звук, лучший звуковой монтаж).
Мы в редакции уже даже устали постоянно возмущаться по поводу этого фильма. Но это ведь не только мы — все западные СМИ называют «Богемскую рапсодию» одним из худших номинантов в истории «Оскара». Игру Рами Малека считают спасательной для фильма, но, думаю, всем нам просто необходимо немного больше времени чтобы осознать, что свой «Оскар» Малик мог получить и за ленту получше. К слову, экранного Фредди так любят в интернете, что я откровенно боюсь писать какую-либо критику по поводу его игры. Скажем так — актер воспроизвел пластику Меркьюри, но во всем остальном ни разу не был похож на реального прототипа.
https://youtu.be/iy4GL6RtVOk
Еще один нюанс — это речь Рами. Уже на которой церемонии подряд Малик благодарит съемочную группу, обращается к Фредди, рассыпается в комплиментах группе Queen, и ни слова о Брайан Сингере. Режиссера, как известно, обвинили в домогательстве уже несколько коллег-парней, при чем некоторые утверждают, что инциденты происходили когда жертвы были несовершеннолетними. Вместо того, чтобы использовать площадку «Оскара» как рупор для привлечения большего внимания к проблеме сексуального абьюзинга в индустрии, Рами просто сделал вид, что у «Богемской рапсодии» не было режиссера.
Речь, которую не обрежешь
Наша любимая и одновременно не любимая часть церемонии — благодарственные речи. Здесь может произойти все что угодно — как нудный спич с читкой имен с бумажки (мы смотрим на вас, команда гримеров фильма «Власть»), так и полная импровизация на повышенных тонах.
Для начала, как забыть феерический скачок Спайка Ли на Сэмюэля Л. Джексона, когда тот вышел получать награду для «Черного клановца» за «Лучший адаптированный сценарий»? Вот и баскетбольные золотые джорданы пригодились режиссеру. К тому же Ли с первой же минуты умудрился обронить f-слово, когда приказал не включать перед ним обратный отсчет времени для благодарственной речи.
https://youtu.be/hy8z_Tq_VHo
Спайк не был бы Спайком, если бы не заговорил о политике, причем на повышенных тонах. Но к концу автор даже поблагодарил своих предков, вспомнив о временах рабства на территории США. Наша любимая Оливия Коулман так не ожидала победить, что на сцену за статуэткой в категории «Лучшая актриса» (единственный «Оскар» для британской «Фаворитки» Лантимоса!) вышла в шоке, после чего начала извиняться перед Гленн Клоуз, передавать привет детям, плакать при упоминании родителей и мужа, рассказывать, как когда-то работала уборщицей и посылать воздушные поцелуи Леди Гаге. Йоргос Лантимос и Эмма Стоун при этом не скрывали слезы, да и мы тоже умилительно вытирали глаза. Прекрасная женщина, давайте больше Оливии Коулман на «Оскаре» всегда.
Внезапно, но всем точно запомнится категория «Лучшая документальная короткометражка», потому что победитель за фильм Period. End of Sentence режиссерка Райка Зехтабчи прямо со сцены объяснила свою эмоциональную реакцию месячными. Зал, конечно, лишь восторженно зааплодировал. Но фильм сам по себе о революции распространения средств интимной гигиены среди женщин Индии, так что ремарка была не только смелая, но и вполне уместная.
https://youtu.be/xVx-zvCjUZU
Леди Гага, кажется, плакала всю церемонию – то над чьей-то речью, то над песней в исполнении Дженнифер Хадсон к фильму RBG. Певицу, оказывается, легко взволновать, так что когда победителем в категории «Лучшая песня» назвали «Shallow» из фильма «Звезда родилась», Гага уже, кажется выплакала почти все. На сцену Стефани поднималась рыдая, но дальше, к счастью, собралась и толкнула мощную речь о том, как надо идти за своими мечтами.
Ну а мы между тем считаем, что лучшим музыкальный момент вечера нам обеспечила именно Гага, а не Queen. Певица cпела на сцене с Брэдли Купером так, что мы требуем «Оскара» для режиссера съемки, который ни разу не отвлекался на реакции из зала, а весь номер транслировал крупный план исполнителей.
Мексика, США и Ваканда
Помните, как прошлом году Джимми Киммел шутил о том, что «Черную пантеру» уже можно поздравить со званием самого кассового фильма без номинаций от Киноакадемии? Ох, Джимми, как же ты ошибался. Супергеройское кино пробилось к «Оскару» и тут же отхватило три трофея — за лучшие костюмы, работу художника-постановщика и саундтрек от Людвига Горансона. Событие уникальное не только тем, что, по сути, африканскую культуру (с вкраплением футуризма) отметили высшей кино-наградой, а и тем, что костюмер Рут Э. Картер, постановщица Ханна Бичлер и декоратор Джей Харт — первые темнокожие лауреаты в данных категориях.
Как мы и предполагали, главный трофей вечера просто не мог уйти полностью испаноязычной ленте, снятой на территории Мексики. «Рома» и «Зеленая книга» взяли по три «Оскара», причем все награды из высшей лиги. У Альфонсо Куарона трофеи за лучшую операторскую работу, режиссеру и иностранный фильм. У «Зеленой книги» — лучшая роль второго плана (Махершала Али), лучший оригинальный сценарий и лучший фильм. Впрочем, голливудское сообщество тоже слегка в недоумении: технически и артистически «Рома» более виртуозное кино — черно-белая панорамная съемка, длинные планы, тонкое переплетение личной сюжетной линии с исторической хроникой. Тогда как «Зеленая книга» — добродушное кино о силе дружбы и рождественском чуде. Нет, история Ширли и Валелонги хороша, но не то чтобы уникальна в своей подаче. Фильмом года заслуживает стать «Рома», но, видимо, Голливуду надоела экспансия мексиканцев. Свой главный приз они отдадут Куарону разве что если он снимет кино с американцами, как это было у «Формы воды» дель Того и «Бердмена» Иньярриту.