Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Бунтарка с причиной

Классическая история талантливой хулиганки в обертке нахальной трагикомедии

«Я, Тоня» — неожиданное дерзкое и смешное кино, порой даже слишком как для биографической ленты о фигурном катании. Режиссер Крэйг Гиллеспи ловит кураж и устраивает разнос жанру спортивной драмы, используя любые приемы, лишь бы зритель не скучал ни минуты: динамичная камера, резкий монтаж, разлом четвертой стены (вдребезги), заезженные, но бронебойные рок-хиты. Марго Робби не отстает от ритма и выдает свою лучшую роль, вовремя стряхнув образ типичной красотки. При всем при этом, «Я, Тоня» — фильм, оправдывающий бунтаря, которого общество принимать никак не хочет. Вивальди тут играет лишь в коридорах стадиона, когда на льду звучат ZZ Top и Foreigner. Что может быть еще показательнее?

Тоня Хардинг — известная на весь мир фигуристка, первая в истории американка, исполнившая тройной аксель (самый сложный элемент в фигурном катании) на соревнованиях. А еще Хардинг замешана в одном из самых громких спортивных скандалов. В 1994 году в преддверии зимней Олимпиады ее вместе с мужем обвинили в организации нападения на свою конкурентку по сборной Нэнси Кэрриган. Но главная проблема Тони — она ребенок из семьи, которую в США принято называть white trash (грубое название бедных, необразованных белых американцев, живущих на пособие и/или минимальную зарплату). Ей не повезло ни с родителями, ни с мужем. Тоня не умеет ничего, кроме фигурного катания.

Спустя 24 года после «инцидента», самый ненавистный персонаж в истории американского спорта (сразу за О. Джей Симпсоном, конечно) получает оправдательное кино. Гиллеспи использует формулу рассказа в духе «Славных парней» Скорсезе, только вместо гангстеров перед нами набор комичных персонажей. Постановщик сразу обрушивает на зрителя изрядную порцию безумного черного юмора в бешеном ритме. Режиссер не чурается прямого контакта со зрителем — сам Дэдпул позавидовал бы такому количеству обращений с экрана.

Кино вообще не боится играть с жанром — помимо Скорсезе, тут с легкостью читаются братья Коэн, духоподъемные тренировки в стиле Рокки Бальбоа, мокьюментари и классическая спортивная драма.

Пока сценарист фильма Стивен Роджерс готовил скрипт (из списка лучших неэкранизированных сценариев 2016 года), он успел пообщаться с Хардинг и ее бывшем мужем Джеффом. Ирония в том, что их рассказы были максимально разными, совпадений не было вплоть до мелочей. Именно поэтому в начальных титрах мы видим текст «Основано на безумных, дико противоречивых, абсолютно реальных интервью с Тоней Хардинг и Джеффом Гиллоули». Все это позволило авторам таким образом закрепить лейтмотив фильма из уст фигуристки — «Нет такого понятия, как правда. Это чепуха».

I, Tonya / Оригинальное название

120 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
8 февраля 2017 / ПРЕМЬЕРА

комедия, драма / ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Крэйг Гиллеспи

СЦЕНАРИЙ:
Стивен Роджерс

В РОЛЯХ:
Марго Робби
Себастьян Стэн
Эллисон Дженни
Джулианна Николсон
Пол Уолтер Хаузер
Бобби Каннавале
Бояна Новакович
Кэйтлин Карвер
Мэйзи Смит
МакКенна Грейс

ПРОКАТЧИК:
UFD

То, что поначалу видится шуткой или даже пародией, в финале превращается в настоящую жизненную трагедию с весьма неутешительным для общества приговором.

Собственно, как и настоящая Тоня Хардинг, лента не так проста, как кажется на первый взгляд. То, что поначалу видится шуткой или даже пародией, в финале превращается в настоящую жизненную трагедию с весьма неутешительным для общества приговором. Жуткие сцены домашнего насилия постановщик чередует с карикатурной идиотией. Такой подход поначалу с трудом позволяет воспринимать картину всерьез. Но чем дальше двигается история скандальной фигуристки, тем сложнее оказывается главная идея фильма. Вместо попытки разобраться, что случилось на самом деле, режиссер отдает повествование в руки главным героям.

Зритель услышит как минимум две версии злосчастного инцидента, а как было на самом деле, в общем-то, неважно. Ведь Тоня верит в собственную невиновность, и только предубеждения прессы и судей мешают ей стать положительным героем.

Оператор Николас Каракатсанис с одинаковой изобретательностью выхватывает как грациозные выступления Марго Робби на льду, так и бытовые сцены в узких помещениях с переходами из комнаты в комнату. Камера отлично поддерживает темп фильма, при этом не скатываясь в невнятный сумбур — в каждой сцене чувствуется выверенная постановка.

Вся эта затея с драмой под соусом черной комедии не сработала бы без мощного актерского состава. Марго Робби («Волк с Уолл-стрит», «Отряд самоубийц») уже успела закрепиться в Голливуде за счет эффектной внешности. Теперь пришла очередь показать свое актерское мастерство, с чем австралийка справляется великолепно. Ее Тоня Хардинг получилась многогранной и сложной, вызывающей неподдельное чувство сострадания, несмотря на заявленную внешнюю грубость. Она тут, безусловно, главная звезда и заслуженно претендует на первый в карьере «Оскар». Особенно приятно, что Робби выдает такой перфоманс рядом с Эллисон Дженни, чья роль деспотичной матери ЛаВоны Голден уже удостоилась «Золотого глобуса». В мужском составе прежде всего впечатлил эпизодичный Бобби Каннавале с тонной искусственного загара на коже. Но даже его работа меркнет на фоне главных женских ролей — уж слишком сильное исполнение выдали Робби и Дженни.

В результате, взяв историю скандальной антигероини, авторы сами того не подозревая, разрушают амплуа Тони-злодейки. Вот только про объективность происходящего периодически напоминает сама героиня, подмигивающая в кадр.

Ratings in depth

  • #ОбязателенКПросмотру
10 10