Забытый «Оскар»: устаревшие номинации о которых вы не подозревали
«Оскар» — это 24 номинации и еще 4 специальных награды. Но так было не всегда. На первой церемонии Награды Киноакадемии (впервые неофициальное название «Оскар» появилось после шестой церемонии) было объявлено 12 категорий. Со временем их количество увеличивалось, причем некоторые устаревшие номинации убирали, заменяя их более актуальными. Последнее изменение произошло в 2002 году, когда статуэтку впервые вручили лучшему анимационному фильму.
Но мы считаем, что нельзя просто так забыть уникальные номинации, убранные из общего списка. Они заслуживают свою собственную историю.
Драма против комедии, черно-белый против цветного
В первый год (1929) Киноакадемия решила, что просто номинации «Лучший режиссер» не хватит, и разделила ее на две отдельных категории — «Лучший драматический режиссер» и «Лучший комедийный режиссер». К счастью, конфузов, как с «Марсианином» на «Золотом Глобусе», не случилось и награды отошли Фрэнку Борзейги («Седьмое небо») и Льюису Майлстоуну («Два аравийских рыцаря») соответственно.
В 1937 и 1938 годах по цветовому признаку разделили короткометражки. Причина была проста — Техниколор только появился и большие компании не могли позволить себе красить сразу весь фильм. С 1940-го, когда цветные картины перестали считаться экспериментальным творчеством, Киноакадемия решила разделить номинации «Лучший оператор» на две — для черно-белых и раскрашенных фильмов. На следующей церемонии та же участь постигла и художников-постановщиков. В 1949-м по цвету разделили еще одну номинацию — дизайн костюмов.
Убрали цветовое деление только в 1968 году.
Лауреаты «Оскара» 1941 в номинации «Лучший оператор»: «Как зелена была моя долина», черно-белое кино и «Кровь и песок», цветное кино.
Такая разная музыка
Категории «Лучшая музыка» и «Лучшая песня» появились еще в 1935 году, но спустя 4 года Киноакадемия решила, что ей этого мало и добавила в список «Лучший саундтрек» (речь об адаптации существующих композиций). Квентин Тарантино и Эдгар Райт точно не отказались бы от такой категории в наше время. Но продержалась она всего до 1941 года. В 1942-м, из-за огромного количества музыкальных фильмов, академикам пришлось опять пойти на изменения — в этот раз «Лучшую музыку» поделили на «Лучший саундтрек к драматическому фильму» и «Лучший саундтрек к музыкальном фильму». Мода на мюзиклы только росла, так что спустя год, в 1943 для конкуренции, номинацию «Лучший саундтрек к драматическому фильму» превратили в «Лучший саундтрек к драматическому или комедийному фильму».
Вакханалия с музыкальными номинациями могла закончиться в 1961 году, когда популярность песен и плясок на экране окончательно ушла. Но Академия так привыкла к двум категориям, что просто сделала очередную замену. Теперь «Лучшая музыка» делилась на «Оригинальный саундтрек» и «Запись адаптированной партитуры» (Позже сменила название на «Лучшая адаптация или аранжировка»). Окончательно воссоединилась номинация только в 1985 года, а последним лауреатом «Лучшей музыки: записи песен или адаптации партитуры» стал Принс, за фильм Purple Rain.
В 90-х ностальгия настигла «Оскар» и на 4 года (с 1996 по 1999) «Лучшую музыку» поделили на «Лучший саундтрек к драматическому фильму» и «Лучший саундтрек к музыкальному или комедийному фильму». Причиной стала компания Disney — c 1991 по 1994 год анимационные фильмы студии трижды забирали награду.
Что интересно, все это время на «Лучшую песню» никто руку не поднимал. Свои статуэтки в данной категории успели отхватить Стиви Уандер, Лайонел Ричи, Брюс Спрингстин, Фил Коллинз, Боб Дилан и прочие.
Обладатели премии «Оскар» в номинации «Лучшая музыка» от студии Disney: «Красавица и чудовище» (1991), «Аладдин» (1992), «Король Лев» (1994).
Пропавшие без вести
Если описанные выше номинации претерпели изменений, но добрались до наших дней, то описанные ниже не смогли пробиться сквозь время. Некоторые из них были экспериментальными, некоторые устарели из-за изменения кинопроизводства, а некоторые просто убрали за ненадобностью.
Лучший оригинальный литературный первоисточник
Номинация просуществовала 28 лет, с 1929 по 1957 год. По сути, это была литературная премия при «Оскаре». Две статуэтки в этой номинации получил Далтон Трамбо за фильмы «Римские каникулы» (1953) и «Отверженный» (1957) (интересно, что в 2015 году Брайан Крэнстон сыграл самого Далтона в байопике «Трамбо» и получил актерскую номинацию на «Оскар»). Категория была упразднена из-за конфликтов с «Лучшим оригинальным сценарием» (вручается с 1941 года).
Лауреат «Оскара» Далтон Трамбо (слева) и Брайан Крэнстон в фильме «Трамбо» (справа).
Молодежная награда Академии
Номинация просуществовала 26 лет, с 1935 по 1961 год. Награду вручали нерегулярно и начали с Ширли Темпл, которая в 1934 году снялась сразу в 7 фильмах (ей было 6 лет). Самой известной лауреаткой категории считается Джуди Гарленд за ее перформанс в «Волшебнике страны Оз». Что интересно, формально детским «Оскаром» награждали не за определенную картину, а как «выдающегося ребёнка-актёра … года». Но и это правило регулярно нарушалось: статуэтки также вручались за «вклад в кино» или за отдельную картину.
Лучший короткометражный фильм, снятый вживую на 1 бобину / 2 бобины
Номинация просуществовала 20 лет, с 1937 по 1957 год. Судя по всему, кинематографистам не хватало спортивного интереса, вот они и пытались ужаться в как можно большие рамки. Жаль, Хемингуэй не был режиссером. Он бы точно снял самый грустный фильм, полностью не использовав даже одну бобину.
Справка: на одну бобину стандартной пленки 35-мм можно было снять 11 минут и 4 секунды материала.
Лучший ассистент режиссера
Номинация просуществовала 5 лет, с 1934 по 1938 год. И нет, ее не вручали за лучше всего поданный чай или самую быструю доставку пончиков на площадку. В отличие от остальных номинаций, ассистентов режиссера награждали не за определенный фильм, а за работу в определенный год. Вероятно, пытались намекнуть на то, что их труд неполноценен.
Лучший хореограф
Номинация просуществовала 3 года, с 1936 по 1938 год. Награду получал хореограф, поставивший один или несколько танцевальных номеров для какого-либо кинофильма. Среди трех лауреатов особо выделился Дэйв Гулд. Он единственный, кто получил статуэтку за работу сразу над двумя фильмами — «Мелодия Бродвея 1936 года» и «Фоли Бержер».
Еще три категории появились только на первой церемонии: «Лучшие технические эффекты» («Крылья»), «Лучшее уникальное и художественное качество исполнителя» («Восход солнца: песня двух людей») и наш фаворит — «Лучшие титры».
Вполне возможно, что скоро VR или AR-фильмы поменяют наградный список «Оскара», пополнив перечень устаревших номинаций новыми категориями, но это дело будущих дней. А пока мы сделаем все, чтобы не забыть единственного человека, награжденного «Оскаром» за титры — Джозефа Фарнема.