«Оскар 2018»: кто победит?

По традиции, не можем держаться в стороне от прогнозов насчет «Оскара 2018». В прошлом году нашей редакции удалось угадать почти всех в ключевых номинациях (даже «Лучший фильм»). Так что теперь вновь попробуем спрогнозировать лауреатов.

Лучший фильм

Заслуживает победить: «Призрачная нить», Пол Томас Андерсон
Альтернатива: «Форма воды», Гильермо дель Торо
Победит: «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», Мартин МакДона

Борьба в этой номинации обещает быть самой непредсказуемой. Пока что главными фаворитами считаются картины Гильермо дель Торо и Мартина МакДоны. Пока я не перешла к обсуждению «ихтиандр vs билборды», расскажу о картине, которая, по моему мнению, заслуживает ключевую награду — «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона. Режиссер как будто перенес на большой экран настоящий роман эпохи модернизма с элементами готики. Это история любви в своей радикальной форме, клаустрофобный но очень красивый рассказ об одержимости властью и эдиповом комплексе. Но «Оскара» ему не видать.

Ситуация с «Формой воды» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» очень неоднозначная. С одной стороны, у дель Торо есть трофей от Ассоциации режиссеров и Гильдии продюсеров — важные награды в контексте прогнозирования «Лучшего фильма». С другой — картина МакДоны взяла главную награду за актерский ансамбль на SAG Awards. Уже который год этот приз является гарантом победы на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм». Но от явного триумфа МакДону удерживает тот факт, что постановщик даже не попал в номинацию «Лучший режиссер». В истории «Оскара» только 4 фильма побеждали в главной номинации без присутствия автора в категории «Лучший режиссер». Последним таким была «Операция “Арго”» в 2013 году.

«Формы воды» — красивое и изобретательное кино, однако это немного предсказуемая история любви красавицы и чудовища. Вместе с тем «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» — прежде всего хорошая работа драматурга и хорошее актерское исполнение, в то время как в режиссуре МакДоне еще не хватает своего отчетливого стиля. Я поставлю на МакДону только потому, что, как мне кажется, история об одноэтажной Америке срезонирует с членами Киноакадемии больше, чем причудливая сказка от мексиканца.

Лучший режиссер

Заслуживает победить: Пол Томас Андерсон, «Призрачная нить»
Альтернатива: Кристофер Нолан, «Дюнкерк»
Победит: Гильермо дель Торо, «Форма воды»

В «Призрачной нити», подобно главному герою — кутюрье Вудкоку, зашивающему в подкладки своих нарядов тайные послания, — Андерсон прячет в своем кино много жанровых элементов и отсылок то к «Пигмалиону» Бернарда Шоу, то к «Ребекке» Альфреда Хичкок. Со свойственной ему скрупулезностью, режиссер заряжает причудливым символизмом то, что, казалось бы, здесь выполняет скорее роль внешнего декора — наряды и блюда, которыми в равной степени одержим персонаж Дэй-Льюиса. По моему мнению, это лучшая режиссерская работа 2017 года.

Вслед за Андерсоном хочется вспомнить про Кристофера Нолана. «Дюнкерк» становится его вариацией военного марша, где все силы брошены на эпический размах и идею гуманизма, в которой режиссер отказался от самого простого способа достучаться до зрителя — через проникновенную историю центрального персонажа. Картина Нолана — это триптих выживания, где драматургия и темп не дают испуганным лицам героев стать больше, чем частью огромного холодного пейзажа.

Но «Оскар» возьмет именно Гильермо дель Торо — увесистый багаж наград от всевозможных киноассоциаций не дасть соврать. «Форма воды» в очередной раз доказала, что Гильермо — настоящий визионер и сказочник. С точки зрения постановки, это лучшая работа мексиканца, в которой автор образцово работает с визуальной стороной ленты, от цветовой палитры, до безмолвного и очень выразительного общения главных героев на «языке любви».

Лучший актер

Заслуживает победить: Тимоти Шаламе, «Зови меня своим именем»
Альтернатива: Дэниел Дэй-Льюис, «Призрачная нить»
Победит: Гэри Олдман, «Темные времена»

Здесь у нас случай когда «Оскар» хочется поделить на три части и отдать каждому из перечисленных. Тимоти Шаламе, пожалуй, поражает в этой компании больше всех хотя бы в силу своего возраста. 22-летняя звезда трогательной драмы «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино показал впечатляющий спектр эмоций и «физиологической» игры, исполнив роль влюбленного подростка Элио. За этим парнем стоит следить внимательно.

В ситуации с Дэниелом Дэй-Льюисом ничего особо не изменилось — ему все так же нет равных в современном кино по степени актерской выразительности. Жесты и мимика Дэй-Льюиса органичны и продуманы на микроуровне. На этот раз в «Призрачной нити» ему достался очень сдержанный и аутичный персонаж, возможно, даже близкий самому Дэниелу. Если великий Дэй-Льюис действительно уходит из кино, то такой ролью не стыдно прощаться со зрителем. Вот только «Оскар» ему не достанется. У актера их уже три, в то время как у его коллеги Гэри Олдмана — ни одного.

Многие аналитики пишут, что награду Олдман заслужил в равной степени как за впечатляющее перевоплощение в Уинстона Черчилля в «Темных временах», так и за выслугу лет. Одного из самых талантливых актеров своего поколения здесь не узнать. И не только из-за стараний заслуженного японского гримера Кацухиро Цудзи (который точно возьмет «Оскар» за лучший грим), но и благодаря блестяще освоенному тембру и повадкам премьер-министра. От себя добавлю, что свой «Оскар» Олдман больше заслужил за «Шпион, выйди вон!», где его как актера можно элементарно лучше разглядеть.

Лучшая актриса

Заслуживает победить: Марго Робби, «Я, Тоня»
Альтернатива: Сирша Ронан, «Леди Берд»
Победит: Фрэнсис МакДорманд, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Фрэнсис МакДорманд в этом году, кажется, всех сшибает с ног, причем как ролью в картине Мартина МакДоны, так и публичными высказываниями на всевозможных церемониях. Она не боится выругаться на сцене, угощает своих напарниц по номинации текилой, излучает невероятную girl power, отдает почести движению #MeeToo и, кажется, вручила бы свой будущий «Оскар» Сирше Ронан или Марго Робби. Актриса сама не раз говорила, что киноакадемикам следует обращать внимание на молодые таланты. Так что мы поступим как МакДорманд и уступим дорогу молодым. Ее героиня в «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» настолько сильна, харизматична, беспринципна и не идеальна, что посоревноваться в яркости образа может разве что персонаж Марго Робби.

«Я, Тоня» — это классический случай, когда фильм не состоялся бы без отдачи Робби. В некотором смысле это совсем необязательное кино. Скандал с фигуристкой в США все прекрасно помнят и дело не то чтобы обросло мистикой и неразберихой. Осмелюсь предположить, что личную версию событий от Хардинг мало кто хотел услышать. Да и как снять увлекательный фильм о спортсменке из американских низов, не скатившись в духоподъемный байопик? Режиссеру Крэйгу Гиллеспи это удалось при помощи элементов мокьюментари, в которых Робби показывает свою лучшую игру.

Сирша Ронан в таком кружке противоречивых персонажей, возможно, даже чувствует себя слегка не в своей тарелке. У нее за плечами всего-то роль неопределившегося подростка Кристин с розовыми волосами. Впрочем, в рейтинге она отмечена не зря. Ронан — наша будущая, не побоюсь этого слова, Мэрил Стрип. Ирландка мастерски освоила несколько акцентов, в свои 26 лет это уже третья номинация для актрисы, а в режиссерском дебюте Греты Гервиг Сирша умудряется блестяще воплотить образ чрезвычайно уверенной в себе и в то же время закомплексованной школьницы.

Лучший актер второго плана

Заслуживает победить: Сэм Рокуэлл, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Альтернатива: Уиллем Дефо, «Проект “Флорида”»
Победит: Сэм Рокуэлл, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Фильм Мартина МакДоны можно считать одним из самых выдающихся хотя бы потому, что автор создал целый ряд выразительных персонажей. В эту категорию, конечно, хочется включить и Вуди Харрельсона за роль местного шерифа, но удержусь, потому что экранного времени у него все-таки меньше чем у Рокуэлла. В свою очередь, офицер Диксон — один из самых продуманных и глубоких персонажей среди фильмов оскаровского сезона. Постепенная трансформация героя, неоднозначность и драматичность, которой наделили, казалось бы, поверхностного неудачника с полицейским значком, заслуживает награды. В кругу критиков уже возник вопрос — следует ли отмечать призом образ расиста и гомофоба? Вопрос, конечно, совершенно абсурдный. А иначе заберите «Оскар» у Хавьера Бардема и Кристофа Вальца.

Проникновенной драмеди Шона Бейкера «Проект “Флорида”», как по мне, уделили слишком мало внимания в этом сезоне. Хотя то, что такое инди попало в оскаровскую номинацию — уже большая удача. Уиллем Дефо вряд ли будет настоящим конкурентом Сэму Рокуэллу, однако его роль в фильме очень особенная. Уставший, но благородный, вспыльчивый, но бессильный против тех, кто поднялся выше по статусной лестнице — его персонаж создан при помощи самых аскетичных актерских приемов, даже слишком взвешенных по меркам эмоционального спектра Дефо. Его герой Бобби парадоксальным образом находит общий язык с главными нарушителями спокойствия — местными детишками, рев которых вызовет желание у любого зрителя перекодироваться в чайлдфри.

 

Лучшая актриса второго плана

Заслуживает победить: Лори Меткаф, «Леди Берд»
Альтернатива: Лесли Менвилл, «Призрачная нить»
Победит: Эллисон Дженни, «Я, Тоня»

Прежде чем вы наброситесь на меня за такую расстановку сил, скажу, что я тоже влюбилась в Эллисон Дженни. Это потрясающая комедийная актриса, которая, пожалуй, обеспечила себе лучшую репутацию на этапе промо-кампании своего кино перед «Оскаром». Дженни частый гость ток-шоу, у нее всегда есть парочка историй о съемках в «Я, Тоне» — от импровизаций с руганью (чтобы добыть от Марго Робби и Себастьяна Стэна подлинное смущение), до баек о злосчастном попугае на ее плече, который мешал отыграть сцену. Ее роль матери Тони — яркая харизма прямо на поверхности, она образцовый антагонист и со своим амплуа справляется блестяще.

Тем не менее в одинаковой мере статуэтку заслуживает прекрасная Лори Меткаф за «Леди Берд». Меткаф тоже сыграла мать протагонистки, вот только ее образ значительно сложнее, у него больше слоев и богаче палитра. Мама главной героини строга и сильна духом, она знает, как воспитать дочь, она верит в ее успехи, но не всегда понимает, как это показать. По сути, это тоже очень конфликтный персонаж, так же, как и образ Сирши Ронан.

Свою статуэтку точно не получит Лесли Менвилл, а жаль, потому что ее волевая подача образа сестры главного героя в «Призрачной нити» — третий столп, на котором держится эта, на первый взгляд, история о двух влюбленных. Ее Сирил, словно серый кардинал, всегда где-то поблизости но в тени. При этом свой потенциал сдержанная помощница кутюрье так и не показала, от чего еще страшнее при мысли, на что действительно способна героиня, умеющая беззвучно есть даже самый хрустящий тост.

Лучший оригинальный сценарий

Заслуживает победить: Джордан Пил, «Ловушка»
Альтернатива: Мартин МакДона, «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Победит: Джордан Пил, «Ловушка»

Я так и не определилась, какое кино в данной категории достойно «Оскара», потому что два главных фаворита здесь — разные в своем писательском стиле картины. Как можно сравнить эти работы? В «Ловушке» Джордан Пил идет от общего к частному — облачает американский средний класс, достает зацементированную политкорректность своего общества, чтобы показать, что с ним не так, и ставит против эфемерного социума единственного противника — просто черного парня с обостренным инстинктом самосохранения.

В свою очередь, Мартин МакДона идет от частного к общему — он настоящий драматург, дотошно прописавший своих героев. В личности каждого вложена частица одноэтажной провинциальной Америки, разбудить которую не может даже самое жуткое убийство. Каждый здесь страдает от неспособности к коммуникации, но к общему знаменателю рано или поздно придут все после нескольких сожженных мостов (и не только мостов).

И все же с большим риском я ставлю на «Ловушку» Джордана Пила. У фильма преимущество в виде актуальной расовой темы. Режиссер снял хоррор, в котором вышел за жанровые рамки как в сторону гротескной сатиры, так и социальной критики. При этом постановщик умело манипулирует зрительскими ожиданиями в лучших традициях Хичкока и Карпентера. Киноакадемия не зря дала «Ловушке» пять номинаций, чтобы отпустить ни с чем.

 

Лучший адаптированный сценарий

Заслуживает победить: Джеймс Айвори, «Зови меня своим именем»
Альтернатива: Ди Риис, Вирджил Уильямс, «Ферма “Мадбаунд”»
Победит: Джеймс Айвори, «Зови меня своим именем»

По правде, здесь есть только один очевидный победитель — это работа Джеймса Айвори по адаптации романа Андре Асимана «Зови меня своим именем». Признанному классику сейчас 89 лет, а он сумел перенести всю прелесть юношеской любви на большой экран. При этом в картине чувствуется фирменный аристократический стиль автора — здесь много литературных отсылок и музыкальных зарисовок, из которых соткан саундтрек к фильму. В конце концов «Оскар» хочется отдать Айвори хотя бы за финальный монолог отца Элио в исполении Майкла Стулбарга.

В этой категории, пожалуй, еще стоит выделить работу постановщицы Ди Риис и ее коллеги Вирджила Уильямса в адаптации романа «Ферма “Мадбаунд”» Хиллари Джордан. Давно я не видела кино, где закадровый голос не вредил повествованию и не выступал ленивым инструментом сторителлинга. В данном случае мысли персонажей, которыми они поочередно делятся со зрителями, нивелируют определение второстепенных, то есть менее важных героев истории. Это в целом очень неспешное и тихое кино, что в некотором смысле роднит его с работой Айвори.

 

Лучшая операторская работа

Заслуживает победить: Роджер Дикинс, «Бегущий по лезвию 2049»
Альтернатива: Хойте ван Хойтема, «Дюнкерк»
Победит: Роджер Дикинс, «Бегущий по лезвию 2049»

Традиция сильных операторских номинантов продолжается с прошлого года. Теперь это головокружительная работа Хойте ван Хойтема в «Дюнкерке», завораживающий фирменный стиль Роджера Дикинса в «Бегущем по лезвию 2049», плавно танцующая камера Дана Лаустсена в «Форме воды», театральная игра со светом и тенью в «Темных временах» от Бруно Дельбоннеля и живописная съемка Рэйчел Моррисон в «Ферма “Мадбаунд”». Не говоря уже о том, что Пола Томаса Андерсона не номинировали за «Призрачную нить» только потому, что технически у фильма нет главного оператора. Режиссер не захотел прописывать себя в этой графе из-за того, что, по его словам, над фильмом трудилась большая команда и он не единственный оператор картины.

Однако чем ближе до церемонии, тем яснее становится , что «Оскар» наконец возьмет ветеран операторского искусства Роджер Дикинс. У мастера за плечами многолетняя история сотрудничества с оскароносными режиссерами, 14 номинаций на статуэтку Киноакадемии и ни одной победы. Зато несколько трофеев досталось его ученикам, среди которых самый знаменитый — Эммануэль Любецки.

В данном случае «Оскар» за «Бегущего по лезвию 2049» даже не получится втайне назвать «за выслугу лет». Работа Дикинса в фильме Вильнева — триумф его операторского стиля. Автор с небывалым масштабом снимает как грандиозные планы залитого дождем постапокалиптического Лос-Анджелеса, так и клаустрофобные интерьеры, куда не проникает солнечный свет. Темпоритм фильма, помноженный на огромную панораму, будь то неоновый мегаполис или выжженные пустоши, замедляет действие этого блокбастера до статической медитации, в которой есть время разглядеть каждую искусственный мускул репликанта.

Лучший саундтрек

Заслуживает победить: Джонни Гринвуд, «Призрачная нить»
Альтернатива: Ханс Циммер, «Дюнкерк»
Победит: Александр Деспла, «Форма воды»

Гитарист Radiohead уже давно сотрудничает с Полом Томасом Андерсоном, на его счету музыка к картинам «Нефть», «Мастер» и «Врожденный порок». Но в этот раз композитор создал, пожалуй, свой самый зрелый саундтрек, вдохновленный джазом 50-х с огромным использованием струнных. Гринвуд вдохновлялся стилями Глена Гульда и Бена Уэбстера и написал настоящее импрессионистское произведение. Здесь также много минималистической бароковой музыки. К примеру, один из фрагментов исполнен на цимбалах, как намек на люксембургское происхождение главной героини Альмы. Удивительно, что это первая номинация для Джонни. Но «Оскар» он вряд ли возьмет.

Еще одна удивительная работа в списке номинаций в этом году, конечно же, у Ханса Циммера. В случае с «Дюнкерком» композитора можно считать вторым режиссером ленты. Циммер синтезирует звук часового механизма с самолетным мотором и залпами автоматов. Композитор по-вагнеровски нагнетает атмосферу небольшими ритмическими зарисовка, лишь иногда разрешая струнным взрывать саспенс выстроенного музыкального ряда.

Вот только букмекеры в этом году ставят на саундтрек Александра Десплы для «Формы воды» — без сомнения, хорошую работу, хотя менее изобретательную, чем у того же Гринвуда. В одном Деспла определенно не упрекнешь — композитор написал узнаваемое и оригинальное музыкальное сопровождение, которое выбивается из привычного академизма мелодий оскаровских номинантов. Здесь много гармоники и флейты, чувствуется влияние французских романтиков 70-х и эпохи «Золотого Голливуда».

Напомним, что церемония «Оскар» состоится 4 марта, так что присоединяйтесь к нашей текстовой трансляции в ночь награждения.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: