Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Зло под солнцем

Антиромком от режиссера «Наследственности»

История циклична. Полгода тому назад любители ужастиков с легкой опаской шли на «Мы» Джордана Пила. Сможет ли постановщик оскароносной «Ловушки» повторить свой успех и стать новым Джоном Карпентером (как вариант – Джорджем Ромеро или Уэсом Крейвеном)? Как мы знаем, снять приличный дебютный фильм – еще ползадачи, главное – не опростоволоситься со второй картиной, на которую обычно возлагается куда больше надежд. «Мы», возможно, не дотянула до успеха первой работы Пила, но оказалась удачной, напряженной и чертовски изобретательной картиной.

Можно было спокойно выдохнуть – и тут же начать переживать за вторую ленту Ари Астера, не менее обещающего хоррор-постановщика, который тоже вызвал фурор своим дебютом. «Наследственность» была одним из самых необычных ужастиков позапрошлого года – мрачной историей о безумии, семье и травмах прошлого. Судя по трейлерам, «Солнцестояние» должно было быть не хуже – тут ощущались все те же подтексты, а визуальная сторона выглядела еще смелее. Сектанты в белых одеяниях! Шведские поля, залитые солнцем! Флоренс Пью, рыдающая посреди цветочной поляны! Как тут устоять?

Если вы увлекаетесь фолк-хоррором, смотрели «Плетеного человека» или вообще когда-либо видели хоть какой-то ужастик, то вас вряд ли удивит сюжет «Солнцестояния». Ну какие могут быть неожиданности в истории о компании американских студентов, отправившихся на каникулы в странную шведскую коммуну? Еще и на языческий праздник, который отмечают раз в 90 лет! Вполне предсказуемо, Кристиан (Джек Рейнор), Марк (Уилл Полтер) и Джош (Уильям Джексон Харпер) слишком самоуверенны, чтобы догадываться о поджидающих их ужасах. Хотя нам и сообщают, что ребята – антропологи, в первую очередь их интересует перспектива секса со шведками и эксперименты с галлюциногенами, а не загадочные рунические надписи и ритуалы.

ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
MIDSOMMAR
ХРОНОМЕТРАЖ
140 МИН
ПРЕМЬЕРА
1 АВГУСТА 2019
ЖАНР
УЖАСЫ
РЕЖИССЕР
АРИ АСТЕР
СЦЕНАРИЙ
АРИ АСТЕР
В РОЛЯХ
Флоренс Пью
Джек Рейнор
ПРОКАТЧИК
VOLGA

«Солнцестояние» – история, которая держится не на словах или даже действиях героев, а на телесности их ощущений, на переживаниях и впечатлениях.

Астер ненавязчиво высмеивает вседозволенность и неуважительность американских туристов, но история не превращается в кровавый «Евротур» – к парням в последний момент присоединяется куда более чувствительная и эмоциональная Дэни (Флоренс Пью), девушка Кристиана. Друзья явно не рады такому повороту событий (они и так постоянно уговаривают Кристиана бросить ее), но отказать Дэни было бы слишком неловко – тем более, что она недавно пережила жуткую семейную трагедию. Пятым членом этой напряженной команды становится Пелле (Вильхельм Бломгрен) – спокойный и вежливый шведский студент по обмену, который и пригласил друзей посетить свой родной городок. Неспроста, конечно же.

«Солнцестояние» – история, которая держится не на словах или даже действиях героев, а на телесности их ощущений (если вы помните сцену с головой из «Наследственности», то наверняка понимаете, о чем я), на переживаниях и впечатлениях. Ари Астер никогда не был сильным сценаристом, но мало кто еще может создавать настолько целостные, затягивающие и осязаемые миры. Поселок, в который отправляются протагонисты (хорошо, протагонистка и ее отвратительные знакомые) – крохотная вселенная со своими правилами и нормами. Мы видели подобное в том же «Плетеном человеке», но Хорга (так называется коммуна) Астера выглядит гораздо живее, а ее мифология – реальнее: нам показывают каждый ритуал жителей, каждую их трапезу и каждое помещение в деревне. Кажется, будто протяни руку к экрану – и сможешь дотронуться к массивным дубовым столам, домотканым платьям и прохладным тяжелым стаканам, полным горького травяного отвара. В этом «Солнцестояние» напоминает прошлогоднюю «Суспирию» (правда, работа Астера гораздо прямолинейнее) – тут почти нет джампскеров или комического насилия, неожиданных сюжетных поворотов и прочего заигрывания со зрителем. В каком-то смысле, обе ленты не о страхе, а о боли – как физической, так и о душевной.

Хотя друзья Кристиана так и остаются скорее архетипами, чем настоящими людьми, Дэнни становится чем-то вроде аватара для зрителя – растерянным и травмированным путеводителем по умопомрачительному и зловещему новому миру. Нам так и не раскрывают ее прошлого, все, что мы знаем о девушке – то, что она пережила страшную трагедию, и что ее парень даже не пытается ее поддержать. Более того – Кристиан систематически убеждает Дэни в том, что это она сама придумала себе на голову проблем. Настолько абстрактной зарисовки оказывается достаточно, чтобы сочувствовать Дэнни – ее история превращает, казалось бы, простой хоррор-сюжет в метафорическую притчу об отношениях. Тут нужно отдать должное Флоренс Пью – у ее героини не так уж много реплик, но от дискомфорта и всепоглощающей тоски Дэнни невозможно абстрагироваться.

Постановщик вновь работает с оператором «Наследственности» Павлом Погорзельским, и хвала богам – мало кто умеет настолько тонко совмещать резкую динамику и напряженную статичность. А главное – мало кто настолько тонко использует визуальную составляющую, чтобы вызывать у зрителя ощущение непреодолимой паники. Длинные кадры порой слишком продолжительные – в одной сцене камера так медленно вращается вокруг своей оси, что вас буквально начинает укачивать, а затем неожиданно фокусируется именно на том, чего вы не хотели видеть. Парадоксально, но солнечная локация лишь усугубляет это ощущение – если бы действие происходило в темном-темном лесу или в готическом особняке, можно было бы слегка прищуриться и толком не разглядеть жуткого монстра. Аристер вытаскивает все самое страшное на дневной свет – тут, как не старайся, не получится что-то не заметить. И такой подход отлично переплетается с подтекстом картины: как бы нам ни хотелось подольше оставаться в своей зоне комфорта, иногда приходиться широко открыть глаза, смириться с реальностью и признать – лучше покончить с абьюзивными отношениями, чем ждать, поки они сведут нас в могилу.

Если вы надеялись пригласить свою новую пассию на развлекательный ужастик и найти лишний повод пообниматься в темноте, «Солнцестояние» – точно не тот фильм, на который стоит идти. Вместо того, чтобы мило подпрыгивать от неожиданности и держаться за руки, вы будете с ужасом смотреть на экран и думать о том, как все мы раним друг друга своим безразличием. И о том, что точно не хотите планировать совместную поездку в Европу.

Review overview

Summary